Личные местоимения. Как определить лицо глагола правильно Закрепление изученного материала

В русском языке присутствует такая словоизменительная грамматическая категория как лицо глаголов. С ее помощью можно узнать, кто именно совершает конкретное действие. Существуют три лица глагола как в единственном, так и во множественном числе.

Что такое лицо глагола в русском языке?

Лицо глагола в русском языке – это словоизменительная грамматическая категория глаголов, выражающая соотнесенность называемого глаголом действия к участникам речи. То есть, лицо глагола указывает на то, кто совершает действие. Категория лица присуща глагольным формам настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формам повелительного наклонения.

Значение категории лица глаголов

В русском языке существует три лица глагола в единственном и во множественном лице, выражающих различное значение называемого глаголом действия.

Единственное число:

  • 1 лицо глагола – обозначает, что действие относится непосредственно к говорящему, он является субъектом речи варю кофе, я куплю яблок) .
  • 2 лицо глагола – указывает на соотнесенность действия к собеседнику (ты читаешь книгу, ты построишь дом) .
  • 3 лицо глагола – выражает отношение действия к лицу либо к предмету, который не участвует в речи (он идет в кино, она погладит рубашку) .

Множественное число:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • 1 лицо глагола – обозначают действие, которое относится к группе лиц, включая говорящего (мы спим, мы решим задачу).
  • 2 лицо глагола – указывают на действие, которое относится к группе лиц, включая собеседника (вы думаете о лете, вы поедете в горы) .
  • 3 лицо глагола – выражают отнесенность действия к группе предметов либо лиц, которые не принимают участие в речи (они собирают грибы, они уберут в доме) .

Как определить лицо глагола?

Для определения лица глагола выделите личное окончание глагольной формы, определите ее значение в контексте речи, а также поставьте вопросы:

  • Глаголы 1 лица отвечают на вопросы : Что делаю? Что сделаю? Что делаем? Что сделаем?
  • Глаголы 2 лица : Что делаешь? Что сделаешь? Что делаете? Что сделаете?
  • Глаголы 3 лица : Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?

Для удобства определения лица глагола, приводим личные окончания и примеры употребления лиц глаголов таблицей:

Изъявительное наклонение Повелительное наклонение
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
1-е лицо Я улыбаю сь;
Я построю
Мы улыбаем ся;
Мы построим
Давайте мы улыбнем ся;
Давайте мы построим
2-е лицо Ты улыбаешь ся;
Ты построишь
Вы улыбаете сь;
Вы построите
Улыбай ся;
Построй
Улыбайте сь;
Постройте
3-е лицо Он улыбает ся;
Она построит
Они улыбают ся;
Они построят
Пусть он улыбает ся;
Пускай она построит ;
Пусть они улыбают ся; Пускай они построят ;

В повелительном наклонении формы 1-го и 3-го лица образуются при помощи частиц давайте, да, пусть, пускай .

Лицо глагола - это один из его непостоянных признаков и его важнейшая категория, с помощью которой можно определить кто производит описываемое глаголом действие. Поэтому в задачах по русскому языку в школе ученикам нередко требуется определить лицо глагола. В ходе морфологического разбора важно уметь точно выяснять постоянные и непостоянные признаки слов данной части речи. Лицо – изменяемая грамматическая категория глагола. Чтобы определять его правильно, важно помнить рекомендации, следовать заданному алгоритму.


Определяем лицо глагола. Несколько рекомендаций
Простые советы помогут вам правильно определять лицо у глаголов. Постарайтесь их запомнить.
  1. Для начала попробуйте задать к глаголу вопросы:
    • глаголы первого лица: что делаю? что делаем? (пишу, пишем);
    • глаголы второго лица: что делаешь? что делаете? (пишешь, пишете);
    • глаголы третьего лица: что делает? что делают? (пишет, пишут).
    Как вы уже обратили внимание, к глаголам каждого лица задаются вопросы двух типов – для единственного и множественного числа.
  2. Один из самых простых способов определения лица глагола – подстановка соответствующего по смыслу местоимения. Вам понадобится обязательно запомнить местоимения всех трёх лиц, чтобы суметь хорошо применить этот метод.
    • 1 лицо: я, мы. Например: я хожу, мы ходим.
    • 2 лицо: ты, вы. Например: ты ходишь, вы ходите.
    • 3 лицо: он, она, оно, они. Например: он учится, они учатся.
  3. Также важно помнить формальные признаки лица глагола – глагольные личные окончания.


    Хороший вариант – создать собственную таблицу с примерами. Начертите её на отдельном листе плотной бумаги, придумайте свои примеры на каждое окончание и вставьте их в соответствующие строки. Так вы сможете быстро запомнить все окончания и в дальнейшем легко определять лицо глагола.

  4. Обратите внимание на важный момент: у глаголов, находящихся в прошедшем времени, лицо не определяется! Также не нужно определять этот признак у инфинитива. Например: училась (я, ты, она). Учиться (мне, тебе, ей). Вам достаточно подставить соответствующие местоимения, чтобы убедиться: глаголы прошедшего времени и инфинитивы не обладают грамматической категорией лица. Обязательно укажите это отдельно на вашем листе с таблицей и приведите собственные примеры. Тогда вы уже не забудете данную особенность глагола как части речи.
  5. В сложных случаях нужно использовать все известные вам методы определения лица глагола. Лучше применять все способы до тех пор, пока вы не начнёте свободно ориентироваться в этой грамматической категории глагола и правильно определять лицо. Тогда вам будет достаточно пользоваться одним, наиболее удобным для вас, методом.
Как определить лицо глагола? Алгоритм
Как определить лицо глагола правильно? Вам понадобится вспомнить советы и воспользоваться алгоритмом.
  1. Выпишите глагол, лицо которого вам требуется определить, на отдельный листочек.
  2. Убедитесь, что глагол имеет настоящее или будущее время, не является инфинитивом. Если перед вами глагол будущего, настоящего времени, приступайте непосредственно к анализу.
  3. Подставьте к глаголу местоимение, подходящее по смыслу. Определите лицо местоимения. Глаголы употребляются с местоимениями того же лица, какое они имеют. Например, если к вашему глаголу подошло местоимение второго лица – перед вами глагол второго лица.
  4. Задайте к глаголу вопрос. Выясните, на вопрос какого лица он отвечает, исходя из этого определите лицо глагола.
  5. Самый надёжный способ – определение лица по формальному признаку. Разберите глагол по составу и выделите в нём окончание. Вспомните таблицу личных глагольных окончаний и запишите, какое лицо у данного глагола.
Выполняйте анализ глагола тщательно, не торопясь, вспоминайте рекомендации, местоимения, вопросы, соответствующие разным лицам, таблицу, следуйте алгоритму. Тогда вы будете правильно определять данную грамматическую категорию глагола.

Тема: Учимся различать форму 2-го лица множественного числа настоящего времени и повелительную форму глаголов.

Цель: учить различать форму 2 го лица мн. ч. и повелительную форму глагола;

способствовать воспитанию вежливости и трудолюбия.

Планируемые результаты:

Предметные: учить различать форму 2 го лица мн. ч. и повелительную форму глагола;

развивать умения определять тип и место орфограммы в слове и объяснять ее написание; разбирать слова по составу;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Слушать и понимать речь других;

Договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование :

    компьютер, карточки с заданиями, презентация, учебник русского языка I I часть, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, М.: Академкнига/Учебник. (УМК “Перспективная начальная школа”) рабочие тетради.

Ход урока

    Организационный момент.

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем.

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем.

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем.

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем.

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем

    Прозвенел звонок весёлый

    Все готовы? Всё готово?

    Мы сейчас не отдыхаем,

    Мы работать начинаем

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Сейчас начало весны. Еще холодно. Вы любите тепло? Скажите, чего ждем от природы, чего хотим много-много? Я вам загадаю загадку.

Тихо по небу плывёт

И тепло нам отдаёт. (солнце)

Что делает солнце, чтобы нам с вами было хорошо?

Посмотрите внимательно на доску. Прочитайте.

Светит, смотрит, сверкает.

Правильно, сейчас вы запишите загадку и слова в тетрадь. Пишем чисто и красиво.

Что можно сказать о данных словах? (глаголы)

И тема нашего урока?

- «Глагол. Повторение о глаголе»

Какую задачу мы поставим перед собой на этом уроке?

- Сегодня на уроке мы будем повторять тему «Глагол» и вспомним, что знаем об этой части речи.

Что мы знаем о глаголах? Какие слова называются глаголами?

Глагол – настоящий богатырь среди частей речи. Не зря его еще называют Дедушкой Глаголом.

2. Тесты

Глагол – это:

а) часть слова;

б)часть речи.

Глагол обозначает:

а) признак предмета;

б) действие предмета.

Глагол имеет:

а) лицо, время, спряжение;

б) склонение, падеж.

В предложение глагол является:

а) подлежащим;

сказуемым.

Суффикс – это:

а) часть слова;

б) часть речи.

Суффиксы пишутся:

а) после корня;

б) перед корнем.

Суффиксы нужны:

а) для образования новых слов;

б) для указания на форму слова.

– Давайте, прочитаем какой рассказ о глаголе и суффиксе, который получился у вас. (Слушаем учащихся.)

3. Формирование знаний, умений и навыков.

1)Работа в паре . В начале урока мы записали глаголы. Эти глаголы запишите в начальной форме столбиком. Рядом с каждым глаголом запиши сначала повелительную форму глагола множественного числа, а потом форму 2-го лица множественного числа. Поставьте в них ударение. Выделите суффиксы.

Светить светите светите

Смотреть смотрите смотрите

Сверкать сверкаете сверкайте

Как можно назвать суффиксы 3-ей группы.

2)Работа в группе. Давайте вспомним, чем отличаются глаголы 2-го лица мн. ч. от повелительной формы?

Посмотрите на пары глаголов:

положите положите

проявите проявите

склоните склоните

подарите подарите

Что вы про них скажите?

Запишите глаголы в 2 столбика и разберите по составу так, чтобы:

В 1 столбике были глаголы 2 лица мн. Ч.

Во 2 столбике – глаголы повелительной формы.

Поставьте правильно ударение.

3)Самостоятельная работа Работа в п. т. С. 68-69, упр. 63.

Вставьте самостоятельно орфограммы, приготовьтесь выборочно объяснить их:

Согл…шайтесь, застав…т, запомн…те, съеда…т, нрав…ся, пойма…т, с…кунду, скаж…т, смож…те, выл…зти, из тарелк…, п…бежит, крикн…те, люд…ед.

Выполните остальные задания.

Какие глаголы 2-го лица мн. ч. вы нашли?

Глаголы повелительной формы?

Назовите спряжение выделенных глаголов?

Личные местоимения – лицо, число.

4) Игра «Найди пару».

1.Пропусти мимо ушей а) не рассказывай

2. Прикуси язык б) не слушай

3. Держи язык за зубами в) успокойся

4. Возьми себя в руки г)замолчи

Выпишите глаголы в повелительной форме, поставьте на них ударение и разберите по составу.

4.Физминутка.

5.Самостоятельно выполните упражнение.

Спишите, расставьте знаки препинания, глаголы разберите по составу

1. Ребята, слушайте внимательно объяснение учителя.

2. Николай Иванович, расскажите, пожалуйста, нам о себе.

6.Итог урока:

Чем отличается повелительная форма глагола от формы 2 лица мн. ч.?

Какие знаки препинания можно брать в помощь для определения этих форм?

Какие суффиксы образуют повелительную форму глагола?

7.Рефлексия.

- А сейчас каждому из вас для оценивания своей активности и качества своей работы на уроке надо выбрать карандаши определенного цвета.

Урок полезен, всё понятно - зеленый цвет.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно – жёлтый цвет.

Ещё придётся потрудиться

Да, трудно всё-таки учиться – красный цвет.

8.Оценивание.

9.Домашнее задание:

    На «4»- написать 5 глаголов в форме 2 л. мн.ч. потом в повелительной форме, разобрать их по составу.

    На «5» - написать 5 глаголов в форме 2 л. мн.ч. потом в повелительной форме, разобрать их по составу, с любым глаголом составить предложение.

Спасибо, ребята, за урок. Урок окончен.

Личные местоимения - это слова, которые указывают на предмет, не называя его. Личные местоимения отвечают на вопросы кто? что? Например:

стол стоит - он (стол) стоит

монета упала - она (монета) упала

В примере он и она являются личными местоимениями, обратите внимание, что личными местоимениями можно заменять имена существительные.

К личным местоимениям относятся:

я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Личные местоимения имеют 3 лица и изменяются по числам (единственное и множественное).

1 лицо личных местоимений

К первому лицу относятся местоимения я и мы . Местоимение я - единственное число, а мы - множественное число.

Личные местоимения 1-го лица единственного числа указывают на человека, который говорит о себе:

я говорю, я умный, я поеду

Множественное число указывает на несколько человек, идёт указание на себя и кого-то ещё:

мы говорим, мы умные, мы поедем

2 лицо личных местоимений

Ко второму лицу относятся местоимения ты и вы . Местоимение ты - единственное число, а вы - множественное число.

Личные местоимения 2-го лица единственного числа указывают на человека, к которому обращаются, то есть на собеседника:

ты хочешь, ты добрый, ты поедешь

Множественное число указывает на несколько человек, к которым идёт обращение, включая собеседника:

вы хотите, вы умные, вы поедете

Местоимение вы часто употребляется вместо местоимения ты для выражения вежливости относительно одного собеседника. Следовательно иногда вы является формой единственного числа. Например:

Пётр Семёнович, вы уже уезжаете?

3 лицо личных местоимений

К третьему лицу относятся местоимения он, она, оно и они . Местоимения он, она, оно - единственное число, а они - множественное число.

Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам:

он - мужской род

она - женский род

оно - средний род

Во множественном числе местоимение по родам не изменяется, для всех родов используется единственная форма они .

Личные местоимения 3-го лица единственного числа указывают на того или на то, не участвующего в обсуждении (указание о ком или о чём говорят):

он говорил, она добрая, оно яркое

Множественное число указывает на несколько человек или предметов, о которых идёт речь:

они шумят, они быстрые, они поедут

Склонение личных местоимений

Личные местоимения изменяются по падежам (склоняются):

Таблица склонения личных местоимений
Падежи
Им. Род. Дат. Вин. Творит. Предл.
1-е лицо ед.ч. Я Меня Мне Меня Мной Обо мне
1-е лицо мн.ч. Мы Нас Нам Нас Нами О нас
2-е лицо ед.ч. Ты Тебя Тебе Тебя Тобой О тебе
2-е лицо мн.ч. Вы Вас Вам Вас Вами О вас
3-е лицо ед.ч. м.р. Он Его Ему Его Им О нём
3-е лицо ед.ч. ж.р. Она Её Ей Её Ей (Ею) О ней
3-е лицо ед.ч. ср.р. Оно Его Ему Его Им О нём
3-е лицо мн.ч. Они Их Им Их Ими О них

Использование встречающегося ненормативного варианта ихний вместо их не допустимо и является грубой ошибкой.

Правописание с предлогами

Предлоги с местоимениями пишутся раздельно:

ко мне, у вас, к нам

После предлогов в начале местоимений 3-го лица в косвенных падежах (его, ему, им, её, ей, ею, их, ими ) добавляется буква н :

с н им, к н ей, у н его, для н её, за н ими

Технологическая карта урока

Предмет : русский язык УМК : ПНШ

Тип урока: урок закрепления знаний.

Учитель начальных классов: Павлова Лидия Петровна Класс : 4

Тема

«Учимся различать форму 2-го лица множественного числа настоящего времени и повелительную форму глаголов»

Цель

учить различать форму 2 го лица мн. ч. и повелительную форму глагола;

Формируемые УУД

Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, проводить сравнение и классификацию, строить устный ответ в соответствии с заданным вопросом, осуществляет анализ объекта, формулирует общий вывод на основе сравнения объектов, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, соотносить выполненное задание с образцом, принимать и сохранять учебную задачу, проговаривать вслух последовательность производимых действий, адекватно воспринимать оценку товарищей.

Коммуникативные : использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем и одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь, принимает другое мнение и позицию, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные : проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», проявлять интерес к учебному материалу, участвовать в самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемый результат

Предметные: выделять глагольный суффикс, суффикс

повелительной формы; разбирать глаголы по составу; показывать, как образованы повелительные формы единственного числа глаголов; ставить ударение в повелительной форме глагола

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. ( Регулятивные УУД ) Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. ( Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Ресурсы

Технологическая карта урока

Планируемые результаты

I .Мотивация к учебной деятельности

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они пришли посмотреть, чему мы научились за 4 года.

Чтобы урок получился успешным, что нам для этого нужно?

Быть активными, не бояться высказывать своё мнение, быть внимательными, не отвлекаться.

Личностные УУД:

мотивация учебной деятельности

2.Актуализация знаний

3.Повторение знаний о глаголе

Эпиграфом нашего урока послужит пословица: Корень учения горек, а плод сладок.

Как понимаете пословицу?

А можно ли эти слова отнести к нашему уроку?

А вы хотите чтобы в конце урока вам стало сладко? Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!

Минутка чистописания

Откройте тетради и подпишите число и классная работа.

Ггг Ааа Ооо Ллл

Почему я взяла эти буквы в минутку чистописания?

–Суш…т, замеча…шь, ла…т, слыш…т, сверл…шь

– Что объединяет эти слова?

Объясните орфограммы, назовите спряжение, запишите правильно и красиво.

1.Глагол – это:

часть слова;

часть речи.

2.Глагол обозначает:

признак предмета;

действие предмета.

3.Глагол имеет:

Спряжение, род, число, лицо

Склонение, падеж

4.Спряжением глагола называется изменение глагола:
а) по лицам и числам.
б) по падежам;

5.Глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют
а) относятся к 1 спряжению;
б) относятся ко 2 спряжению.

6.Глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят
а) относятся ко 2 спряжению;
б) относятся к 1 спряжению.

7.В предложение глагол является:

подлежащим;

сказуемым.

Подведём итог. Расскажите о глаголе используя ответы теста.

Работа в парах. (Карточка№1)

Глаголы 1 спряжения поставь во 2-е лицо ед.,ч., а глаголы 2 спряжения – во 2-е лицо мн.ч.

Копать, тонуть, гулять, править, пилить, клеить, синеть, злить, терять.

Назовите личные окончания.

Карточка № 2 .

Вставь пропущенные буквы

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала.

Коля кол…т. Поля пол…т.

Паша паш…т. Варя вар…т.

Света свет…т. Соня дремл…т.

Тоня тон…т. Но не дам ей утонуть.

Я спасу подружку Тоню,

Подрисую что-нибудь.

Определи спряжение, лицо и число глаголов. Назови личные окончания.

Учиться сложно, но когда всё узнал, то стало легко и понятно и на душе сладко

Отвечают на вопросы

Подписывают «Число. Классная работа»

Прописывают буквы.

Это глаголы с орфограммой безударные личные окончания глаголов.

Объясняют орфограммы и записывают слова

Выполняют тест, меняются тестами и проверяют:

2-3 ош.- «3»

Работа в парах

Проверяют

(Оценивают свою работу)

Рассказывают о глаголе.

Работа в парах

(Проверка)

(Оценивают свою работу)

Познавательные УУД: актуализация знаний детей

Регулятивные УУД - контроль, оценка, коррекция

Познавательные УУД- общеучебные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные УУД - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

3.Создание проблемной ситуации

1. Игра «Добавь недостающие части глаголов»

Берег… книгу! Не бери… её грязными руками

И не клади… её на грязный стол.

Не перегибай… книгу и

Не загибай… у неё листов.

Если вы возьм… книгу в библиотеке,

То не забудь… её вернуть в срок..

Что объединяет эти глаголы? Найдите «лишнее» слово

Читают и добавляют части слов

Отвечают на вопрос. Находят лишнее слово

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного.

4. Постановка учебной задачи

Кто мне может сформулировать тему урока?

Где мы сможем получить более подробную информацию по этой теме?

Прочитайте тему урока ещё раз.

Какую цель поставим перед собой?

Учащиеся отвечают на вопрос и ищут необходимую информацию в учебнике.

Читают тему и ставят цель.

Оценивают себя по шкале.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование.

Познавательные УУД : уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, находить ответы на вопросы, используя учебник.

5. Закрепление изученного материала.

6.Физкультминутка

Работа по учебнику стр120 упр. 127

Посмотрите условное обозначение, в какой форме будем работать?

– Чтение и выполнение первой части задания.

Что значит формулируйте вопрос или команду?

Где мы сможем посмотреть подсказку?

(рассмотрим плакат Летучей Мыши).

– Запись столбиком нач форм выделенных глаголов с выделение глагольного суффикса.

– У вас получилось три слова или шесть? Маша считает, что суффикс у всех глаголов один и тот же. (Это суффикс Я, значит это глаголы 1 спряжения.)

– Ты тоже так думаешь?

– Запишите рядом повелительную форму и форму 2 лица мн. ч.

– Выделите сначала глагольный суффикс, а затем суффикс глаголов в повелительной форме.

– Чем отличаются окончания повел формы мн. числа и формы 2 лица мн. числа?

Сделайте вывод.

Встаньте прямо

Наклонитесь влево, вправо и вперёд

И ещё раз повторите влево, вправо и вперёд.

А теперь присядьте, встаньте

И попрыгаем разок.

Встаньте ровно. Сядьте тихо.

Посмотрите друг на друга- улыбнитесь.

Продолжайте наш урок.

Какую форму глагола я использовала в физкультминутке?

Работают по цепочке

Выполняют упр.127

Чтение плаката Летучей Мыши.

Терять – не теряйте – теряете.

Охранять – охраняйте – охраняете.

Гулять – гуляйте – не гуляете.

Вывод: повелительная форма и форма 2 л. мн. числа отличаются по составу: в повелительной форме множественного числа окончание – те, в форме 2 л. мн. ч. – ете.

Выполняют движения

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Познавательные УУД: ориентироваться в материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации.

7.Продолжение работы по учебнику

Упр. 128 (определить особенности состава повелительной формы множественного числа и формы 2 л множественного числа).

– Разный ли у них состав?

Работа по стр.122.

– Что там показано на плакате Летучей Мыши?

– Это образец чего?

– Ответим на вопросы ниже.

Рассматривание плаката Летучей Мыши.

Сделайте вывод.

– Читают предложения парами.

– Отвечают на вопросы Учебник 3 стр 121.

– Выписывают глаголы парами с постановкой ударения.

– Разбирают по составу.

Рассматривание плаката Летучей Мыши, стр.122

Показано образование повел формы ед. ч. глагола УХОДИТЬ.

Вывод: в словах УХОДИТЬ, ПОДАРИТЬ, ОБЪЯВИТЬ суффиксы начальной формы и суффиксы повелительной формы – сходны внешне, но означают разное, то есть являются суффиксами – омонимами.

Регулятивные УУД: применять освоенные способы действия с учётом выделенных учителем ориентиров

8.Самостоятельная работа с проверкой

Упр 129- по заданию.

Объясняют, как научились различать глаголы повелительной формы мн.ч и 2 лица мн. ч.

Личностные УУД - самоопределение

Регулятивные УУД:уметь выполнять работу по предложенному плану

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

9.Итог урока

– С какими глаголами работали на уроке? Как можно отличить глагол повелительной формы от глагола в форме 2 лица множественного числа.

Учащиеся подводят итог уроку.

Коммуникативные УУД : уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные УУД : уметь ориентироваться в своей системе знаний,

Оцените свою работу на уроке. Выберите сладок или нет плод твоего учения. Если всё понял- если затрудняешься - ничего не понял-

Учащиеся выполняют итоговую рефлексию

Регулятивные : фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке

11. Домашнее задание

Упр.130 + П.т.

Записывают домашнее задание.