Импорт из еаэс и ввозной ндс. Упрощена система сдачи заявления о ввозе товаров и уплаты косвенных налогов Заявление по косвенным налогам в году

Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Импорт из ЕАЭС и ввозной НДС

Как платить НДС при импорте товаров в рамках нового экономического союза России, Беларуси, Казахстана и Армении

Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС)

С января 2015 г. в Евразийский экономический союз входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Армени яДоговор о ЕАЭС ; ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС (подписан в Минске 10.10.2014) . В ближайшем будущем к ЕАЭС может присоединиться и Киргизия.

Именно Договор о ЕАЭС регулирует теперь уплату НДС при экспорте и импорте товаров, работ и услуг во взаимной торговле между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Армение йст. 72 Договора о ЕАЭС ; приложение № 18 к Договору о ЕАЭС (далее - приложение № 18) . В целом порядок налогообложения остался таким же, какой применялся ранее при торговле между странами Таможенного союза - Россией, Белоруссией и Казахстаном. НДС считается по принципу страны назначения.

Но в 2015 г. появились новые особенности, которые надо учесть при работе с контрагентами из стран ЕАЭС. Связаны они не только с новым Договором о ЕАЭС, но и с внутрироссийскими изменениями.

В этой статье рассмотрим общий порядок уплаты НДС при импорте товаров в Россию из других стран ЕАЭС, а также обратим внимание на особенности, появившиеся в этом году.

Будем рассматривать самые простые сделки купли-продажи товаров - без участия комиссионеров и агентов.

НДС при импорте платят независимо от режима налогообложения

Подробнее об уплате НДС при продаже товаров через филиал, расположенный в одной из стран ЕАЭС, на примере Казахстана мы писали в статье, опубликованной:

Организациям и предпринимателям независимо от применяемого режима налогообложения при ввозе товаров в Россию из Белоруссии, Казахстана и Армении надо уплачивать в российский бюджет НДС со стоимости ввезенных товаро вп. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС . Из этого правила есть исключения. Так, не надо платить ввозной НДС, если:

  • <или> товары не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе в Россию;
  • <или> товары ввозятся организацией в связи с их передачей в рамках одного юридического лицап. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС . К примеру, товар передается российской головной организацией собственному филиалу, находящемуся в другой стране ЕАЭС. В таком случае покупатель, купивший товар у филиала, должен будет уплатить импортный НДС (как при ввозе товара из России) в бюджет своей страны. А российская организация, получив от покупателя заявление об уплате косвенных налогов с отметкой его налоговой инспекции, сможет претендовать на экспортную ставку НДС.

ВНИМАНИЕ

Платить НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС надо также и упрощенцам, и плательщикам ЕНВД.

Ввозной НДС надо уплачивать налоговой службе (а не таможне - как при импорте товаров из других стран, не входящих в ЕАЭС)п. 13 приложения № 18 .

Ввозной НДС надо исчислить на дату принятия на учет импортированных товаров. Считается налог со стоимости товаров, которая определяется как цена сделки, подлежащая уплате поставщику по условиям договор ап. 14 приложения № 18 .

Если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, ее надо пересчитать в рубли по курсу ЦБ на дату принятия товаров к учет уп. 14 приложения № 18 .

Ставка НДС определяется так же, как при реализации товаров внутри России (за исключением случаев ввоза товаров, освобождаемых при ввозе от налогообложени я)пп. 5, 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС .

Начисление ввозного НДС отражается проводкой по дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по НДС»).

ВНИМАНИЕ

По-прежнему декларацию по косвенным налогам надо подавать в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет товаров, ввезенных из стран ЕАЭС.

После ввоза товаров в Россию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, нужно:

  • заплатить ввозной НДС в инспекцию (или подать заявление о зачете имеющейся переплаты по другому федеральному налогу - с таким расчетом, чтобы до этой даты инспекция уже либо сделала зачет, либо приняла решение об отказе и вы успели уплатить налог). Порядок зачета уплаченных сумм в счет долга по импортному НДС такой же, как и при зачете иных налогов, уплачиваемых при реализации на внутрироссийском рынк еп. 19 , подп. 2 п. 20 приложения № 18 .

Напомним, что по общему правилу на вынесение решения по проведению зачета налоговому органу отводится 10 рабочих дней со дня получения им заявления от налогоплательщик ап. 6 ст. 6.1 , п. 4 ст. 78 НК РФ ;

  • подать в инспекцию декларацию по косвенным налогам. Эта декларация не имеет ничего общего с обычной НДС-декларацией, у них разные формы, сроки подачи и периоды, за которые они составляютс яп. 20 приложения № 18 .

Сейчас действует старая форма декларации по косвенным налогам, утвержденная еще в 2010 г.Приказ Минфина от 07.07.2010 № 69н

Вместе с декларацией по косвенным налогам в инспекцию надо представит ьп. 20 приложения № 18 :

  • заявление о ввозе товаро вформа утверждена Протоколом об обмене информацией от 11.12.2009 (ред. от 31.12.2014) (далее - Протокол) :
  • <или> четыре экземпляра на бумажном носителе + электронный вариант этого заявления;
  • <или> только заявление в электронном виде, если оно подписано электронно-цифровой подписью.

ВНИМАНИЕ

Обновите в своей отчетно-бухгалтерской программе форму заявления о ввозе товаров.

Обратите внимание на то, что с 1 января форма заявления немного изменена. В частности, убрана подпись главного бухгалтера. Изменился и электронный формат этого заявлени яПриказ ФНС от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@ ;

  • копию выписки банка, подтверждающей уплату косвенных налогов по импортированным товарам.

Если у вас была переплата, которую вы зачли в счет уплаты ввозного НДС, то выписка банка не нужна;

  • копии транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров (если они оформлялись);
  • копии счетов-фактур, оформленных продавцом при отгрузке товаров.

Если счет-фактуру продавец не должен составлять (к примеру, если он неплательщик НДС), то в инспекцию надо представить другой документ, подтверждающий стоимость товаро вподп. 4 п. 20 приложения № 18 . Налоговики не будут требовать счет-фактуру, если продавец товара - налогоплательщик страны, не входящей в ЕАЭС;

  • копию договора/контракта, на основании которого приобретены товары, и копию посреднического договора (если он заключался);
  • в некоторых случаях - информационное сообщение о приобретении импортированных товаро впп. 13.2- 13.5 , подп. 6 п. 20 приложения № 18 . В частности, такое сообщение потребуется, когда товар приобретен у контрагента из одной страны ЕАЭС (к примеру, у продавца из Армении), а импортируется товар с территории другой страны ЕАЭС (к примеру, вывозится из Казахстан а)п. 13.2 приложения № 18 . Сообщение составляет и подписывает контрагент, у которого приобретаются товары - он указывает в сообщении данные контрагента, договора и спецификации. Учтите, что такое сообщение необходимо, если требуемых данных нет в договоре. К сообщению, составленному не на русском языке, нужен перевод.

Вместо бумажных копий документов, прилагаемых к декларации по косвенным налогам, можно направить в инспекцию электронные варианты требуемых документов (по утвержденным нашей налоговой службой форматам), подписанные ЭЦПп. 20 приложения № 18 .

Ввозной НДС - к вычету или в расходы, но не у всех

Если в ходе камеральной проверки инспекция не выявила каких-либо несоответствий, она должна в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления:

  • <если> заявление было представлено на бумаге - проставить на трех его экземплярах отметку об уплате налога и вернуть вамп. 6 Правил заполнения заявления, . Один экземпляр оставляете у себя, а два других передаете своему продавцу;
  • <если> заявление направлялось в инспекцию в электронном виде и было подписано ЭЦП, то инспекция направит вам в электронном виде документ, подтверждающий уплату косвенных налогов (освобождение или иного порядка исполнение налоговых обязательств). В этом случае вы должны будете направить своему продавцу в бумажном или электронном виде (если между вами налажен электронный документооборот):
  • копию представленного вами в инспекцию заявления;
  • копию документа, полученного от инспекции с подтверждением уплаты ввозного НДС.

Плательщики НДС могут принять к вычету уплаченный ввозной НДС, если ввезенные товары предназначены для использования в облагаемых НДС операция хп. 26 приложения № 18 ; п. 1 ст. 172 НК РФ .

Для этого нужно зарегистрировать в книге покупок заявление о ввозе товаров и указать в ней реквизиты документов, подтверждающих уплату ввозного НДСабз. 3 подп. «е» п. 6 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137 .

Ввозной налог учитывается в расходах, если покупатель:

  • <или> применяет «доходно-расходную» упрощенку либо уплачивает ЕСХН - как отдельный расхо дподп. 8 , 22 п. 1 ст. 346.16 , п. 2 ст. 346.5 НК РФ ; Письма МНС от 13.10.2004 № 22-1-15/1667 ; УФНС по г. Москве от 03.08.2011 № 16-15/075978@ ;
  • <или> применяет общий режим налогообложения и товары предназначены для не облагаемых НДС операций - в составе стоимости ввезенного имуществ ап. 2 ст. 170 НК РФ .

Плательщики ЕНВД и упрощенцы, выбравшие объект «доходы», никак не учитывают уплаченный при ввозе НДС.

Корректируем базу по ввозному НДС

Появились правила корректировки ввозного НДС и отражения его в отчетност ипп. 21 , , 24 приложения № 18 .

СИТУАЦИЯ 1. Некачественный или некомплектный импортированный товар возвращен в месяце принятия его на учет.

В этом случае в декларации по косвенным налогам не нужно вообще отражать импорт возвращенных товаров. Но к такой декларации надо приложить дополнительные документы (в бумажном или электронном виде), подтверждающие возврат товаров и объясняющие причину такого возврата:

  • согласованную участниками договора претензию;
  • документы на дальнейшие операции с бракованными или некомплектными товарами, в частности:
  • <или> акты их приема-передачи - если товар не транспортировался;
  • <или> транспортные/товаросопроводительные документы - при транспортировке возвращаемых товаров;
  • <или> акты уничтожения - если стороны договорились о том, что некачественный товар возврату не подлежит.

СИТУАЦИЯ 2. Некачественные/некомплектные товары возвращаются по истечении месяца, в котором они были приняты на учет.

Тогда в инспекцию надо представить уточненную декларацию по косвенным налогам и документы, подтверждающие возврат товара и причину этого (как в предыдущей ситуации). Также к уточненной декларации нужно приложить:

  • <если> возвращается лишь часть товаров - уточненное заявление о ввозе и уплате косвенных налогов. Особенности его составления теперь прописаны в порядке заполнения заявления о ввозе товаро вутв. Протоколом (ред. от 31.12.2014) ;
  • <если> товар возвращается полностью - информационное сообщение о реквизитах ранее представленного заявления (составляется в произвольной форме, в нем надо указать, что товар, при ввозе которого было заполнено определенное заявление, возвращен продавцу).

Как в первой, так и во второй ситуации после уменьшения ввозного НДС на ту же сумму надо восстановить НДС, предъявленный ранее к вычету. Это надо сделать в том квартале, в котором некачественные товары возвращен ып. 23 приложения № 18 . Следовательно, при возврате импортированных товаров не требуется уточнять обычную НДС-декларацию, даже если товары возвращены поставщику по истечении довольно длительного времени.

СИТУАЦИЯ 3. Увеличилась стоимость импортированных товаров.

В этом случае должна увеличиться и база для целей уплаты ввозного НДС на разницу между измененной и предыдущей стоимостью импортированных товаров. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором увеличилась цена товаров, нужно:

  • доплатить ввозной налог;
  • представить еще одну декларацию по косвенным налогам (не уточненную, а именно новую - за текущий месяц). Если в месяце увеличения цены ранее ввезенных товаров вы импортировали другие товары из стран ЕАЭС, все операции можно отразить в одной декларации по косвенным налогам.

В ней надо, в числе прочего, отразить разницу, возникшую из-за увеличения цены товаров. Для обоснования этой суммы к декларации надо приложить:

Заявление о ввозе товаров с указанием разницы между измененной и предыдущей стоимостью. Представляется оно в том же порядке, что и первоначальное, - на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо в электронном виде, подписанное ЭЦП. Особенности составления корректирующего заявления закреплены в порядке его заполнени яутв. Протоколом (ред. от 31.12.2014) ;

Договор или иной документ, подтверждающий увеличение цены товара;

Корректировочный счет-фактуру (если он выставлялся продавцом).

После того как вы доплатите ввозной налог, его можно будет принять к вычету, но только при условии, что товары вы планируете использовать в облагаемой НДС деятельности.

СИТУАЦИЯ 4. Стоимость импортированных товаров уменьшилась.

Такое возможно, когда стороны договариваются об уменьшении стоимости товаров, к примеру, в связи с выявлением в них недостатков. Однако в приложении № 18 к Договору о ЕАЭС не прописано никаких специальных правил для отражения уменьшения стоимости ввезенных товаров. Вот как это прокомментировали специалисты Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ведущий советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“ Уменьшение налоговой базы по импортированным товарам после их принятия к учету не предусмотрено действующим Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Предполагалось, что после уплаты НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС вся сумма полностью принимается к вычету либо в некоторых случаях включается в расходы, учитываемые при налогообложении, поэтому нет смысла корректировать сначала налоговую базу при ввозе в сторону уменьшения, а потом восстанавливать налоговые вычеты по НДС” .

Как видим, при таком подходе плательщики НДС, которые приобрели товары для облагаемых НДС операций, действительно в выигрыше: проверяющие не ставят под сомнение возможность вычета входного НДС, начисленного до уменьшения стоимости. Таким образом, отсутствие перерасчета никак не повлияет на налоговые обязательства и не нужно подавать какие-либо уточненные декларации и делать корректировки в текущей отчетности.

Однако те, кто не имеет права на вычет НДС, наверняка предпочли бы пересчитать ввозной налог - это выгоднее с налоговой точки зрения. Ведь если скорректировать обязательства по ввозному НДС, из бюджета можно вернуть (зачесть) 100% разницы, к примеру 18 000 руб. при уменьшении стоимости ввезенных товаров на 100 000 руб., облагаемых по ставке 18%. А если корректировки не будет, то:

  • <или> уплачиваемый налог на прибыль будет меньше лишь на 3600 руб. (18 000 руб. х ставка налога на прибыль 20%) по сравнению с налогом, рассчитанным без уменьшения налоговой базы на НДС в сумме 18 000 руб.;
  • <или> упрощенцы при «доходно-расходной» УСНО базу по налогу могут уменьшить максимум на 2700 руб. (18 000 руб. х ставка налога 15%);
  • <или> при «доходной» упрощенке, так же как и при применении ЕНВД, нескорректированный НДС просто теряется.

Но будут ли инспекции принимать уточненные заявления из-за уменьшения стоимости товаров, а также уточненные декларации - покажет время. Договор о ЕАЭС прямо не запрещает импортерам подать такие документы (хотя и прямо не позволяют это делать).

Отметим, что декларация по косвенным налогам, которую должны заполнять импортеры, до сих пор так и не обновлена. Надеемся, что скоро налоговая служба это исправит.

А в одном из следующих номеров мы расскажем, на что обратить внимание экспортерам товаров в страны ЕАЭС.

Инспекция Федеральной налоговой службы №14 по г. Москве во исполнении письма УФНС России по г. Москве направляет Вам информацию от 01.07.2015 № ЗН-4-17/11507@ « Об электронном документообороте при представлении заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов»:

Федеральная налоговая служба, в целях совершенствования электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами при представлении ими заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, сообщает следующее.

Механизм представления плательщиками заявлений в форме электронного документа заработал с 1 января 2015 года. Его подготовка были инициирована плательщиками, заняла несколько лет, однако на практике внедрение идет медленно. Следует отметить, что налоговые органы заинтересованы в скорейшем его внедрении , поскольку это позволяет сократить ресурсы на обслуживание плательщиков.

Согласно абзацу второму пункта 20 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением №18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, налогоплательщик - импортер товаров из государств - членов Евразийского экономического союза одновременно с налоговой декларацией обязан представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление) на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде, либо Заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.

В случае представления в электронном виде Заявления с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика, он не должен представлять Заявление на бумажном носителе. Представление Заявления указанным способом осуществляется через оператора электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи налогоплательщика.

Следует отметить, что по результатам проверки Заявления, представленного указанным способом, налогоплательщику по ТКС незамедлительно формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки для передачи его по ТКС.

В соответствии с абзацем третьим пункта 6 Правил заполнения заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Приложение 2 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов), налогоплательщик направляет на бумажном носителе или в электронном виде налогоплательщику - экспортеру, копии составленного им заявления и сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств).

В указанном случае у налогоплательщика отсутствует необходимость обращения в налоговый орган с целью получения Заявления с проставленными отметками налогового органа для его последующего направления экспортеру.

С 1 января 2015 года Федеральной налоговой службы внедрен механизм представления плательщиками заявлений в форме электронного документа между налогоплательщиками и налоговыми органами при представлении ими заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Согласно абзацу второму пункта 20 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением №18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, налогоплательщик-импортер товаров из государств-членов Евразийского экономического союза одновременно с налоговой декларацией обязан представить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – Заявление) на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде, либо Заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.

В случае представления в электронном виде Заявления с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика он не должен представлять Заявление на бумажном носителе. Представление Заявления указанным способом осуществляется через оператора электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи налогоплательщика.

Следует отметить, что по результатам проверки Заявления, представленного указанным способом налогоплательщику по ТКС в установленные сроки формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки для передачи его по ТКС.

В соответствии с абзацем третьим пункта 6 Правил заполнения заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Приложение 2 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов) налогоплательщик направляет на бумажном носителе или в электронном виде налогоплательщику-экспортеру копии составленного им заявления и сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств).

В указанном случае у налогоплательщика отсутствует необходимость обращения в налоговый орган с целью получения Заявления с проставленными отметками налогового органа для его последующего направления экспортеру.