Как сделать декоративную телегу для сада своими руками: пошаговая инструкция. Декоративная телега для сада своими руками: как сделать и где установить Размеры как сделать двуколку своими руками

Считается, что телеги появились в XII веке. С тех пор их конструкция почти не изменилась. Даже сегодня телега для лошади иногда используется на фермах, выставках, в туристической сфере. Самостоятельно сделать такой транспорт сложно, но можно.

Сфера использования телеги

Подвода представляет собой гужевое средство на четырех колесах, предназначенное для перевозки грузов и пассажиров. Поначалу под ней понимали транспорт только с одним конем. Рессор в конструкции не предусматривалось. На Кавказе до XIX века спиц тоже не было. Роль колес выполняли круглые спилы бревен. Затем телегами стали называть разные типы повозок со своими особенностями.

Телеги делают из дерева, нижняя часть - металлическая. Сегодня чаще применяют рессоры и резиновые колеса. Телега весит 250–300 кг. Устройство повозки связано с целями использования. Например, борта есть не всегда. Иногда используют платформенный тип.

В качестве тягловой силы используют лошадей. Они перевозят 500–750 кг. Некоторые тяжеловозы справляются с весом около двух тонн. Конструкция упряжки обычно - оглобельно-дуговая. Лошадей иногда заменяют волы, мулы, буйволы.

Подводы применяют в разных областях:

  • Для перевозки тяжелых, объемных грузов. Грузовой транспорт - более крепкий, по сравнению с остальными телегами. У него надежный каркас и опоры для колес, металлическое основание.
  • Иногда перевозят легкие грузы: как правило, солому, сено. Основание у такой телеги необязательно должно быть прочным.
  • Для перевозки людей. Конструкцию дополняют скамеечками, ручками, светоотражателями.
  • Для развлечений и прогулок. Лошадь и телега в таком случае должны выглядеть подобающе, поэтому особое внимание уделяют внешнему виду транспорта. Выбирают хорошую древесину, тщательно обрабатывают ее. Для украшения подходит пластик. В парках в такие повозки нередко запрягают пони.
  • Как декоративное изделие, экспонат. Это хороший образец народного ремесла для выставок, музеев.


Виды конных повозок

Сегодня больше используют оглобельные упряжки, пневматические резиновые колеса. Подводы стали грузоподъемнее - около 750 кг.

По фильмам многим знакома двуколка для лошади, которую тоже принимают за телегу. У подводы должно быть четыре колеса. У двуколки их только два. Хотя выделяют несколько видов подвод со своими особенностями.

Тележка

Транспортное средство для перевозки людей - тележка, оборудованная сидениями для извозчика (козлы) и пассажиров. К бортам с внутренней стороны приделаны ручки, необходимые для безопасности.

Такая конная повозка часто перемещается по дорогам с твердым покрытием. Колеса делают из пневматических шин. Тележки отличаются сравнительно небольшими размерами.

Крытого верха в такой конструкции нет, поэтому борта делают высокими. Они защищают от пыли, камешков, летящих из-под колес встречного траспорта.


Дроги

Другой вид подвод отличается более крупными размерами. Передок и задок соединены длинными брусьями (дрогами). Сверху и поперек кладут металлические листы. Такие телеги называют дрогами в честь брусьев.

Раньше эту конструкцию часто использовали для транспортировки умерших. Сегодня такая повозка с лошадью применяется для перевозки больших грузов, например, сена. Важно правильно закрепить поклажу.

Дрожками еще называют особые виды полу- или безрессорных подвод. Они короче и легче. У некоторых модификаций были крылья над колесами для защиты от грязи, откидной верх. Четырехместные телеги особой конструкции называли линейками, круглые - пролетками. До конца XIX дрожки применяли для испытания рысаков в русской упряжке. Подобные телеги уже можно отнести к другому виду подвод - экипажу.


Полок

Следующий вид применяют для перевозки тяжелых грузов. У полока сплошное деревянное, плоское основание. На кузов удобно класть и крепить тяжелую или габаритную поклажу.

Для изготовления транспорта берут древесину только прочных лиственных пород. Доски укладывают вдоль как можно плотнее одна к другой. Скрепляют их поперечными, более короткими. Как правило, основу конструкции составляет металлическая рама.

Для перевозки тяжестей важна качественная амортизация. Колеса используют с резиновыми шинами.

Экипаж

Закрытые повозки с рессорами называют экипажами. Они могут быть оснащены оглоблями, дышлом. Иногда используют деревянные колеса. Хотя сегодня это редкость - их можно встретить разве что на экскурсиях в музеях.

Грузоподъемность и маневренность у разных видов отличаются.


Кареты

Самое удобное и престижное средство передвижения в прошлом. Внутри есть мягкие сиденья. Карета оборудована окошками по бокам и спереди. Кучер находится спереди, на открытой части. У некоторых карет нет козел. Тогда кучер размещается на облучке - деревянном креплении с краю. На запятках сзади кареты стояли лакеи. Они открывали дверцы, помогали подняться по ступенькам внутрь.

Самые легкие кареты везли две лошади. Хотя бывали и более тяжелые конструкции. Самые популярные - тройки и четверики. Сегодня кареты используют редко - для развлекательных прогулок, в работе над фильмами, для исторических реконструкций.


Коляски

Легкий экипаж с откидным верхом, обладающий хорошей маневренностью. Поездка в коляске была комфортной. Для запряжки нужно 2–3 лошади, хотя некоторые использовали шесть скакунов. Разновидности коляски - фаэтон, ландо.


Тарантасы

Предназначались для путешествий на большие расстояния. Вмещали обычно четырех пассажиров. Тарантас - нестандартный экипаж. У него нет рессор, но есть продольная рама, дроги до шести метров длиной. Такая конструкция смягчает тряску, что важно при езде по неровной дороге, особенно во время длинных путешествий.


Брички

Похожи на тарантасы, но легче. На бричках ездили на дальние расстояния. Иногда встречались модели с откидным верхом - кожаным, деревянным, плетеным, утепленным. В России, как правило, использовали брички без рессор, в Западной Европе эта деталь была в конструкции. Для запряжки брали 1–2 коней.


Как сделать карету для лошади своими руками

Когда-то изготовлением подвод занимались специальные мастера. В советское время повозки выпускали двенадцать заводов. Самый крупный находился в Новгородской области. В 80-е годы он выпускал до 2000 повозок в месяц.

Сегодня традиции не утеряны. Однако найти мастеров и обратиться к ним не всегда получается. Некоторые делают телегу для лошади своими силами. Это непросто, но вполне реально. Как и для многих самоделок, требуются начальные навыки и правильная подготовка.

Материалы и инструменты

Чтобы сделать телегу для лошади своими руками, понадобится умение обрабатывать дерево и другие материалы. Для облегчения задачи перед работой ищут или заказывают:

  • металлические оси колес;
  • две пары дисков и шин от машины.


Для простейшей подводы понадобятся и другие материалы:

  • металлические трубы, профиль, большие уголки от 5 мм толщиной;
  • листы на 10 мм;
  • длинные доски, бруски 100 на 100, 50 на 130, 25 на 100 мм, лучше из твердых пород;
  • хорошая фанера толщиной 20–30 мм.

Из инструментов и оборудования потребуются:

  • сварочный аппарат с принадлежностями;
  • фрезерный станок;
  • ножницы по металлу;
  • молоток, гвозди;
  • шуруповерт и длинные саморезы;
  • болт М20х100;
  • гаечные ключи.


Порядок работ

При изготовлении простейшей телеги начинают с передней оси:

  1. Выбирают брус 100 на 100 мм. Отрезают 1 м. Брус не должен крошиться или гнить, поскольку в него будет вставляться металлическая ось.
  2. Делают в нижней стороне бруса паз под ось. Используют фрезерный станок.
  3. Сверлят брус насквозь посередине. Диаметр - 20 мм. Дырка нужна для шквореня - металлического штыря. Его роль выполняет болт М20х100.
  4. Из металлических листов вырезают круги диаметром 300 мм. В центре каждого делают отверстие 22 мм. Это поворотный механизм.
  5. Вставляют шкворень в отверстие в середине подготовленного бруса. Крепят этим же болтом вырезанные круги.
  6. Вставляют в паз бруса металлическую ось.
  7. Заднюю ось телеги для лошади делают своими руками почти так же. Единственное отличие - нет шквореня и металлических кругов.


  1. Берут второй такой же брус длиной 3 м. Это каркас рамы.
  2. На него крепят переднюю ось с поворотным механизмом (кругами) и заднюю.
  3. Усиливают конструкцию. Для этого понадобятся доски 50 на 130: две по 2,5 м каждая. Их крепят к каркасу со стороны передней оси. К задней части телеги их концы расходятся. Между ними должен получиться угол примерно 45°.

Работу заканчивают навесной частью:

  1. Собирают дно. Берут доски шириной 25 мм, высотой 100. Напиливают их кусками по полметра.
  2. Укладывают эти доски поперек каркаса рамы, крепят.
  3. Пилят еще две доски с такими же параметрами, но длиной уже 2,8 м.
  4. Накладывают их вдоль получившегося дна по обе стороны, по краям. Крепят.
  5. Выпиливают два торца телеги из фанеры. Крепят к передней и задней частям дна. Основание торцов-треугольников располагают параллельно осям. Оно смотрит вверх.
  6. Соединяют торцы широкими досками. С каждой стороны крепят по две: одна сверху, вторая - на «полпути» ко дну.

Как правильно запрячь коня в телегу

Мало иметь подводу и коня, нужно уметь ими пользоваться. Важно запрягать лошадь правильно. Это помогает избежать травм, поломок и лучше наладить работу.

Сначала идет подготовка:

  1. Сбрую и телегу проверяют. Не допускают даже небольших потертостей на ремнях амуниции, так как это грозит натиранием и травмами. При необходимости смазывают колеса. Если транспорт не в порядке, риск перевернуться на ухабах сильно повышается.
  2. Коня осматривают и чистят, оценивают настроение питомца. Если ему неприятны прикосновения, возможны проблемы со здоровьем. Если лошадь беспокоится или плохо себя чувствует, поездку желательно перенести.


При оглобельно-дуговой запряжке собирают коня в путь так:

  1. Регулируют гужи.
  2. Чересседельник и подбрюшник фиксируют на оглобле. Первый иногда травмирует кожу. Если седелки нет, то его не используют.
  3. Надевают узду. Трензель удил (штырь) в холодную погоду греют, чтобы не травмировать лошадь.
  4. Надевают седелку. Сначала - чуть выше, потом опускают.
  5. Дальше идет подпруга.
  6. Хомут подбирают на каждую лошадь. Чересчур маленькие не применяют. На слишком большие нашивают внутри войлок. Надевают сначала клещами вверх. На узкой части шеи переворачивают.
  7. Протягивают шлею, расправляют. Ремни затягивают несильно. Между ними и телом животного остается расстояние в ладонь толщиной.
  8. Заводят в оглобли. Если конь отказывается переступать жердь, принуждают зайти задом или накатывают оглобли.
  9. Фиксируют дугу. Встают перед лошадью и прислоняют элемент упряжи к ее правой ноге. Регулируют длину гужа: перекручивают. Ставят к краю оглобли. Надевают левый край дуги в петлю гужа. Второй перекидывают через оглоблю и крепят. Проверяют. Дальше выворачивают дугу выемкой ко второй оглобле. Закладывают сверху гуж. Петля оказывается на дуге. Подтягивают хомут.
  10. Супонь обматывают вокруг клещей. При необходимости удлиняют гуж. Клещи соединяются под прямым углом. Если этого нет, гуж, наоборот, укорачивают.
  11. Набрасывают поводья. Крепят темляк. Следят, чтобы ничего не мешало лошади поднимать голову.
  12. Накидывают ремни через оглобли. Они не должны болтаться.
  13. Продевают вожжи через середину дуги с наружной стороны. Пристегивают к узде.
  14. Проверяют работу. Гужи должны оказаться сзади дуги. Чтобы в движении проверить, все ли в порядке, слегка трогают повозку.

Телеги с лошадьми до сих пор востребованы. Они остаются полезным транспортом и в сельском хозяйстве, и в туристической сфере. Некоторые модели удается сделать своими руками.

Счастливые обладатели сада стараются всячески облагородить свои владения, придать им эстетический вид. Установка на дачном участке декоративной телеги несет в себе сразу несколько функциональных решений. С одной стороны, она может служить цветником, заменяя сразу несколько клумб, а с другой – являться оригинальным элементом садового дизайна.

Выбор садовых телег достаточно широк. Они могут быть различными по размерам, а также по стилю исполнения. Обычно декоративные телеги выполнены в старинном деревенском стиле, но бывают и исключения. Например, садовые телеги в стиле дикого запада или французского Прованса пользуются не меньшей популярностью.

Виды и размеры декоративных телег для дачи

Декоративные телеги для сада и дачи бывают деревянными, металлическими или же комбинированными (сделанными из дерева и металла).

Если говорить о величине, то их можно условно разделить на три типа:

  • Большие (классические четырехколесные телеги, длиной более трех метров; зачастую они слишком громоздкие и требуют много свободного места).
  • Средние (двух- или четырехколесные телеги более габаритных размеров, обычно не больше двух с половиной метров в длину)
  • Малые (небольшие декоративные тележки или тачки, длиной около метра, а часто и того меньше)

С размером будущей декоративной телеги необходимо определиться заранее. Он напрямую зависит от количества свободного места и площади дачного участка. Причем оценивать эти параметры нужно достаточно объективно.

Как изготовить своими руками

Купить декоративную телегу в специализированном магазине не составит труда – выбор такого садового декора достаточно велик. А желающие иметь на своем участке эксклюзивную вещь могут пойти другим, более сложным путем – попробовать сделать ее своими руками. Конечно, в таком деле не обойтись без определенных знаний и умений, а также без специального столярного инструмента.

Собираем колеса из дерева

Начать создание декоративной телеги для сада рекомендуется с самого сложного, а именно с колес. Самое первое, что понадобится в процессе изготовления – это лист фанеры и карандаш и циркуль . Итак, на фанере необходимо выбрать точку, вокруг которой с помощью циркуля нарисовать окружность нужного размера. После чего, окружность следует ровно поделить на восемь частей и соединить их между собой. При помощи получившихся сегментов, нарезать брусочки для обода не составит особого труда. В центр получившегося круга ставим небольшую чурку – она будет служить ступицей.

Чертеж

Примерный чертеж:

Теперь переходим к спицам – их можно сделать с помощью токарного станка. А можно купить в магазине черенки для малого ручного инструмента и, подогнав под нужный размер, использовать их. Далее, нужно просверлить в нарезанных брусочках и чурке плотные отверстия под диаметр заготовленных спиц. После того, как все приготовления будут закончены, можно приступать к самой интересной части – сборке.

Всю информацию про изготовление садовой мебели из поддонов найдете .

Соединяем все части колеса при помощи обычного клея ПВА. Особое внимание уделяем торцам брусочков. Их необходимо промазывать клеем с обеих сторон, чтобы они не успели высохнуть в процессе сборки. Когда колесо готово, ему нужно дать хорошенько просохнуть.

После можно приступать к конечному декору. Чтобы колесо стало круглым нужно немного срезать углы стыков. Теперь поверхность колеса тщательно отшлифовывается и покрывается лаком. Колесо готово! Таким же методом изготавливаем три оставшихся колеса.

Делаем кузов

Днище изготавливается из деревянных досок, которые крепятся на нескольких брусках, диаметром примерно 5х5 см. Эти же бруски впоследствии будут служить для крепления колес.

Теперь к боковым сторонам получившегося основания, нужно прикрепить бруски, которые будут выполнять функцию каркаса. Осталось только обшить этот каркас досками – и кузов телеги готов. Также, как и колеса, его необходимо отшлифовать и покрыть сверху лаком.

Ставим на колеса

Для изготовления осей можно использовать черенки для щеток или лопат. В центре ступиц колес просверливаем отверстия, подходящие под диаметр осей. Прикрепить ось к телеге можно по тому же принципу, что и к колесу, с тем лишь отличием – чурку делаем не круглой, а плоской с одной стороны. Крепим чурки к нижним брускам на дне телеги, после чего продеваем в отверстия оси.

Для полного эстетического восприятия можно сделать еще и оглобли. Для них потребуются два бруска округлой формы. Можно, опять-таки использовать черенки. Оглобли должны будут крепиться к передней оси.

После всех манипуляций декоративная телега для сада наконец-то готова. Теперь следует подыскать ей удобное место на дачном участке.

Декор садового участка

Самое простое и популярное применение декоративной телеги в саду – использование ее в качестве цветника. Внутри телеги достаточно места, чтобы разместить в ней несколько ящиков с цветами или овощами. Вместо ящиков можно использовать и деревянную бочку, с посаженными в нее вьющимися растениями. Такая композиция вместе с телегой будет смотреться довольно гармонично.

Интересным дизайнерским решением будет наклонить телегу к земле и продолжить высаживание цветов. Получится своего рода цветочный водопад, который может плавно перетекать в альпийскую горку.

Помимо цветов в телеге можно разместить множество вещей. Это могут быть различные садовые скульптуры, статуэтки или куклы – немного фантазии и вот уже перед вами готовое произведение искусства.

Видео: как сделать красивую тачку для сада

На видео – как изготовить декоративную телегу для сада своими руками:

Декоративная телега – удовольствие не из дешевых. Ну а если делать такой декор самостоятельно, потребуется немало сил и терпения. Но, несмотря на сложность исполнения и дороговизну, такой элемент садового декора придаст изюминку дачному участку.

Для большего антуража, помимо декоративной телеги в саду можно установить схожие по стилю элементы. Деревянные таблички, резная скамейка, глиняные горшочки с цветами, мельница, колодец и колесо – все это придаст садовому участку стильный винтажный вид и привнесет в его дизайн кусочек старины.

Здравствуйте, друзья. Живя в деревне много раз ловил себя на мысли собрать телегу, обычную деревянную, на деревянных колесах и сделанную по всем правилам конную повозку.

По стечению обстоятельств и моих желаний, заказчик заказал деревенскую телегу, только чуть меньше в габаритах, что бы вписалась в интерьер…

Я не был ограничен в творчестве как выполнить изделие — бутафория для ландшафта, либо по всем правилам ГОСТа прошлых лет. По работе с опыта не имею, есть только лишь некоторые теории … Но я себе сказал — » ты же мастер… значит сделаешь «. Решил делать по всем правилам телегостроения, а то, что она будет в качестве бутафории меня уже не интересовало…

Итак, решил начинать с колес — самого сложного и имеющего множество мелких деталей и их подгонки. Для изготовлении ступиц собрал .

Если делаю, то с прицелом на будущее (я о токарном станке по дереву). Поставить в планшайбе можно установить заготовку в диаметре до 300 мм. и длине 1000 мм. То бишь точеную ножку для круглого стола — пожалуйста.

Но, продолжаю с телегой, делаю ступицы и клинья. Да, клинья,- их 12, спиц 12.

Из чертежей сделал лишь шаблоны из 4 мм металлических 2х пластин для клиньев.

Сложность, именно точного изготовления вплоть до миллиметра в заготовках, при дальнейшей постановке обруча на колесо. И обруч практически заколачивается в клинья или обруч нагревают и при надевке на колесо охлаждают водой иначе ничего на нем не перевезешь — развалится. Они, колеса конечно же должны быть в диаметре одинаковы все…

В качестве обруча была куплена шина сороковая…

Собственно и все. Заказчик попросил покрасит светлой морилкой. Я воспользовался двухкомпонентной с лаком — ‘светлый дуб» и для легкой тонировки «дуб»…

После того как я отвез заказчику телегу, они водрузили в нее увесистые кадки-цветы и тут я точно не пожалел, что собрал колеса по старинке, как и положено… точно не развалятся.

Те, кто часто бывает в деревне, наверняка, знает, как выглядит обычная телега или сани для лошади. Несмотря на свою примитивность, этот вид конной повозки и в наш 21-й век повсеместно используется в частном хозяйстве. А вы знаете, как запрячь лошадь в телегу или сани? Если нет, то мы уже готовы рассказать вам полную подробную инструкцию.

Телега или воз (подвода) – это упрощенный вариант четырехколесной конной повозки, применяемый в качестве грузового или транспортного средства. В том виде, в котором мы видим телегу сегодня, предположительно, она возникла еще в 12 веке, как вид грузовой повозки. Изначально изготавливались они из дерева, в том числе и крупные колеса. Сегодня телеги делаются также из дерева, но с металлической конструкцией-рамой. Шины резиновые рессорные.

Хотя сегодня часто слово «телега» используется, как обобщенное название для любой рабочей или транспортной конной повозки, однако имеются свои отличия. Телега для лошади представляет собой одноконную безрессорную повозку, грузоподъемностью около 500-700 кг. Для запрягания лошади используется чаще всего оглобельная упряжь, но также может быть и дышловая. У всех телег расстояние между колесами равняется около 100 см, при этом диаметр передних колес немного меньше, чем задних. Средний вес телеги около 200 кг.

Если рассматривать конструкцию обычной телеги, то в нее входит:

  • ходовая часть – рама с двумя осями, четыре колеса, надосники;
  • кузов – деревянная платформа с бортами или без;
  • оглобли.

В зависимости от цели использования телеги различаются на бортовые и платформенные. Последние используются как грузовой транспорт, в котором легко перевозить крупные грузы. Бортовая имеет более широкий круг использования и помимо перевозки грузов, сена, может использоваться и в качестве транспортного средства. Очень удобно, если борта откидные, а задняя стенка съемная. Тогда обычную телегу можно превратить в грузовую платформу.

Важно помнить, чтобы телега долго служила и была исправной, ее не стоит держать на улице под открытым небом. От влаги, холода и сырости портится резина колес, а также металлическая и деревянная конструкция. Конечно, идеальным местом для хранения телеги будет конюшня для лошадей. Если нет места, то подойдет обычный навес со стенками. В крайнем случае телегу можно поставить в загон для лошадей, но тогда ее нужно полностью запрятать под защитную пленку или брезент, а на зиму также нужно хорошо укутать резиновые колеса.

Запрягаем лошадь в телегу

Запрягать лошадь в повозку многим может показаться сложным процессом. Однако это только на первый взгляд. Конечно, перед тем, как запрячь лошадь в телегу, нужно хорошо изучить строение конной упряжи и знать ее составляющие. Об этом вы сможете узнать в нашей предыдущей статье — ссылка.

Только после того, как изучена конструкция упряжи и проверена ее целостность, можно приступать к запряганию.

  1. Первым делом необходимо одеть на лошадь уздечку. Для этого станьте с левой стороны на уровне шеи лошади, в правую руку возьмите уздечку, левой удерживайте голову лошади. Сначала наденьте суголовный ремень, потом капсюль, левой рукой вводя трензель на беззубый край рта животного. После этого проденьте в затылочный ремень уши, поправьте гриву и челку, застегните подбородный ремень.
  2. Теперь переходим к надеванию седелки. Проверьте целостность и чистоту потника под седелкой, осмотрите все места, которые будут прилегать к телу лошади. Сначала наденьте ее на уровень холки, затем сдвиньте на нужно место, тем самым приглаживая задравшуюся шерсть. Возьмите подпругу и с левой стороны застегните ее так, чтобы седелка плотно прилегала к спине животного, но не пережимала живот.
  3. Возьмите хомут и шлею. Также тщательно осмотрите целостность войлока под хомутом, саму хомутину, одинаковые ли по длине гужи. Переверните хомут клещами вверх, оденьте на голову лошади, расправьте шлею и затем, повернув хомут клещами вниз по ходу расположения гривы, наденьте на плечи лошади. Обязательно проверьте, чтобы под хомут не попала грива.
  4. Расправьте шлею по корпусу коня.
  5. Теперь можно лошадь завести в оглобли и заложить дугу. Для этого берем дугу, и охватывая левым гужом оглоблю снизу вверх, нижний край дуги заводим в образовавшуюся петлю и затягиваем. Перекидываем дугу через и точно также крепим правую оглоблю за правый гуж.
  6. Теперь нужно затянуть супонь хомута, чтобы дуга стояла ровно и прочно, не колеблясь. Для этого конец супони завязываем в петлю так, чтобы ее в любой момент можно было бы легко развязать.
  7. Затем одеваем чересседельник и завязываем оглобли.
  8. Последними пристегиваем вожжи. Более подробно весь процесс запрягания смотрите на видео ниже (Татьяна Тушева).

Сани конные — возвращение в древнюю Русь

Многие знают, что конные сани – это древний традиционный способ русской езды. Но мало, кто знает, что сани это еще и самый древний вид транспорта. Первые изображения похожих на санки приспособления для перетаскивания грузов археологи находят еще в древнем Риме. На примитивные полозья укладывались строительные блоки, тяжелые грузы и прочее. На Руси, в связи с особенностями русских зим (много снега) санки были основным видом транспорта. О знаменитой тройке с бубенцами слагают легенды по всему миру.

С санями связан целый пласт нашей культуры, не удивительно, что в разных регионах на Руси были свои традиции мастерства и конструкции саней. Сегодня их можно разделить на русские беговые, городские, охотничьи, розвальни и спортивные для езды на тройках. Самый простой тип – это розвальни, которые использовались повсеместно крестьянами в виде грузового транспорта. Более компактные и позволяющие развивать большую скорость – городские – использовались как частный вид транспорта с извозчиком или без. Отдельного слова заслуживает тройка в санях, о которой больше вы сможете узнать на видео от канала GalileoRU.

Запрягаем лошадь в сани

Как правило, русские конные сани имеют также, как и телега, дугу и оглобли. Поэтому способ запрягания лошади не отличается от предыдущего. Если же в сани нужно запрячь тройку, то используется троечная упряжь, где коренник запрягается в оглобли, а два пристяжных коня пристегиваются за шлеи.

Однако стоит отметить, что в некоторых регионах, в частности, в Украине сани использовались рабочие с постромочно-дышловой упряжью. Отличается такая упряжь более упрощенной конструкцией, где вместо оглобель используется лишь одно дышло посредине саней, а лошадь пристегивается за постромки.

  1. Как и в случае с телегой, всегда сначала одевается на лошадь уздечка. Однако зимой обязательно нужно в руке согреть железный трензель, чтобы на морозе он не повредил мягкие ткани рта лошади.
  2. После этого на корпус лошади одевается шлея с постромками. Заводится лошадь впереди саней с правой стороны от дышла и за специальные кольца пристегиваются постромки.
  3. Ремень или цепь-нашильник от дышла одевается на голову лошади и распределяется в самой узкой части шеи – сразу за затылком.
  4. Пристегиваются вожжи – сани готовы к использованию.

Ушли в прошлое те времена, когда лошади были единственным средством передвижения . Хотя их труд полностью заменили машины, но кони до сих пор остаются лучшими помощниками. В русской глубинке по-прежнему их с успехом используют в хозяйственных нуждах. Вспахать огород, привести дрова, сено и другие грузы – эту работу отлично выполнит запряжённая лошадь. Её не испугает распутица и бездорожье , а также любое ненастье. В деревне на телеге для лошади всегда будет несложно доставить необходимый груз откуда угодно.

Как правильно запрягать лошадь в русскую телегу

Прежде чем понять, как запрягать лошадь , потребуется детально ознакомиться с упряжью. Это поможет лучше узнать назначение каждой вещи и быстрее научиться запрягать коня. Основные части русской дуговой упряжи:

  1. Уздечка – служит для управления повозки с лошадью;
  2. Хомут – предназначается для передачи тяги от коня к повозке после запряжки ;
  3. Седёлка – поддерживает запряжку на весу;
  4. Подпруга – устройство, удерживающее седёлку;
  5. Шлея – набор ремней упряжи, которые не позволяют слетать хомуту при движении повозки назад;
  6. Чересседельник – своеобразный ремешок запряжки, проходящий через седёлку, и крепится к оглоблям;
  7. Подбрюшник – само слово говорит, что ремень проходит под брюхом коня после запряжки лошадей;
  8. Дуга в упряжи – служит для прочного соединения упряжи между хомутом и оглоблями;
  9. Вожжи – предназначаются для дистанционного управления лошадью с телеги.

Галерея: русская телега для лошади (25 фото)


















Как правильно запрячь коня в телегу

Перед тем как запрячь коня необходимо надеть хомут, который по правилам вешают на шею коня клещами вверх и переворачивают. Расправляют шлею и заднюю часть пропускают под хвост животного . Следом надевают узду, а затем седёлку так, чтобы она легла сзади холки после хомута. Сильно затягивать ремешки не рекомендуется. Между ними и телом животного должна проходить рука. В противном случае эти ремни после запряжки будут сильно тереть шкуру, что может отрицательно сказаться на волосяном покрове животного.

Когда все действия будут закончены, коня берут за узду и подводят к телеге так, чтобы он оказался между оглоблей. После этого одной рукой берутся за гуж на хомуте , а второй поднимают оглоблю и кладут на гуж. В его петлю вставляют один конец дуги, а второй закидывают на шею животному. С другой стороны, таким же образом поднимаем оглоблю и соединяем её с дугой через гуж. По завершении установки дуги необходимо затянуть хомут. Наматываем на клещи ремешок и с помощью своей коленки затягиваем его, а затем чересседельник. Далее забрасываем уздечку на голову лошади, а конец продеваем в кольцо на дуге и хорошо завязываем. В заключение пристёгивают вожжи к удилам так, чтобы они проходили над гужами.

Как сделать деревянную телегу для лошади

Изготовление деревянных колёс

Изначально детали конной телеги изготовляли из древесины. Так как это самый дешёвый способ постройки лошадиной повозки . Вначале принимались за постройку колёс. Это те части конной телеги, которые выдерживают самые большие нагрузки. Для их строительства подойдут только крепкие породы деревьев. Наиболее распространённый и довольно прочный материал, который используется повсюду для этих целей – берёза. Конструкция деревянных колёс состоит из деталей:

  1. Ступица;
  2. Железная втулка;
  3. Спицы;
  4. Бруски;
  5. Металлический обруч.

Первым делом принимаются за строительство ступицы. Из круглого бревна берёзы толщиной не менее 25 см отпиливают чурочку длиной 20 см. В ней по центру сверлят отверстие, куда вставляют металлическую втулку. А с наружной стороны стамеской выдалбливают гнёзда под спицы, которые делают также из крепкого дерева. Для их сооружения применяют небольшие цилиндрические либо гранёные стрежни из берёзы, один конец которых подгоняются под пазы в ступице. Далее, приступают к изготовлению брусков обода. Вначале заготовки обрезают по размеру, а затем выдалбливают квадратные отверстия под спицы. Одну сторону оставляют прямой, а противоположную закругляют, что в сборе образует наружный обод колёс .

Чтобы сделать его более прочным и долговечным наверх устанавливают железный обруч. Изготавливают его из металлической ленты, которую отрезают по размеру и сворачивают в кольцо, а концы соединяют заклёпками либо при помощи сварочного аппарата . После этого все отдельные детали собирают в комплект и фиксируют обручем. В нём через бруски обода насквозь сверлят отверстия, куда вставляют болты и накрепко их затягивают. Лучше всего использовать их с потайной головкой так, как при движении телеги по асфальту увеличится вибрация и грохот от выступающих головок металлических болтов.

Как сделать заднюю ось и шкворень для телеги своими руками

В конструкции русской телеги для лошади предусмотрено две оси. Задняя крепится неподвижно к повозке, а передняя находится в подвижном состоянии и вращается на шкворневом соединении. Это необходимо для того, чтобы во время поворота телега не опрокидывалась набок. Раньше оси полностью ковали в кузнице, но сегодня есть возможность сделать их своими руками из составных частей . Для осей необходимо выбирают крепкий металл так, как они будут нести большую нагрузку. В противном случае трущиеся части осей в местах соединения с колесом будут быстро изнашиваться.

Единого образца конструкции русской телеги не существует, поэтому способ изготовления осей можно придумать самостоятельно. Рассмотрим самый простой вариант из обычных и наиболее распространённых материалов. Так как задняя ось имеет более простую конструкцию, то начнём именно с неё. Обычная русская телега строится 1.5 метра в ширину и 3 метра в длину. В соответствии с этим размером задняя ось будет составлять полтора метра . Для этого необходимо найти прочную трубу, лучше выбрать толстостенную. Её внутренний диаметр должен соответствовать втулкам колёс.

Ещё потребуется подыскать или сделать самому на небольшие металлические стержни. Они должны легко вставляться в трубу и во втулки колёс, но без большого зазора. Если он будет большой, то туда во время распутицы или непогоды попадёт много грязи, которая быстро приведёт в негодность трущихся части колёс и оси. Вначале стрежни необходимо разметить для сверления. Для этого один конец вставить в трубу, а на другой одеть колесо . На выступающем стержне мелом отмечаем точку сверления под шплинт. Затем аккуратно снимаем колесо и отчёркиваем положение штыря в трубе.

По сделанной отметке сверлим отверстие под шплинт, а в трубе насквозь через стержень под болты, которые необходимо вставить и крепко затянуть. Такая конструкции хороша тем, что в случае поломки или износа штыри будет несложно заменить. Когда в оба конца трубы будут установлены стержни, следует приготовить небольшой деревянный брус . Его необходимо сделать такой величины, чтобы он входил между колёс. Следом на него ровно укладывают ось и в нескольких местах просверливают насквозь через брус. Затем в эти отверстия вставляют длинные болты и накрепко затягивают. На этом постройку задней опоры телеги можно считать законченной.

Строительство передней оси от телеги для лошади

Все строительство передней оси ничем не отличаются от предыдущей работы вплоть до установки бруса. Но вдобавок ко всему для неё потребуется сделать дополнительное поворотное устройство . Для этого следует найти середину оси и просверлить отверстие под шкворень. Его несложно сделать из того же металлического прута, что и стержни. В месте сверления труба потеряет свою прочность. Чтобы её укрепить, нужно приварить две прочные шайбы с двух сторон к выходящим отверстиям, а также два уха под оглобли. Затем найти и прикрепить такой же брусок , как и на задней оси.

Как сделать оглобли для лошадиной телеги своими руками

После этого следует сделать ровные оглобли, которые несложно найти в берёзовом лесу, вырубить, снять бересту и высушить. Стоит заметить, что стволы срубленных деревьев должны быть немного толще. Во время сушки они начнут сжиматься и в результате окажутся намного тоньше обычных образцов . В крайнем случае их можно будет потом немного стесать топором и подстрогать рубанком. Чтобы прикрепить оглобли к передней оси, вначале потребуется сделать уши. Следом просверлить в оглоблях отверстия под болты, вставить уши и накрепко закрутить .

Строительство площадки на телегу для лошади

Для строительства площадки потребуется брус длиною 3 метра. В передней части сверлят отверстие, вставляют шкворень и соединяют с передней осью. Вставляют шплинты с шайбами , а другой конец бруса прочно скрепляют болтами с задней осью. Далее, необходимо построить площадку на телегу. Для этого отрезают доски длиною 3 метра, раскладывают на землю, чтобы получилась ровная площадка 1.5х3. Затем на ней поперёк прибивают доски для жёсткости, переворачивают, ставят на телегу и прочно закрепляют гвоздями либо шурупами. Чтобы сделать борта, по краям площадки прибивают доски в виде коробки и телега для лошади готова к работе.

Как сделать хомут для коня своими руками

  1. Клешни;
  2. Гужи;
  3. Хомутина.

Хомут – это русская упряжь, которая при запряжке надевается на голову коня. Все лошади разные и каждой желательно изготовить индивидуальный хомут. Это простое приспособление несложно сделать вручную самостоятельно. Вначале нужно измерить шеи лошади около холки и прибавить 6 см. Клещи проще всего изготовить из берёзы, а затем найти гужи и прибить их гвоздями либо шурупами. Чтобы хомут не натирал грудь коню, необходимо сделать хомутину, то есть обшить клешни мягким материалом в виде подушки. Для внутреннего слоя обычно применяют войлок, а сверху покрывают мягкой натуральной кожей. Работа очень простая и сделать её своими руками будет по силам даже подростку.

Внимание, только СЕГОДНЯ!