Дискредитация и обесценивание родительства в продукции «Диснея. Когда вас пытаются дискредитировать Основные проблемы философии ХХ-ХХI веков

Под дискредитацией в экономических и социальных науках понимают комплекс действий, направленных на умышленный подрыв авторитета, делового или общественного имиджа, доверия граждан (клиентов, бизнес-партнёров и т.д.) В экономике такой подход традиционно относят к инструментам нечестной (так называемой «чёрной») конкуренции. Явление в большинстве случаев имеет явно выраженный негативный оттенок и используется недобросовестными игроками экономического рынка для подрыва доверия к дискредитируемому объекту с целью его устранения или снижения конкурентоспособности.

Теория дискредитации

Сегодня всё чаще можно услышать о теории дискредитации, сторонники которой придерживаются беспристрастного и логического подхода к решению политических, экономических и социальных вопросов. В числе задач ТД её приверженцы называют разоблачение манипуляционных схем и пропаганды, популяризацию науки и стремление к логически осмысленному решению проблем. Под самой дискредитацией здесь понимают «способ развенчания истинности антинаучных и алогичных проявлений», а дискредитаторами называют людей, способных представить любую проблему в виде математической формулы или модели.

Дискредитация власти

Дискредитация власти - юридический термин, впервые появившийся ещё в советском уголовном праве и означающий подрыв авторитета государственной власти должностным лицом. При этом такие действия расцениваются как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением и вверенной властью. В более широком смысле дискредитацией государственных властей называют целый ряд скрытых и открытых манипуляций, совершаемых умышленно с целью ухудшения (очернения) имиджа органов законной власти в глазах граждан и направленных на снижение доверия и поддержки избирателей.

Дискредитация России

В декабре 2015 года группа депутатов представила на рассмотрение Госдумы РФ законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за дискредитацию России с наложением штрафа в размере до 2 миллионов рублей. Авторы инициативы понимают под таким определением любые действия, направленные на подрыв государственного авторитета России: умышленное распространение ложных сведений об экономической, политической и социальной обстановке в РФ, а также правовом положении российских граждан. При этом депутаты предложили считать отягчающими обстоятельствами очернение России должностными лицами и распространение ложной информации в СМИ.

Стратегия дискредитации

Существует большое количество стратегий и тактик, направленных на подрыв авторитета дискредитируемого объекта. Так, в политике одной из самых распространённых стратегий дискредитации можно назвать тактику обвинений и насмешки, которая негативно воздействует на имидж, подрывает доверие и уважение граждан. К скрытым тактикам можно отнести навязчивую самопрезентацию и формирование «своего круга» (происходит агрессивное разделение на «своих» и «чужих»). Наиболее же действенной во всех отношениях называют речевую (коммуникативную) стратегию. Целый ряд тактик, используемых для ухудшения бизнес-имиджа конкурентов, существует также и в экономике.

Дискредитация применительно к политике, относится к личным нападкам на общественного деятеля, предназначенным для того, чтобы подорвать доверие людей к нему или прекратить оказывать ему поддержку.

В публичных дебатах, особенно в обществах со свободой слова, дискредитация соперников используется для получения поддержки собственной позиции. Эта тактика подобна использованию в дебатах аргумента, рассчитанного на предубеждения публики (ad hominem). В США является обеспечением наиболее полного доверия суда присяжных к свидетелю. Поэтому при прямом допросе свидетеля в суде сторона, вызвавшая свидетеля, старается подтвердить достоверность его показаний в глазах присяжных заседателей, а противная сторона - принять все меры для дискредитации этого свидетеля или его показаний.

Примечания

Ссылки

  • Серавин А. И. 223 избирательные технологии >> Дискредитация

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Дискордия (игра)
  • Дискриминация лиц

Смотреть что такое "Дискредитация" в других словарях:

    дискредитация - самодискредитация, ославление, очернение, компрометация, обесчещивание, маранье, срамословие, пачканье, порочение, дискредитирование, опорочивание, замарывание, обесславливание, компрометирование, охаивание, марание Словарь русских синонимов.… … Словарь синонимов

    дискредитация - и, ж. discréditer. Подрыв авторитета, умаление значения кого, чего л. Врасплох мгновенная дискредитация. Физтех: игра в бисер. // Природа 1997 6 124. Дискредитатор а, м. един. Он <вовка> стал для нас не только узурпатором, но и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ДИСКРЕДИТАЦИЯ - фр.Discrediter подрывать доверие Дискредитация умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия к экономическому субъекту. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ДИСКРЕДИТАЦИЯ - (от франц. discrediter подрывать доверие) умышленные действия, направленные на лишение экономического субъекта доверия к нему, на подрыв его авторитета, имиджа. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь.… … Экономический словарь

    ДИСКРЕДИТАЦИЯ - ДИСКРЕДИТАЦИЯ, дискредитации, мн. нет, жен. (книжн.). 1. Действие по гл. дискредитировать. 2. Умаление, утрата значения, авторитета. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    дискредитация - ДИСКРЕДИТИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., кого что. Подорвать (подрывать) доверие к кому чему н., умалить (лять) чей н. авторитет. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    дискредитация - (фр.; см. дискредитировать) лишение доверия, подрыв, умаление авторитета. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. дискредитация [фр.; см. дискредитировать] – лишение доверия, подрыв доверия, умаление авторитета Большой словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    дискредитация - ▲ ущерб для (чего), честь дискредитация нанесение урона чести. дискредитировать (# себя). подрывать репутацию [авторитет. доверие] чью. сажать в лужу [калошу]. ронять честь. ронять [уронить] себя в глазах чьих. тень (бросить # на кого). бросать … Идеографический словарь русского языка

    ДИСКРЕДИТАЦИЯ - (от фр. discrediter подрывать доверие) умышленные действия, направленные на лишение экономического субъекта доверия к нему, на подрыв его авторитета … Энциклопедический словарь экономики и права

    Дискредитация - ж. 1. процесс действия по несов. гл. дискредитировать, дискредитироваться 1. 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий , Эрлих Сергей Ефроимович. Исследуется переформатирование памяти русского народа на одном из ее самых взрывоопасных участков - восстании 14 декабря. Оно производится кремлевскими технологами при активном содействии…

В) Ислама.

9. Впишите ключевое слово:

«________ - процесс усвоения знаний, навыков, ценностей, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социокультурным окружением».

10. Представление о предопределенности и неотвратимости событий и поступков в жизни каждого человека, его судьбе было ведущим в этике…

А) Эпикурейцев;

Б) Киников;

В) Киренаиков;

Г) Стоиков.

Дополнительная литература

1. Васютинский Н.А. Золотая пропорция / Н. А. Васютинский. – М., 1990.

2. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. – СПб. – 1996.

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

4. Гуревич П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. – М., 1994.

5. Каган М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. – М., 1997.

6. Культурология ХХ век. Антология. Аксиология, или философское исследование природы ценностей. – М., 1996.

7. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. 1996. № 4.

8. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше.-

9. Франк С. Л. Крушение кумиров / С. Л. Франк. Соч. – М., 1990.

10. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. – М., 1992.

11. Чавчавадзе Н. З. Человек – культура – ценности / Н. З. Чавчавадзе // Вопросы философии. 1986. № 12.

Тема. Человек и общество: проблемы деятельности, свободы, ответственности.

I. Интеллектуальная разминка

1. Раздел философии, исследующий общие начала человеческой деятельности, социальных действий людей.

2. Специфически человеческая форма отношения к миру, активность людей, способ самореализации, обусловленный их потребностями, интересами, целями.

3. Целеполагающая, предметно-преобразующая деятельность людей называется _______.

4. Деятельность, связанная с освоением и преобразованием внешнего мира в сознании человека.

5. Субъектом деятельности выступают ______, осуществляющие познавательные и практические действия в соответствии с необходимостью и своими целями.

6. То, на что направлена деятельность человека.

7. Избирательное, направленное отношение человека к объекту, стимулирующее его практическую и духовную деятельность, подкрепленное положительным эмоциональным настроем.

8. Нужда в чем-либо, сознательно обусловленная, осознанная необходимость духовной и практической деятельности человека.

9. Мотивом человеческой деятельности выступает _________.

10. Идеальное, мысленное предвосхищение результата, ради которого человек предпринимает те или иные действия.

11. Главный вид человеческой деятельности это - _______.

12. Социальные действия (умственные или практические), в результате которых рождается новое.

13. Постановка цели, планирование в соответствии с ней результата, выбор соответствующих форм и видов деятельности, направленных на достижение цели.

14. Какое из философских направлений особое место отводит практике?

15. Способность человека в соответствии со своими интересами и целями действовать ответственно.

16. То, что представляет для человека, группы людей особую значимость, называется __________.

18. Превалирование ценностей в деятельности людей, безоговорочное подчинение однажды выбранным поведенческим клише ведет к ________.

19. Дискредитация ценностей ведет к _______.

20. Социальное отношение к общественным ценностям, отражение субъектом социальной необходимости и понимания смысла совершаемых действий.

21. Утверждение первичной, универсальной движущей силой бытия воли, индивидуальной или мировой, игнорирование объективных законов есть _______.

22. Представителями этой мировоззренческой позиции были ________.

23. Мировоззренческая установка, полагающая, что деятельность человека не решает проблем, так как его поступки, действия, жизнь и весь мировой процесс предопределены роком, судьбой, высшей божественной силой, называется ________.

24. Есть два типа деятельности. Назовите их.

25. Способность человека к реализации усилий, деятельность, направленная на достижение цели, а также способность к достижению цели, реализующаяся в деятельности.

1. В философии деятельность рассматривается как специфически человеческая форма отношения к миру, высшая форма универсальной активности людей.

· В чем выражается принципиальное отличие деятельности людей от других форм активности в мире?

· Выделите структурные элементы деятельности.

· Что составляет смысл деятельности?

· Каково методологическое значение деятельности?

2. «Законы внешнего мира, природы… суть основы целесообразной деятельности человека. Человек в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность». (В. И. Ленин).

· Разделяете ли Вы это суждение?

· Возможна ли здесь свобода деятельности?

· Что такое свобода? Как она соотносится с необходимостью, с одной стороны, с интересами и устремлениями людей, с другой?

3. В философии и философских науках широкое распространение получил подход к деятельности как объяснительному принципу.

· В чем сущность и методологическое значение такого подхода? Ответ аргументируйте.

4. Выскажите свое отношение к суждению: «Цель оправдывает средства». Приведите примеры, когда эта идея была реализована в истории, жизни.

5. Прокомментируйте высказывание Гегеля: «Деятельность есть движение, переводящее условия в предмет и последний в условия как сферу существования».

III. Заполните таблицы

1. Понимание деятельности в истории философииФилософия Суть

деятельности Ценностные

1. Немецкая классическая

2. Марксистская

3. Современная западная

(по выбору)

2. Ваша будущая профессиональная деятельность с точки зрения ее структурыСтруктура

деятельности Основные

характеристики

профессиональной

деятельности Другие

специфические

1. Объект деятельности

2. Субъект деятельности

5. Средства достижения целей

6. Результат

7. Этические основания

3. Типы, виды и формы деятельностиТип деятельности Сущность Виды Формы

1. Практическая деятельность

2. Духовная деятельность

1. Деятельность как способ реализации сущностных сил человека.

2. Деятельность, необходимость, свобода, ответственность.

3. Ценностные основания деятельности.

4. Творчество как свободная деятельность. Виды ее проявления.

5. Деятельность человека в условиях социального хаоса.

1. «Действовать, действовать, действовать – вот для чего мы существуем». Это высказывание принадлежит …

А) И. Г. Фихте;

Б) Л. Фейербаху;

В) Ф. В. И. Шелленгу;

Г) Г. Лейбницу.

2. Проблема деятельности актуализировалась в философии…

А) Античности;

Б) Нового времени и Просвещения;

В) Средневековья;

Г) Возрождения.

3. Среди предложенных выберите более полное и верное суждение:

А) Практика – чувственное восприятие мира;

Б) Практика – только материально-предметная деятельность людей;

В) Практика – логически обоснованная действительность.

Г) Практика – многообразная целеполагающая и целесообразная чувственно воспринимаемая деятельность людей, направленная на освоение и преобразование мира.

4. К духовной деятельности следует отнести…

А) Политическую забастовку;

Б) Обучение;

В) Религиозные обряды;

Г) Философские концепции;

Д) Производственную деятельность.

5. Определению свободы как философской категории в большей степени соответствует суждение …

А) Свобода – возможность поступать, так, как хочу;

Б) Свобода – поведение человека, независимое от законов природы и общества;

В) Свобода есть нечто надуманное, нереальное;

Г) Свобода заключается в способности человека действовать в соответствии со своими интересами и целями на основе познанной необходимости.

6. Суждение: «Философы лишь различным образом объясняли мир, а дело заключалось в том, чтобы его изменить» принадлежит …

А) Гегелю;

В) Марксу;

Г) Шопенгауэру.

7. Впишите ключевое слово:

«Социальный процесс, при котором продукты человеческой деятельности превращаются в самостоятельную и враждебную людям силу, называется ___________».

8. Принцип «У-вэй» (недеяние), выражающий суть жизненной позиции даосизма, означает ….

А) Отстранение от мира;

Б) Следование естественным законам мира, неразделенность с миром;

В) Пассивное отношение к миру;

Г) Власть над миром.

9. Впишите пропущенные слова:

«Деятельность состоит из ________, поведение – из _________».

10. Понятие «социального действия», посредством которого индивид реализует свои интересы и поддерживает социальную солидарность, является центральным в социальной философии и социологии …

А) Г. Зиммеля;

Б) М. Вебера;

В) Э. Дюркгейма;

Г) Г. Спенсера.

Дополнительная литература

1. Батищев Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип / Г. С. Батишев // Проблема человека в современной философии. – М., 1969.

2. Бляхер Л. Е. Человек в зеркале социального хаоса / Л. Е. Бляхер. – Хабаровск, 1997.

3. Бэкхерст Н. Философия деятельности / Н. Бэкхерст // Вопросы философии. 1996. № 5.

4. Александров А. Д. Творческая сущность человека / А. Д. Александров // Человек в зеркале наук. – СПб., 1993.

5. Деятельность: теория, методология, проблемы. – М., 1990.

6. Ильенков Э. В. Свобода воли / Э. В. Ильенков // Вопросы философии. 1990. № 2.

7. Каган М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. – М., 1974.

8. Капранов В. А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека / В. А. Капранов. – Л., 1975.

9. Келле В. Человеческий потенциал и человеческая деятельность / В. Келле // Человек. 1997. № 6.

10. Научно-техническое творчество. Социально-философские проблемы. – М., 1979.

11. Философские проблемы деятельности: Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 1985. № 2, 3, 5.

12. Мотивационная регуляция деятельности и поведения человека. М., 1988.

13. Шаронов В. В. Основы социальной антропологии / В. В. Шаронов. – СПб., 1997.

Тема. Человек – природа – общество. Глобальные проблемы современности.

I. Интеллектуальная разминка

1. Совокупность естественных условий существования человеческого общества.

2. Наука, изучающая взаимоотношения общественного человека со средой его обитания.

3. Обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

4. Взаимоотношения человека и природы в первобытном обществе отличались их __________.

5. Для христианства характерным стало противопоставление природы _____.

6. Продолжающее традицию античности Возрождение, рассматривает все природное как воплощение ________.

7. Новое время выдвигает основную методологическую установку «Знание - сила», означающую _______.

8. Суть концепции «географического детерминизма» состоит в _______.

9. Когда и кем она была впервые четко сформулирована?

10. Совокупность жизненно важных проблем современного человечества, непосредственно связанных с его существованием.

11. Приоритетной интерсоциальной проблемой современности выступает проблема _______.

12. Мыслитель-гуманист второй половины ХХ века, впервые забивший тревогу по поводу возможной гибели человечества, создатель Римского клуба.

13. Римский клуб это – международная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах ученых, политиков и общественных деятелей из многих стран мира, имеющая своей целью ________.

14. Цель науки III тысячелетия – не конфронтация и монолог с природой, а _______.

15. Кем и когда для обозначения «общей науки об отношении организмов к окружающей среде» был введен термин «экология»?

16. Наука о закономерностях, воспроизводстве населения в общественно исторической обусловленности этого процесса, называется _________.

17. Направление в социальной философии, абсолютизирующее возрастающую роль технических наук, специального знания в жизни современного общества.

18. Народонаселение это - ________.

19. Совокупность таких, уже не допустимых нарушений равновесия природы, которые, по словам Н. Н. Моисеева, могут повлечь за собой дальнейшие неконтролируемые изменения характеристик биосферы, сделать существование на Земле человечества невозможным, называется _________.

20. Новое экологическое мышление ведущей ценностью современности провозглашает ________.

21. Коэволюция есть _______.

22. Русский ученый, философ-космист, сформулировавший эту идею в виде принципа антропокосмизма.

23. Целенаправленное разумное развитие биосферы, осуществляемое в интересах человека и его будущего, есть ________ движение.

24. Система научно-философского прогностического знания о будущем Земли и человечества.

25. Гуманизация современного общества предполагает ________.

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. Один из выдающихся представителей гуманизма на Западе Э. Фромм, отмечая массовое проявление бездуховности, писал: «Одно из двух: западный мир окажется способным возродить гуманизм, узловой проблемой которого является наиболее полное развитие человечности, а не товар и производство, или же Запад погибнет, как и многие другие великие цивилизации».

· Что такое человечность?

· В чем выражается бездуховность западного общества?

· Актуальна ли эта проблема для России? Ответ аргументируйте.

· Каковы гуманистические измерения современной цивилизации?

2. В специальной литературе сегодня часто можно встретить выражение «экологическое варварство».

· Что оно обозначает?

· Как можно изменить такого рода отношение к природе?

· Какую роль в этом может сыграть самовосстановление природных ресурсов природным законодательством?

· Что, собственно, представляет собой экологизация материальной, духовной и др. сфер общественной жизни, ценностных ориентаций человечества?

3. Для решения глобальной проблемы предотвращения войн, установления безъядерного и ненасильственного мира существенное значение, по мнению специалистов, имеет формирование нового, справедливого и разумного мирового порядка.

· Каким требованиям, по-вашему, должен отвечать такой порядок?

· Сформулируйте его основания и характерные черты.

· Каким здесь должно быть экономическое мышление? Политическое?

· Какое место будет в нем отведено преодолению эгоизма, индивидуализма, национализма?

4. В. М. Бехтерев более 80 лет назад, выступая на открытии института в Петербурге, сказал: «В наше время высшие школы преследуют только профессиональные качества, они готовят юристов, врачей, архитекторов и т. д. Но при этом упускают из виду, что в центре этой работы должен быть поставлен человек, что для государства, кроме профессиональных деятелей, нужны лица, которые понимают то, что такое человек, как и по каким законам развивается его психика».

· Насколько актуальна это проблема сегодня?

· Как образование, его качество связано с решением глобальных проблем современности?

· Что вы ждете от высшего образования?

5. Канадский ученый, специалист по проблемам изучения агрессии и войн А. Рапопорт образно сравнил милитаризм, институт войн с раковой опухолью, разрушающей организм посредством его собственных клеток. К его гибельным последствиям для цивилизации он относил «парниковый эффект», «озоновые дыры», «опустынивание». Продолжите этот ряд.

III. Заполните таблицы.

1. Взаимодействие природы и общества: историко-философский экскурсЭпоха Суть

взаимоотношений Особенности Цель жизни в

соответствии

1. Первобытное общество

2. Средние века

3. Возрождение

4. Новое время

5. Современность

2. «Сценарии» будущего общества, проблема взаимоотношения его с природойФилософское направление Сущность Представители Ваша оценка

1. Русский космизм

2. Концепция «пределы роста»

3. Ноосфера

4. Информационное общество

3. Классификация глобальных проблем современности

глобальных проблем Разновидности Краткая

характеристика Перспективы

1. Интерсоциальные

2. Взаимоотношения

человека и природы

3. Взаимоотношения

человека и общества

IV. Тематика творческих заданий

1. Римский клуб и его деятельность.

2. Парадигма самоорганизации как основа нового мировоззрения.

3. Экология человека и экологическое право о необходимости сохранения и развития природных свойств и сущностных качеств человека.

4. Разоружение как глобальная проблема – рудимент прошлого или забота о будущем.

5. Ноосферный проект социоприродной революции.

1. Учение о глобальных проблемах называется __________.

2. Римский клуб это - …

А) Объединение футбольных болельщиков Италии;

Б) Объединение римских политиков для борьбы с коррупцией;

В) Объединение ученых для решения глобальных проблем современности;

Г) Объединение поклонников Леонардо да Винчи.

3. Термин «ноосфера» в научный оборот впервые вводит …

Б) Флоренский;

В) Гумилев;

Г) Вернадский.

4. Ноосферная концепция разработана отечественным ученым и мыслителем …

А) Циолковским;

Б) Флоренским;

В) Вернадским;

Г) Чижевским.

5. К глобальным проблемам современности не относится …

А) Предотвращение войн;

Б) Строительство Байкало-Амурской магистрали;

В) Гармонизация отношений человека и биосферы;

Г) Рациональное воспроизводство населения планеты.

6. Наука о самоорганизации материальных систем есть …

А) Семиотика;

Б) Семантика;

В) Синергетика;

Г) Футурология.

7. Термин «коэволюция» означает …

А) Взаимодействие индивида и природы;

Б) Совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы;

В) Современную эволюцию.

8. Наиболее перспективными направлениями для развития человечества XXI века являются …

А) «Холодная война»;

Б) Социально-культурная изоляция;

В) Доминирование одних и подчиненное положение других государств;

Г) Общецивилизационное единство при сохранении социокультурного разнообразия.

9. Впишите пропущенное слово:

«Никакое другое развитие – научное, техническое или экономическое – не дает удовлетворительных результатов, если оно не подкрепляется ______- революцией, перестройкой сознания и ценностей».

10. Завершите высказывание:

«Социальный прогресс сегодня должен измеряться не только уровнем потребления материальных благ, но и _________». Это обстоятельство положено в основу принципиально нового видения перспектив человечества.

Дополнительная литература

1. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. – М., 1988.

2. Горелов А. А. Социальная экология / А. А. Горелов. – М., 1998.

3. Глобальный эволюционизм. Философский анализ. – М., 1994.

4. Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия / Р. С. Карпинская, И. К. Лисеев, А. П. Огурцов. – М. 1995.

5. Кочергин А. Н. Философия и глобальные проблемы / А. Н. Кочергин. – М., 1996.

6. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. – М., 1990.

7. Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стингерс. – М.,1986.

8. Олейников Ю. В., Орлов А. А. Ноосферный проект социоприродной эволюции / Ю. В. Олейников, А. А. Орлов. – М., 1999.

9. Реймерс Н. Ф. Концептуальная экология / Н. Ф. Реймерс. – М. 1993.

10. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М., 1995.

11. Философия русского космизма. – М., 1996.

Существует два наиболее типичных типа дискредитации: 1) когда действительно есть какой-то, пусть и незначительный, повод для серьезных обвинений ("без дыма нет огня"), и 2) когда никакого повода нет, человек кристально чист и, тем не менее, его выбирают объектом морального, профессионального или социального уничтожения в глазах других людей (по принципу "чем чудовищнее ложь, тем легче в нее поверят"). Особенность нападения, совершаемого при дискредитации, состоит в том, что запущенная клевета далеко не всегда имеет явный источник: многие клеветники предпочитают быть за спинами других людей, в тени. Кроме того, обороняться надо не только и не столько от них, сколько от возбужденных страстей толпы, поверившей клевете или колеблющейся в своей оценке дискредитируемого человека. Нужно суметь отбиться от этого вполне материального агрессивного поля клеветы, которое вплотную приближается к ауре дискредитируемого человека и может ее пробить. В этом случае даже невинный человек внутренне ломается.

Один весьма продвинутый в духовном отношении и незаслуженно дискредитируемый, несмотря на некоторые ошибки, человек, сказал мне следующее: "Я физически чувствую этот липкий ком грязи. Иногда она достигает такой концентрации вокруг тебя, что невольно задумываешься, может быть, ты действительно такой, как о тебе говорят. Но потом собираешься с силами и отбрасываешь этот ком как можно дальше". Постепенно ему удалось отбить атаку, но, несмотря на это, репутация его все же была несколько повреждена.

Если это в ваших силах, старайтесь защищаться от дискредитации тем, чтобы не допускать ее. В крайнем случае, будьте готовы нанести упреждающий удар по позициям клеветника первым. Только при этом помните, что ваше единственное спасение в том, чтобы быть убедительным и справедливым и вскрыть нарыв лжи и зла, а не просто мстить потенциальному врагу из личных шкурных соображений.

Если же профилактические меры не помогают, и вы, как в анекдоте, чувствуете: "Началось!", тогда старайтесь держаться достойно! Ни в коем случае не пускайтесь в многократные многословные объяснения. Когда видите, что ситуация сама не рассасывается, а наоборот, подогретая энергия коллективного недовольства вашим поведением нарастает, - в кратких, четких, жестких словах объясните свою позицию и ситуацию и больше к ней не возвращайтесь. Продолжайте действовать как ни в чем не бывало, внутренне удерживая свою ауру и самоощущение в стабильном устойчивом состоянии. Будьте ровны, спокойны и уважительны в общении с коллективом, даже если часть его в каком-то смысле поддалась на провокацию. Если вы сумеете сохранить терпение и устойчивость, через какое-то время страсти улягутся, и волна коллективного отношения к вам переменится в положительную сторону.

Правильная реакция на волевое давление

Любое действие человека имеет свою логику. Это касается и давления, которое на вас оказывают. Давящий человек обычно проводит свою стратегию по нескольким фронтам: он может давить на вас логикой, волей, интригами и энергетикой. Если вы хотите отстоять себя, вы должны, по крайней мере, понять характер давления, оказываемого на вас. В первую очередь хорошо разобраться, а кто давит на вас и зачем он это делает? Не понимая сущность и мотивы давящего агрессора и рассматривая его агрессивную бесцеремонную природу, как черный ящик, вы не можете выбрать грамотную и надежную линию противостояния давлению. Рассмотрите несколько классификаций конфликтных и трудных людей, которые описаны в предыдущих главах и выберете тот тип, что более всего похож на данного агрессора. Одно это поможет вам лучше понять логику его поведения и, возможно, заставит пересмотреть свое поведение.

Обычно одни люди подвергают психологическому давлению других людей по нескольким причинам:

· они стремятся заставить их действовать в определенном направлении из соображений выгоды;

· они испытывают потребность психологически поставить на место другого человека и одновременно утверждают самих себя (убирают или отодвигают сильного противника, конкурента);

· они получают удовольствие от самого процесса психологического унижения другого человека;

· они давят на других до конца, не осознавая это и подчиняясь своим импульсам внутренней агрессивно-волевой и грубовато-авторитарной природы.

На энергетическом уровне давление проявляется в соприкосновении двух аур, одна из которых начинает подавлять другую, заставляя ее отступать, сжиматься и подчиняться командам первой. Давление может быть направлено из сферы ума и в свою очередь направлено на интеллектуальную область другого человека, сферу его логики (в таких случаях говорят, что кто-то подавляет оппонента своим интеллектом), а может непосредственно пробивать, продавливать волю более слабого противника или жертвы. Бывает и другая, более тонкая разновидность давления, когда человека путем различных манипуляций ставят в такие условия, в которых он, вопреки своим желаниям, вынужден вести себя так, как нужно манипулятору. Это. конечно, деформирует его волю.

Защита от психологического давления должна начинаться с быстрого, но сосредоточенного размышления на тему: есть ли у того, кто давит, хоть какое-то моральное право на подобное отношение к вам? Может быть, вы действительно заслуживаете того, чтобы к вам был применен такой жесткий подход? Вдруг вы действительно зарвались, несправедливо обошлись с этим человеком, без спросу вторглись в сферу чужих интересов? Если это так, то ваше сопротивление и нежелание пойти ни на один компромисс оценено как неслыханная наглость, с которой надо бороться всеми доступными средствами. Может быть, агрессивное давление вашего оппонента основано на неправильном понимании вас и вашего поведения. Такие вещи бывают сплошь и рядом, потому постарайтесь в коротких, ясных и точных фразах объяснить ему суть дела. Человек, хотя бы в какой-то степени обладающий совестью и пониманием, способен остановиться, если убедился в своей неправоте. Ну, а тот, кто лишен этих свойств, конечно, продолжит свое давление, и ваше сопротивление его только раззадорит.

Предположим, что справедливость действительно на вашей стороне, но давление продолжается. Вы можете попытаться разрядить обстановку и перевести все в шутку или даже частично отступить, только внутри себя четко определите, до какой черты возможен компромисс. Однако если ваш смягчающий импульс не будет воспринят, старайтесь держать удар. Начните сопротивляться всерьез. Какие у вас ресурсы для того, чтобы успешно отбить атаку?

Прежде всего хотя бы на мгновение, насколько позволяет ситуация, обратитесь за поддержкой к Высшим Силам с короткой интенсивной молитвой. Несколько раз повторите про себя с максимальной верой и концентрацией какую-то формулу, может быть, два слова: "Господи, помоги!" Настройтесь на восприятие Высшей помощи и попробуйте вобрать в себя энергию помощи. После этого отвечайте на давление уверенно и твердо, говоря жесткие или ироничные фразы, занимая определенное место и позу, не отступая ни психологически, ни физически. Кстати, умение охранять свою позицию даже чисто пространственно, не отступая перед напором агрессора, который нередко давит на вас, приближаясь к вам и заставляя вас отступать на несколько шагов, входит в искусство правильной защиты от волевого давления. Оно предполагает либо хорошую физическую тренированность (сильный человек обычно отступает только перед еще большей силой), либо умение управлять своим телом, не допуская мышечных зажимов. В психологическом единоборстве двух людей при прочих равных условиях решает дело чье-то психоэнергетическое превосходство, а оно включает в себя жизненную силу человека, а значит, в какой-то степени и телесную крепость. Человек со слабым нетренированным телом, полным мышечных зажимов и проблем, как правило, не может противостоять грубому напору психологического "качка", тем более, если тот лучше развит на физическом уровне.

Даосская традиция и боевые искусства Востока считают, что даже не в очень крепком теле есть определенные зоны и точки, концентрируясь на которых человек высвобождает скрытые ресурсы организма и психики, глубинные энергии, которые позволяют более устойчиво и энергично парировать любой натиск. Это прежде всего нижний дань-тянь-центр, находящийся в области пупка, центры ног, обеспечивающие человеку ощущение устойчивости как физической, так и психологической, и наконец, весь позвоночный столб, который представляет собой энергетический стержень и ось, от состояния которой зависит общее напряжение человеческой воли и духовная крепость подвергающегося давлению человека. Чем больше вы будете сознательно работать над тренировкой этих центров и зон тела, тем увереннее вы будете держать удар во всех жизненных передрягах и отстаивать свою правоту.

Игорь, клиент, посещающий мои консультации и страдающий большим чувством неуверенности перед любыми формами психологического давления, по моему совету стал ходить на занятия гимнастикой цигун и развивать жизненную силу в области нижнего дань-тяня. Во время наших с ним бесед я отчетливо понял, насколько слаб у него этот центр и как плохо он контролирует нижние конечности в минуту опасности. Там, где у других людей концентрируется так называемая нутряная сила, у него зияла пустота, ощущался провал, который сообщал всем его словам и движениям какую-то неубедительность. По его признанию, когда на него давили, он всегда чувствовал некую неловкость и слабость в области живота и потому старался уступить. Начав заниматься развитием запущенных зон в теле и оживлением тонких центров, представляющих собой энергетическую основу человека, он неожиданно успокоился и начал впервые в жизни ощущать свою жизненную правоту, которую надо отстаивать от незаконных посягательств.

Еще одним ресурсом, помогающим противостоять давлению, является целостность человеческих желаний и решений. Вы можете какое-то время колебаться и думать, какое решение в ответ на давление имеет смысл принять, но, остановившись на чем-то одном, надо продолжать стоять и дальше. Отсеките все сомнения, колебания, проявления лени, займите четкую и ясную позицию и не допускайте оттока энергии на посторонние душевные движения. Раз вы подвергаетесь нападениям, значит, вы должны быть монолитным во всем вашем поведении. Иначе через щели сомнений в вас проникнет чужая негативная воля и поработит вас.

Можете также прибегнуть к ресурсам образов, например, представить, что вас окружает нерушимая стена, невидимая сфера, энергетический щит, кокон, скафандр. Подробно технология построения щитов описана в "Невидимой броне". Я обучаю конкретной практике работы со щитами на индивидуальных консультациях и семинарах. Особенно эффективно действует метод построения трех колец силы - кольца, защищающего личность, затем, кольца вокруг ауры и, наконец, кольца, обороняющего дух. Важно только, чтобы эти кольца опирались на внутреннюю уверенность человека в своей правоте. Иначе вы будете представлять "колосса" на глиняных ногах, и кольца будут выполнять исключительно виртуальное значение.

И наконец, еще один из самых важных ресурсов защиты от давления - умение искусно чередовать тактики защиты и менять центры, которые участвуют в отражении удара. Речь идет прежде всего о чередовании логики и воли, на которое вы идете. Конечно, такое чередование во многом зависит от характера угрозы и от того, насколько часто чередует эти две стратегии ваш противник или оппонент. Если вы сильны в интеллектуальных беседах и в умении быстро привести нужный довод, а оппонент предпочитает не утруждать себя поиском нужных аргументов и склонен идти напролом, используйте то оружие, которым вы владеете лучше всего. Если это ум, выведете конфликт на территорию ума. Если же вы не владеете искусством мгновенно находить наилучшие интеллектуальные решения и подбирать самые остроумные слова в разгар острого конфликта, но обладаете хорошим волевым напором и находитесь в прекрасной физической форме, включите канал мощного ответного волевого давления. Например, рявкните на него. Пусть давит не только он, но и вы. Можете также быстро менять тактику, переходя от волевого сопротивления к умело организованным доводам и наоборот. Тогда, кто бы перед вами ни был, ему будет не так-то просто пробить вашу оборону.

Задачи, упражнения, тесты, творческие задания

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Основные проблемы философии ХХ-ХХI веков

Тема. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВОБОДЫ, ОТВЕТСТВЕННОСТИ

I. Интеллектуальная разминка

1. Раздел философии, исследующий общие начала человеческой деятельности, социальных действий людей.

2. Специфически человеческая форма отношения к миру, активность людей, способ самореализации, обусловленный их потребностями, интересами, целями.

3. Целеполагающая, предметно-преобразующая деятельность людей называется _______.

4. Деятельность, связанная с освоением и преобразованием внешнего мира в сознании человека.

5. Субъектом деятельности выступают ______, осуществляющие познавательные и практические действия в соответствии с необходимостью и своими целями.

6. То, на что направлена деятельность человека.

7. Избирательное, направленное отношение человека к объекту, стимулирующее его практическую и духовную деятельность, подкрепленное положительным эмоциональным настроем.

8. Нужда в чем-либо, сознательно обусловленная, осознанная необходимость духовной и практической деятельности человека.

9. Мотивом человеческой деятельности выступает _________.

10. Идеальное, мысленное предвосхищение результата, ради которого человек предпринимает те или иные действия.

11. Главный вид человеческой деятельности это - _______.

12. Социальные действия (умственные или практические), в результате которых рождается новое.

13. Постановка цели, планирование в соответствии с ней результата, выбор соответствующих форм и видов деятельности, направленных на достижение цели.

14. Какое из философских направлений особое место отводит практике?

15. Способность человека в соответствии со своими интересами и целями действовать ответственно.

16. То, что представляет для человека, группы людей особую значимость, называется __________.

18. Превалирование ценностей в деятельности людей, безоговорочное подчинение однажды выбранным поведенческим клише ведет к ________.

19. Дискредитация ценностей ведет к _______.

20. Социальное отношение к общественным ценностям, отражение субъектом социальной необходимости и понимания смысла совершаемых действий.

21. Утверждение первичной, универсальной движущей силой бытия воли, индивидуальной или мировой, игнорирование объективных законов есть _______.

22. Представителями этой мировоззренческой позиции были ________.

23. Мировоззренческая установка, полагающая, что деятельность человека не решает проблем, так как его поступки, действия, жизнь и весь мировой процесс предопределены роком, судьбой, высшей божественной силой, называется ________.

24. Есть два типа деятельности. Назовите их.

25. Способность человека к реализации усилий, деятельность, направленная на достижение цели, а также способность к достижению цели, реализующаяся в деятельности.

II. Задачи, упражнения, комментарии

1. В философии деятельность рассматривается как специфически человеческая форма отношения к миру, высшая форма универсальной активности людей.

· В чем выражается принципиальное отличие деятельности людей от других форм активности в мире?

· Выделите структурные элементы деятельности.

· Что составляет смысл деятельности?

· Каково методологическое значение деятельности?

2. «Законы внешнего мира, природы… суть основы целесообразной деятельности человека. Человек в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность». (В. И. Ленин).

· Разделяете ли Вы это суждение?

· Возможна ли здесь свобода деятельности?

· Что такое свобода? Как она соотносится с необходимостью, с одной стороны, с интересами и устремлениями людей, с другой?

3. В философии и философских науках широкое распространение получил подход к деятельности как объяснительному принципу.

· В чем сущность и методологическое значение такого подхода? Ответ аргументируйте.

4. Выскажите свое отношение к суждению: «Цель оправдывает средства». Приведите примеры, когда эта идея была реализована в истории, жизни.

5. Прокомментируйте высказывание Гегеля: «Деятельность есть движение, переводящее условия в предмет и последний в условия как сферу существования».

III. Заполните таблицы

1. Понимание деятельности в истории философии

2. Ваша будущая профессиональная деятельность с точки зрения ее структуры

3. Типы, виды и формы деятельности

IV. Тематика творческих заданий

1. Деятельность как способ реализации сущностных сил человека.

2. Деятельность, необходимость, свобода, ответственность.

3. Ценностные основания деятельности.

4. Творчество как свободная деятельность. Виды ее проявления.

5. Деятельность человека в условиях социального хаоса.

V. Тесты

1. «Действовать, действовать, действовать – вот для чего мы существуем». Это высказывание принадлежит …

А) И. Г. Фихте;

Б) Л. Фейербаху;

В) Ф. В. И. Шелленгу;

Г) Г. Лейбницу.

2. Проблема деятельности актуализировалась в философии…

А) Античности;

Б) Нового времени и Просвещения;

В) Средневековья;

Г) Возрождения.

3. Среди предложенных выберите более полное и верное суждение:

А) Практика – чувственное восприятие мира;

Б) Практика – только материально-предметная деятельность людей;

В) Практика – логически обоснованная действительность.

Г) Практика – многообразная целеполагающая и целесообразная чувственно воспринимаемая деятельность людей, направленная на освоение и преобразование мира.

4. К духовной деятельности следует отнести…

А) Политическую забастовку;

Б) Обучение;

В) Религиозные обряды;

Г) Философские концепции;

Д) Производственную деятельность.

5. Определению свободы как философской категории в большей степени соответствует суждение …

А) Свобода – возможность поступать, так, как хочу;

Б) Свобода – поведение человека, независимое от законов природы и общества;

В) Свобода есть нечто надуманное, нереальное;

Г) Свобода заключается в способности человека действовать в соответствии со своими интересами и целями на основе познанной необходимости.

6. Суждение: «Философы лишь различным образом объясняли мир, а дело заключалось в том, чтобы его изменить» принадлежит …

А) Гегелю;

В) Марксу;

Г) Шопенгауэру.

7. Впишите ключевое слово:

«Социальный процесс, при котором продукты человеческой деятельности превращаются в самостоятельную и враждебную людям силу, называется ___________».

8. Принцип «У-вэй» (недеяние), выражающий суть жизненной позиции даосизма, означает ….

А) Отстранение от мира;

Б) Следование естественным законам мира, неразделенность с миром;

В) Пассивное отношение к миру;

Г) Власть над миром.

9. Впишите пропущенные слова:

«Деятельность состоит из ________, поведение – из _________».

10. Понятие «социального действия», посредством которого индивид реализует свои интересы и поддерживает социальную солидарность, является центральным в социальной философии и социологии …

А) Г. Зиммеля;

Б) М. Вебера;

В) Э. Дюркгейма;

Г) Г. Спенсера.

Дополнительная литература

1. Батищев Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип / Г. С. Батишев // Проблема человека в современной философии. – М., 1969.

2. Бляхер Л. Е. Человек в зеркале социального хаоса / Л. Е. Бляхер. – Хабаровск, 1997.

3. Бэкхерст Н. Философия деятельности / Н. Бэкхерст // Вопросы философии. 1996. № 5.

4. Александров А. Д. Творческая сущность человека / А. Д. Александров // Человек в зеркале наук. – СПб., 1993.

5. Деятельность: теория, методология, проблемы. – М., 1990.

6. Ильенков Э. В. Свобода воли / Э. В. Ильенков // Вопросы философии. 1990. № 2.

7. Каган М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. – М., 1974.

8. Капранов В. А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека / В. А. Капранов. – Л., 1975.

9. Келле В. Человеческий потенциал и человеческая деятельность / В. Келле // Человек. 1997. № 6.

10. Научно-техническое творчество. Социально-философские проблемы. – М., 1979.

11. Философские проблемы деятельности: Материалы «Круглого стола» // Вопросы философии. 1985. № 2, 3, 5.

12. Мотивационная регуляция деятельности и поведения человека. М., 1988.

13. Шаронов В. В. Основы социальной антропологии / В. В. Шаронов. – СПб., 1997.