Тема мои размышления о выборе профессии. Словотворие начало учебного года размышления о профессии учителя. Каким должен быть современный учитель

Мир профессий богат и разнообразен. Как при таких широких возможностях молодому человеку найти себя, сделать осознанный, взвешенный шаг? Стоит ли обращаться за помощью к учителям, психологам, родителям? Единственного правильного ответа на этот вопрос не существует – путь у каждого свой. Очень часто важный жизненный шаг зависит от совета. Прислушиваясь к тому, что подсказывает окружающий мир, школьник должен самостоятельно выбрать дело, с которым он свяжет своё будущее, выбрать профессию, которую полюбит. Интересными историями своего поиска пути поделились учащиеся московских школ… Уверены, что опыт ребят может оказаться полезным для наших читателей.

Мы сами лепим свое счастье. На выставке «Дни профессионального образования» в «МосЭкспо» на ВДНХ прошёл финал соревнований «Умные руки столицы». Ученики московских колледжей могли испытать себя в различных профессиональных сферах – садоводстве, дизайне одежды, резьбе по дереву и кулинарии. Это может помочь им в окончательном выборе профессии.

На конкурсе «Мастер кухни» перед юными кондитерами стояла задача создать композицию из мастики – особого декоративного съедобного материала для приготовления тортов, пирогов и кексов. Он похож на пластилин, но изготавливается из пищевых продуктов – сахарной пудры, желатина и глюкозы. Учащиеся московских кулинарных колледжей слепили впечатляющие фигурки, изображающие животных, птиц, растения, соединив их в сценах из жизни живой природы. Гости фестиваля удивленно спрашивали у участников: «А это съедобно?!»

Мастерство конкурсантов оценили не только гости выставки, но и члены жюри: «Ребята – не профессионалы, но посмотрите, как лепят! Конечно, есть недочеты, но в целом у них есть и вкус, и чувство цвета. Это радует! – Комментирует работы ребят начальник кондитерского цеха Елена Романова. – Я уже вижу будущих работников кондитерских фабрик».

Одна из участниц конкурса, которая уже решила, что свою жизнь свяжет с кулинарией, ученица колледжа № 28 Лиза Морозова призывает тех, кто еще не определился с будущей профессией, прежде всего прислушиваться к себе: «Ребята, делайте то, что нравится вам, что вам говорит душа, сердце, и так вы найдете свой жизненный путь, а в итоге будете заниматься тем, что будет приносить вам радость. Это самое главное».

Ценность совету Лизы придает история члена жюри – Елены Романовой, которая и строила свой жизненный путь по этому принципу. «Я очень хотела стать воспитателем, а еще мне очень нравилось сладкое, – говорит Елена. – В конечном итоге я окончила пищевой техникум, а потом устроилась в колледж преподавателем. Мне кажется, профессия преподавателя очень схожа с профессией воспитателя. Получилось, что я учла все свои желания. Мне очень нравится моя работа и сейчас могу сказать, что я действительно счастливый человек».

Александр Самохин, Детский пресс-центр Дней профобразования Москвы, ВВЦ

Выбрать жизненный путь помогут психологи

О трудностях и тонкостях выбора профессии юные журналисты побеседовали с Романом Владимировичем Комаровым, заместителем декана Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ.

С детского сада всем известно: «все профессии важны». Однако не редки случаи, когда всю свою жизнь человек занят каким-то делом по привычке, а не из-за большой тяги к данной профессии. Как избежать такой ситуации? Роман Владимирович считает, что в первую очередь нужно здраво оценивать собственные возможности и соотносить их со своими предпочтениями. Существует множество тестов и технологий, разработанных профессионалами для облегчения выбора жизненного пути.

«Участие родителя в выборе профессии ребенком – палка о двух концах, – считает Роман Комаров. – С одной стороны, родители не просто могут, а должны помогать своему ребенку, опираясь на жизненный опыт и взрослое видение ситуации. Многие состоявшиеся личности благодарят за свою судьбу в первую очередь родителей. Но вместе с тем чересчур обеспокоенные взрослые рискуют переусердствовать и максимально сузить профессиональный выбор своего ребенка вместо того, чтобы помочь ему и открыть новые возможности.

Не стоит слишком рано ставить ребенка перед выбором: может, никому это и не навредит, но вряд ли тестирование в раннем возрасте принесет много пользы» – завершил Роман Комаров.

Ксения Волкова, Детский пресс-центр Дней профобразования Москвы, ВВЦ

Хватает ли школьных знаний, чтобы определиться с профессией?

Мы учимся в школе, совсем не задумываясь о том, хватит ли нам этих знаний, для того чтобы определиться, кем мы хотим стать в будущем. Многие из нас начинают задумываться о профессии только в старших классах, некоторые знают, кем они хотят стать, уже с детства, а есть и такие, кто вовсе не может определиться, кем же он хочет стать. В чём же проблема? В том, что ученик безответственно подходит к своему будущему? Или в том, что школьных знаний просто не хватает?

Зачастую многие школьники не могут определиться с профессией из-за учителей, а точнее из-за того, как они преподают, ведь сейчас многим учителям совсем не важно, понял ученик какую-либо тему или нет.

Фактически учителя не могут дать представления обо всех доступных профессиях, и это не должно быть их целью. Учителя обязаны привить знания согласно школьной программе, а ученики, основываясь на знаниях, полученных в школе, на навыках, которые они получают в результате дополнительных увлечений, с помощью литературы, которую они читают, могут выбрать профессию, в которой они смогут наиболее полно самореализоваться.

Ксения Елистратова, СОШ № 680, г. Москва

Как школа помогла мне определиться с выбором профессии?

Наши учителя являются и психологами, и вторыми мамами, и нашими верными друзьями в течение всего обучения.

Моя будущая профессия целиком и полностью относится к школе. Я тоже буду учителем. Наша учительница по английскому языку Светлана Владимировна Жижаева – мой идеал, мой пример для подражания. В ней все английское: и улыбка, и манера говорить, и внешний вид.

Английский язык – мой любимый предмет в школе (а испанский – дома), и поэтому я хочу свою любовь направить в правильное русло, в профессию учителя, а школа мне помогает не сбиться с выбранного пути, достичь цели, приобрести знания, необходимые в дальнейшем…

Алёна Морковкина, 10 «А» класс ГБОУ СОШ № 947

Хватает ли в школе знаний, чтобы определиться с профессией?

В современном мире ученики не всегда могут позволить себе заниматься по-настоящему любимым делом, потому что уровень получаемых в школе знаний не соответствует уровню сложности экзаменов. А тут еще сокращение уроков алгебры и русского языка – предметов, по которым сдают обязательный ЕГЭ. Поэтому приходится посещать платные курсы или заниматься с репетиторами. Но это стоит немалых денег, поэтому не все могут себе это позволить.

В школах редко или вообще не проводятся занятия по профессиональной ориентации учеников. Хотя, по моему мнению, такие занятия должны быть неотъемлемой частью учебного процесса.

Лично мне получаемых в школе знаний не хватает, чтобы точно сказать, кем я буду. Каждый учитель хочет, чтобы я учила именно его предмет. Но почему именно этот? Никто не объясняет.

Я бы хотела быть востребованным специалистом в современном обществе, чтобы работа была интересной, имела достойную оплату. Поэтому в надежде найти подсказку, какую профессию получить, хожу на разные дополнительные занятия.

Ира Тимофеева, 14 лет, школа № 680

Школа в выборе профессии – не помощник

Многие школьники совершено не задумываются, кем они станут в будущем. По статистике, лишь 30% выпускников выбирают профессию в соответствии со своими интересами и увлечениями, остальные – под давлением различных обстоятельств: мнения родителей, востребованности профессии и уровня зарплат.

Почему так происходит? Потому что наша школа ориентирована на теорию. То есть мы, получая аттестат, знаем тригонометрические функции, но не имеем ни малейшего понятия, как и из чего готовят борщ. Или как пользоваться швейной машинкой. У нас в седьмом классе были уроки труда. Нас учили шить. Но нам запрещали пользоваться новыми швейными машинками, хотя они стояли на подоконнике. Учительница утверждала, что они опасны и что мы можем поранить себя.

За все время учебы (я учусь в восьмом классе) к нам ни разу не приглашали людей редких и модных профессий. Мне бы, например, интересно было встретиться даже с простым водопроводчиком. Многие ли знают о том, как и откуда приходит к нам в дом питьевая вода? Мне хотелось бы знать заранее, как самой починить кран. Такие уроки, я слышала, проводятся в финской школе, но, к сожалению, не у нас.

Или модная сейчас профессия программиста. У нас есть такой урок – информатика. Но какая от него польза, если нам рассказывают в основном только теорию? Да еще учтите, что у нас в классе всего пять компьютеров и пользоваться ими нам разрешают только один раз в году.

Иногда случается, что ученик выбрал свою будущую профессию, но в школе ему не хватает знаний по определенным предметам. Тут, конечно, могут помочь либо репетиторство, либо занятия после школы на специальных курсах. Но ведь и то, и другое – платно! Учитель тут мог бы поддержать хотя бы морально. Мол, молодец, очень нужная профессия.

Лично я уже сделала для себя выбор, в каком направлении мне двигаться, к какой цели стремиться. И поэтому самостоятельно пытаюсь совершенствовать те знания, которые мне понадобятся. Недавно я поделилась своими планами с классным руководителем. Однако она меня не только не поддержала, но и пыталась доказать, что мой выбор неправильный, что мое желание самостоятельно выбрать будущую профессию – это глупость. А то, что выбрала – чепуха, потому что таких специалистов пруд пруди, я могу остаться без работы. Она даже отказалась дать мне дополнительные задания по ее предмету, на основании того, что это мне все равно не поможет.

Я считаю, что надо приближать учебу к жизни.

Варвара Соколова

Кто я, и кем мне быть?

Каждый день мы выбираем. Пьем чай или кофе, берем зонт или бежим под дождем, смотрим драму или комедию. Мы делаем это, не задумываясь, по подсказке внутреннего «я», нашего верного друга. Но стоит задать вопрос, предопределяющий не исход отдельно прожитой минуты, а наше будущее – угрюмое эго молчит, становясь беспомощным перед этим самым главным в жизни выбором: «Кто я, и кем мне быть?».

Когда пришло время решать – я была готова. Какие-то особые курсы, тесты, психолог? – нет, школа. И я иногда сетовала на огромные объемы классной и внеклассной работы, на множество олимпиад, на которые меня записывали учителя. Я соглашалась на все, потому что очень рано, еще в начальной школе, мне рассказали, как важно посмотреть на себя во всех ипостасях – и я решала биологические задачи очередного конкурса, спеша успеть на литературную олимпиаду в тот же день. Именно это познакомило меня с моими реальными возможностями, с моими настоящими интересами. И именно это сделало выбор еще сложнее – как, узнавая все больше и больше нового, замкнуться на чем-то одном?

Решить для себя, кем быть, – значит выделить главное, отобрать то, что ты сделаешь лучше всего и с наибольшим энтузиазмом; не обязательно при этом забрасывать «ненужные» знания. Систематически открывая все новые стороны и грани общих предметов, школа испытывала меня. Теперь, в этот судьбоносный год, я смогла определиться: мое будущее, смутное в незнании, сложилось в яркую картинку – мне показали, и я поняла, что я – гуманитарий и могу мыслить логически, что у меня есть аналитические способности и языковая догадка. Я поняла: мне важно знать, как общаются люди, мне важно понимать их, чувствовать тончайший смысл их слов. Я поняла, что хочу изучать языки.

Когда я приняла это окончательное решение, я оставила себе маленькую лазейку. Очень непросто расстаться с той средой, в которой ты воспитан, которая подарила тебе алфавит и дорогу в жизнь – и я не хочу расставаться навсегда. Люди, обучающиеся по лингвистическим специальностям, имеют право на преподавание. Я точно знаю – возможно, не сразу, но я вернусь в родные стены, в школу, вместе с моими родителями воспитавшую меня.

Анна Пищулина, 11 «А», ГОУ СОШ № 941

Ряполова Елена

Много профессий на свете , приходит время, когда и тебе нужно делать выбор .

Люди по-разному выбирают свою. Одни стремятся за деньгами и славой, другие – за своей детской мечтой, третьи – по настоянию и совету родителей. Сначала мы выбираем, а потом профессия выбирает нас ! Случайных людей здесь не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии. А что значит для меня быть воспитателем? Хочется ответить словами К. Гельвеция : «Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель зависит то, чему и как он научит своих воспитанников».

Я стала воспитателем по воле случая. Имея склонность к гуманитарным наукам и всем сердцем не любя точные, после школы я поступала в педагогический институт на филологический факультет. Чтобы стать студенткой этого ВУЗа не хватило одного балла. С твердой решимостью попробовать свои силы на следующий год, пришла забирать документы, и в аудитории встретила преподавателя педагогического училища, приехавшего из другого города предлагать учебу на факультете «Дошкольное образование» . Не знаю точно, что больше привлекло мое внимание : желание стать самостоятельной или романтика жизни в другом городе , поскольку представления о профессии воспитателя были самые туманные : целый день играть с детьми , рисовать, лепить, кормить их, водить гулять. Так я поехала учиться.

Студенческие годы у всех одинаковые : веселые, шумные, творческие; проходят быстро и незаметно. Вот я уже дипломированный специалист, сижу в кабинете заведующего детским садом и пишу заявление о приеме на работу. Завтра первый рабочий день, первая встреча с детьми , родителями, волнение : как встретят, как примут, сможем ли мы стать друзьями и партнерами. Вот оно – начало взрослой жизни . Я – воспитатель. Первые шаги в профессии были неуверенными , робкими. Приобретала опыт работы, училась шить, вязать, лепить, сочинять и т. д. Поняла, что для человека очень важно быть кому-то нужным, когда тебе верят, встречают с улыбкой, не дают скучать, засыпают вопросами, просьбами, предлагают совместные игры, или просто сидят на коленях, ласково обнимая за шею.

Дети задают миллионы вопросов и с нетерпением ждут ответ на них. У них всегда столько идей , что ничего и придумывать не приходится. Нужно жить со скоростью своих детей, радоваться и удивляться простым вещам. Три простых слова : заинтересовать, поддержать, помочь поверить в себя. Иногда достаточно просто предложить : давай попробуем вместе, поговорим о том, что знаешь ты, о том, что мне известно, давай поговорим, вдруг будет интересно.

Самые главные люди в жизни детей - родители , которые хотят видеть их счастливыми . В этом наши желания совпадают и нужно идти по одному пути, направляя и поддерживая друг друга. Ведь мы с ними всегда союзники.

Много сложностей в нашей профессии , но когда работа это и увлечение, она питает энергией. Хочется творить самой, творить вместе с детьми , творить для детей. Приходит утро, открываются двери группы, и я вижу глаза детей. В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то - грусть и печаль. Какие они разные! У каждого свой особый мир, который нельзя разрушить. Для этого необходимо помнить себя ребенком, чувствовать себя ребенком и принять «детство» как особенный мир.

Знаю точно – ели хочешь быть как можно дольше молодым, творческим, жизнерадостным , оставаться ребенком в душе, нужно правильно сделать свой выбор . Когда-то мне помог это сделать случай. Теперь я понимаю, что он был счастливым

Публикации по теме:

Эссе старшего воспитателя «Размышления о моей работе» Я работаю старшим воспитателем около 5 лет. Надо сказать, что должность старшего воспитателя для несведущих людей, мало кому знакома. Что.

Анкета для родителей «Предпочтения родителей в выборе мультфильмов для просмотра детьми» 1. Смотрит ли Ваш ребенок мультфильмы? Да Нет 2. Какие способы просмотра мультфильмов использует Ваш ребенок? Спутниковое/ кабельное телевидении.

Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии» Конспект родительского собрания 1 слайд: Тема: «Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии». Цель: развитие интересов.

Эссе воспитателя «Размышления о профессии» Говорят, каждый воспитатель хочет, чтобы его воспитанник стал лучше него. Родители желают воспитать своего ребёнка так, чтобы он добился.

Эссе «Первые шаги в профессии» В детстве я мечтала быть врачом, певицей, бухгалтером, балериной, даже сварщиком, но не педагогом. И вот я выросла, и в судьбе каждого человека.

Проектная деятельность с детьми «Все профессии важны-все профессии нужны!» Профессиональная деятельность взрослых всегда привлекательна для дошкольников. Проект «Все профессии важны, все профессии нужны» рассчитаны.

Кого боги хотят покарать,

того они делают педагогом.

Выведенные в эпиграф слова вовсе не носят, как это может показаться на первый взгляд, негативной характеристики педагогической деятельности. Они, в первую очередь, акцентируют внимание на трудностях, связанных с нею, а по мысли Сенеки, одного из представителей стоической философии, именно трудности украшают нашу жизнь, наполняя её смыслом. Исходя из этого толкования, педагогическая деятельность выступает в ряду самых прекрасных, смысловых видов деятельности. Действительно, сколько трудностей кроется там, где, по словам Селлара, “на одного желающего учить приходится около тридцати, не желающих учиться”! Однако, силовое решение данной проблемы неприемлемо, так как заставить учиться практически невозможно. Учение эффективно только тогда, когда происходит под влиянием внутреннего побудительного мотива. И именно зарождение, развитие и поддержание этого мотива в каждом учащемся, а также вооружение их специальными методами для самостоятельной его реализации-вот в чём состоит главная задача современного педагога. Впрочем, эта задача в педагогике не нова. “Вопрос не в том, чтобы преподать ему науки: нужно лишь зародить в нём вкус, чтоб он полюбил их, и дать ему методы, чтобы он мог изучать, когда вкус этот лучше разовьётся”-писал ещё Руссо в своём “Эмиле”. Однако, несмотря на это, решение данной задачи вовсе не становится легче, требуя от педагога постоянной активной творческой деятельности.

Педагог-профессия практически круглосуточная. Его рабочий день не имеет чёткого начала и конца. Выходные и праздники, прошедшие без раздумий о работе, школе, детях, без подготовки к новым трудовым будням-исключение. Редкая минута так называемого отдыха проходит без напряжённых раздумий над тем, как лучше построить урок, как правильнее организовать внеурочную деятельность, как сделать так, чтобы обучение и воспитание детей проходило эффективно и интересно. Словом, профессия педагога подразумевает тяжёлый ежедневный труд, отнюдь не ограничивающийся пределами школы и временем, проводимым в ней. Однако, несмотря на это, по-прежнему находится достаточно большое количество людей, добровольно взваливающих на себя столь непростое бремя. Что же толкает их на этот шаг?

Выше уже отмечалось, что внутренний побудительный мотив является залогом успешности в учении, но точно также мотивация выступает необходимым элементом любой деятельности, в том числе и педагогической. Каковы же мотивы выбора данной профессии? Рассмотрим основные стимулы, известные человечеству с древнейших времён. Таковых всего три:

1. власть.

Разумеется, если придерживаться авторитарной модели педагогического взаимодействия в системе “учитель-ученик”, то данный фактор может играть определённую роль в выборе профессии. Однако, в современной системе образования, направленной на гуманизацию педагогического процесса, когда в центре обучения и воспитания стоит личность учащегося, данный стимул не может найти возможности для собственной реализации.

2. слава.

Педагогическая слава достаётся тяжёлым трудом и только исключительно малому числу лиц, действительно достойных её. Кроме того, её размеры вряд ли могут удовлетворить амбиции жаждущего человека.

3. богатство.

В современных российских условиях рассмотрение данного фактора в качестве мотива выбора педагогической профессии, что бы ни говорили СМИ, кажется довольно смешным.

Таким образом, ни один из традиционных человеческих мотивов выбора неприменим к профессии педагога. Человек, выбравший себе данную профессию, безусловно, отличается от других. Эти отличия лежат в его психологии, в самой структуре его личности. Основным из них является наличие у человека так называемой педагогической направленности, которую А.В. Барабанщиков поставил на первое место в ряду слагаемых педагогической культуры. Педагогическая направленность подразумевает ориентацию на развитие личности обучаемого, постоянную готовность оказывать помощь и поддержку ребёнку. Эта направленность носит, в первую очередь, психологический характер и выяснить причины её существования без тщательного изучения психики конкретного человека практически невозможно. Разумеется, подобная направленность должна сопровождаться наличием педагогических способностей (общими и специальными), которые, базируясь на определённых биологических задатках, подлежат постоянному совершенствованию. В этом ещё одна характерная черта педагога-стремление к непрерывному саморазвитию.

Таким образом, мотив выбора педагогической профессии лежит в совокупности внутренних качеств человека, обобщённо называемых педагогической направленностью. Но как выявить у себя наличие этой направленности? К сожалению, ни поступление в педагогический университет, ни даже теоретические занятия по педагогике и методике преподавания не могут помочь в этом. Единственным критерием в данном случае выступает практика. В современных условиях, когда выпускники ВУЗов вовсе не обязаны работать по специальности, педагогическая практика на старших курсах воспринимается не в качестве подготовки к будущей профессиональной деятельности, а в качестве определения по принципу “моё-не моё”. Именно здесь появляется, по существу, первая возможность выявления своей внутренней предрасположенности и моральной готовности к данному роду деятельности.

Труд педагога тяжёл, но все те, кто заслуженно носят это звание, не сгибаются под его тяжестью. Они не воспринимают его даже в качестве работы, так как это больше, чем работа, это-Призвание. Вот почему они трудятся не зная покоя и отдыха, получая от этого огромное удовольствие, и вот почему они говорят “спасибо” за эту “кару”, которой боги “наказывают” только избранных!

| 78934

«Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни». Конфуций.

Как вежливый человек, сначала представлюсь: Маргарита Бакина, мама троих детей, по образованию – психолог (закончила факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова), по актуальному роду занятий – сотрудник «Лаборатории Касперского», руководитель образовательного проекта Антивирусная Школа, предназначенного для студентов и школьников. Вот теперь вы почти все про меня знаете:)

Здесь, на страницах газеты «11 класс», я бы хотела поговорить об одной из самых важных в жизни вещей – о том, как выбирать профессию. Если заявленная тема вас волнует, если вы действительно хотите узнать не кто виноват, а что делать , то уделите прочтению этой статьи несколько минут своей жизни. Кто со мной? Я начинаю!

У каждого человека наступает возраст, когда на первый план выходят два самых важных вопроса. Один из них – любовь. Второй, не менее важный, – выбор профессии. В нашу жизнь врываются советы родных и близких, размышления о будущем, оценка вузов, тесты по профориентации и т. д. и т. п.

Мне в жизни очень повезло. Почти случайно я выбрала специальность, которая вот уже 20 лет мне безумно интересна. Моя деятельность, связанная с профориентацией и развитием молодых людей, и психологическое образование позволяют представить вполне обоснованную точку зрения на задачу выбора профессии.

Чтобы не быть голословной, привлеку в качестве соавторов этого размышления моих коллег, которые, также как и я, являются организаторами стратегически важного образовательного проекта «Лаборатории Касперского» для школьников и студентов – «Антивирусная школа». Наше подразделение уникально: у моих коллег-единомышленников горят глаза, мы приходим на работу как на праздник.

КАК ЭТО БЫВАЕТ?

Давайте «подсмотрим» за тем, как молодые люди определяются с делом всей жизни. Здесь есть два вектора - то, чего хочет молодой человек, и то, чего хотят родители. К сожалению, далеко не всегда эти векторы направлены в одну и ту же сторону.

Кругозор старшеклассников, как правило, еще не достаточно широк. Они выбирают «знакомые» профессии, которые как-то были представлены в их жизни: воспитатель детского сада, учитель, врач. Романтические стереотипы рождают мечту стать летчиком или космонавтом. И, конечно, за ориентир берутся профессии родителей, которые зачастую и сами хотят, чтобы дети пошли по их стопам.

Кроме того, когда молодые люди сталкиваются с вопросом «кем быть», то вспоминают о своих школьных оценках. Вряд ли старшеклассник с тройками по географии захочет стать новым Ермаком или Беллинсгаузеном. Помимо школы существуют дополнительные занятия (музыка, танцы, художественная школа, спортивные секции), которые тоже влияют на выбор.

И, наконец, к выпускным классам в сознании закрепляется мысль о том, что надо определяться с вузом и, как следствие, будущей профессией.

Чем озабочены родители. Взгляд родителей на будущую профессию родного чада скорректирован жизненным опытом. Все хотят, чтобы, повзрослев, ребенок зарабатывал себе на кусок хлеба, да еще с маслом, икоркой и бокалом шампанского впридачу. Также родители мечтают, чтобы их дети избегали стрессов и смогли надолго сохранить здоровье.

И, наконец, родителей заботит, смогут ли они оплатить обучение своих детей, потянут ли они такой вуз, который, фактически, гарантирует высокооплачиваемую и надежную работу. А ведь все эти факторы надо увязать с личными пристрастиями своего ребенка, с его талантами и вкусами. Причем речь идет только о тех талантах, которые известны родителю (вопрос на засыпку – как часто старшее поколение может разглядеть и понять чаяния своих отпрысков?). Есть еще один мотив, который достаточно часто вплетается в рассуждения родителей - собственные нереализованные амбиции: «ох, я так хотела быть балериной! Пусть хоть дочка…»..
Весь этот клубок мыслей, в котором путаются и дети, и родители, приводит к большому количеству различных решений, действий, инвестиций времени и денег.

Ступеньки в этой лесенке, ведущей на вершину успеха, выглядят примерно так:

В школе «у нас» видны способности, например, к математике и физике!

Вывод: видимо, технарь.

В какой профессии это может пригодиться?

О! Инженером может быть!

Где этой профессии обучают?

Кажется, лучше всего в вузе NNN !

Как там организовано последующее трудоустройство/куда потом можно устроиться на работу?...

Думая о справедливости подобной логики, у меня сразу возникает масса вопросов:

Кто сказал, что если учитель хвалит, то именно в этом предмете и есть смысл искать будущее?

Кто сказал, что «пятерки» в восьмом классе по физике означают, что именно в этой науке у человека и есть талант?

Что делать отличнику? Куда бежать?

Как решить – технарь или гуманитарий?

Означает ли, что троечник обречен на НЕобеспеченную жизнь?

Если математика, например, не приносила радости в школе, значит ли это, что она не способна стать любимой областью знаний в будущем?..

Да и вообще, каждая ступенька этой лестницы кажется мне отдельным этапом, а не единой дорогой на пути к успешному будущему. Предлагаю пойти другим путем. И начать – с конца.

РЕЦЕПТ ВКУСНОЙ И ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ

Шаг 1.
Первое, что нужно осознать – работать вы будете всю жизнь . Каждый день, по 8 часов (минимум)… 40-50 лет! Устройтесь поудобнее, закройте глаза и поразмышляйте о том, какие действия лично ВАМ уже сейчас приносят радость и удовольствие, даже если они длятся долго? Лично я могу бесконечно общаться с людьми! Мне это в радость! Я от этого не устаю никогда. Лично, по телефону, по электронной почте, в аське, в социальных сетях и т. д.

А что можете бесконечно долго делать вы? ЧТО ЛИЧНО ВАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ ДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ В СВОЕЙ ЖИЗНИ, если отменить все наши «ДОЛЖЕН/ДОЛЖНА»? Тоже общаться с людьми? Решать сложные задачки? Разглядывать цветы? Соединять химические вещества, чтобы получить неожиданный эффект? Отвечать на вопросы – почему этот человек поступает именно так, а не иначе? Раскапывать информацию? Разбирать велосипед? Чинить старый видеомагнитофон? Слушать музыкальные новинки? Причесывать всех, кто готов подставить вам свою голову? Раскрашивать солдатиков? Придумывать новые фасоны одежды?..

Юрий Секин, 25 лет, бывший военный, технический специалист проекта «Антивирусная школа – новый источник IT-знаний», решающий все вопросы, связанные с сайтом av- school. ru:

«Выбор профессии – это очень важное решение в жизни каждого человека. Примерно треть вашей жизни будет отдано работе. А теперь представьте, что вы будете заниматься каким-либо делом, которое вам не нравится или, что еще хуже, вызывает отвращение.

Каждый будний день вы будете вставать с мыслью «Какой ужас, опять на работу!». Важно понимать, что работа должна быть по душе именно вам. Не маме, не папе, не дедушке с бабушкой, а именно ВАМ! Только в этом случае вы достигнете больших высот и, как следствие, желаемое денежное вознаграждение, а очередной рабочий день не будет нести негатив. Лично для меня самое главное на работе – это разнообразие задач. Мне интересно приходить на работу, так как каждый новый день несет что-то новое. Желаю и вам найти по-настоящему свою профессию».

Шаг 2.
Второе, что каждому из нас полезно было бы сделать – изучить себя и знать, какие у нас есть способности и возможности. Подумать, понаблюдать и сделать список, в который полезно было бы включить еще и то, чему мы хотим научиться. И тогда у нас постепенно начнет вырисовываться ответ на вопрос - а что я могу ? Когда мы делаем то, что у нас получается, мы горды собой, наша самооценка повышается, каждый следующий успех позволяет подниматься на следующую высоту. Мы ХОТИМ делать то, что у нас ПОЛУЧАЕТСЯ!

Шаг 3.
Третье – давайте оглядимся по сторонам и узнаем, в какой профессии лучше всего могут быть представлены наши «хочу» и «могу», поговорим с теми, кто уже работает по этой специальности. И после этого начнем поиски того учебного заведения, который даст нам необходимые формальные знания, профессиональную среду для развития!

Шаг 4.
Четвертое, почти самое главное, - давайте расскажем о своих размышлениях, поисках, желаниях и осознаниях тем людям, которые не меньше, а, возможно, даже больше нас самих озадачены нашим будущим – родителям! Не исключаю, что, подробно поговорив об этом с родителями, вы станете единой командой и достигнете наилучшего результата, соединив ваши «хочу», «могу» с родительским опытом, возможностями и желанием сделать «чтобы ребенок был счастлив». Вы, кстати, знаете, что большинства проблем и страданий можно избежать, если РАЗГОВАРИВАТЬ друг с другом?

Светлана Гулуа, бесценный член команды «Антивирусной школы», именно благодаря Светлане уже существует первая часть четырехтомного «Толкового словаря Лаборатории Касперского», автором которого можете стать и ВЫ:

Самое главное, что нужно понять и сделать для того, чтобы не промахнуться с выбором профессии - это уметь слушать и понимать себя. Лично для меня в работе самое главное – это улыбающиеся лица и технически прокачанные мозги, “моих маленьких любителей компьютеров”, к которым мы имеем прямое отношение.

Чтобы ходить на работу как на праздник, нужно заниматься делом, которое тебе интересно и в котором тебя ценят. Если неправильно выбрать себе дело - работа становится рутиной, единственным плюсом которой, может быть только заработок. Никогда не поздно осознать свою ошибку и начать всё сначала.

И вот теперь мне хотелось бы в нескольких словах сказать о том, что я часто вижу примеры, когда люди круто меняют свой путь и… получают новое образование, начинают новую деятельность, осваивают новые области знания. Недавно, встречаясь со взрослыми, состоявшимися людьми, своими однокурсниками, мы вдруг обнаружили, что большинству из нас хочется освоить что-то принципиально новое. Например, кандидату психологических наук страшно хочется научиться… программировать!

У Станислава Шевченко, руководителя отдела образования «Лаборатории Касперского» целых три высших образования: техническое, управленческое и психологическое! Каждое из них он получал тогда, когда появлялась необходимость в новых знаниях. И это наш руководитель, вдохновитель, капитан и друг, ведущий за собой всю команду!

Ежедневно и ежечасно общаясь со старшеклассниками и студентами в нашем проекте, одна из целей которого – подбор и подготовка кадров на ключевые позиции в «Лабораторию Касперского», мы делаем сразу несколько, на наш взгляд, полезных вещей:

Помогаем ребятам «узнать себя»;

Развиваем в участниках проекта новые качества, облегчающие путь к самореализации;

Знакомим с горестями-радостями технических профессий;

Создаем и поддерживаем среду, в которой есть возможность обрасти командой единомышленников, друзей и опытных наставников;

Даем новые технические знания в области информационных технологий и компьютерной безопасности, защищающие и укрепляющие в интернет пространстве пользователя ПК;

. «ведем за руку» к началу профессиональной жизни…

Мы, как организаторы проекта, знаем, что дело наше нужное, важное, успешное, и это дает нам новые силы и открывает для вас новые возможности! Смело ищите себя и свой путь! Смотрите на мир широко открытыми глазами! Учитесь рассказать о своих потребностях и корректно отстоять принципиальные для вас вещи! Главное – обдуманно двигайтесь вперед в СВОЕ будущее! И НЕ БОЙТЕСЬ ОШИБИТЬСЯ! Даже если вы ошибетесь, не бойтесь принять решение и найти новое дело, новую профессию, новое пространство, в котором вы снова обретете радость и блеск в глазах!

А еще у меня просьба ко всем читателям газеты «11 класс» – напишите мне о том, что Вы думаете по этому вопросу. Надеюсь, у нас будет еще возможность «поговорить» о важных и вещах, которые волнуют вас. Чтобы наши будущие материалы помогали решению жизнеопределяющих задач – нам нужен контакт с вами: ваши вопросы, ваши предложения, ваши отзывы и пожелания.