Тропа здоровья в детском саду своими руками с фото. Тропа здоровья в детском саду Что такое тропа здоровья

Отличным развлечением для детей станет тропинка здоровья для босых ножек. Когда, если не летом, ходить босиком по траве, песку, камешкам — это не только весело, но и полезно для здоровья. Массаж стоп, закалка — вот для чего нужна такая тропинка. Сделаем ее сами!

laimigamgimenem.lv

Почему полезно ходить босиком?

Не зря же наши прабабушки и прадедушки много ходили босиком. Они прекрасно понимали, что это укрепляет защитные силы организма, помогает бороться с простудой и забыть о многих болезнях. Китайские целители говорят о том, что на стопе находятся активные точки, которые связаны со всеми органами и системами человека. А Сократ и Сенека отмечали, что ходьба босиком способствует физическому и умственному развитию.

Ходить босиком полезно и детям, и взрослым!

Как сделать тропинку здоровья своими руками

zozhlegko.ru

Сделать тропинку для босых ножек несложно, понадобятся различные материалы: мелкие камешки, песок, трава, деревянные брусочки и спилы, шишки, фасоль, рис, щепки, каштаны, желуди, яичная скорлупа, вата, коврики, вода и др. Главное, чтобы было разнообразие материалов для различных тактильных ощущений.

peuteractiviteitenweb.com

Выберите на участке место для тропинки. Можно вообще сделать ее сборной-разборной, тогда вы сможете переносить ее, куда захотите и прятать от дождя и снега. Сколотите одинаковые ящички подходящего размера: с невысокими бортиками, по размеру, чтобы поместились ножки. Хорошенько зашкурьте доски, чтобы никакие щепки не поранили нежную детскую кожу. Гвозди и прочие скрепляющие детали конструкции тоже не должны нигде торчать.

В каждый ящичек насыпьте разный наполнитель и установите их на ровной поверхности друг за другом, чтобы получилась тропинка.

arslastochka.ucoz.ru

Можно сделать и стационарную тропинку. Разметьте ячейки и залейте бетоном секторы. Где-то могут быть вклеены пробки, где-то камешки или плитка, в одну из ячеек насыпьте песок, щебень, щепки, деревянные кругляши и пр. Обязательно оставьте живую травку.

gamejulia.ru

Отличным массажным эффектом обладают донышки пластиковых бутылок: ножкам не больно на них наступать. Обрежьте бутылки до середины, наполните их песком и вкопайте на одинаковую глубину.

dach.ru

Поищите песок разной фракции. Ощущения меняются, если наступать босыми ножками на мелкий речной песочек, крупный строительный или тот, где рассыпаны небольшие мячики.

status-style.ru

Приучайте детей к дорожке здоровья постепенно. Сначала можно пройтись в носочках, медленно ощупывая ступнями содержимое каждой ячейки, затем босиком.

dsiskorka.ru

Защитой от дворовых котиков и собачек будет крышка. Уходя, накрывайте дорожку здоровья. Так вы будете уверены, что песок чистый и никакого постороннего мусора, которым можно поранить ножки не появилось.

www.sibghk.ru

Дорожку здоровья можно сделать в виде лабиринта или извилистой тропки, вписать ее в ландшафт участка.

www.maam.ru

Крупные и колючие поверхности должны чередоваться с мягкими и ворсистыми, чтобы тактильные ощущения сменяли друг друга.

mdou3adamroo.ucoz.ru

Если собралась компания из нескольких ребятишек, можно поиграть в игру. Пройтись с завязанными глазами по дорожке и угадать, на что наступаешь. После прохождения такой тропинки полезно сделать ванночку для ног, водные закаливающие процедуры.

Уважаемые читатели. Расскажите о своем опыте обустройства дорожки для босых ножек. Нравятся ли малышам такие закаливающие процедуры?

«ТРОПА ЗДОРОВЬЯ» КАК СРЕДСТВО УЛУЧШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Актуальность: К сожалению, с каждым годом здоровье детей становится всё хуже. Дети либо уже рождаются с различными патологиями, либо приобретают в первые годы жизни заболевания, перерастающие в хронические. Экология нашего города создаёт дискомфортные условия для формирования физического и психического здоровья дошкольников.

Отечественной психологией накоплены данные, позволяющие рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса формирования физически развитой личности. От работ А.Ф. Лазурского и Г.Я. Трошина до работ современных исследователей, мы можем проследить достаточно глубокие взаимосвязи между появлением личностных новообразований, физическим развитием и особенностями эмоциональной сферы (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович).

Аннотация: В статье представлена информация о комплексе мероприятий, направленных на улучшение эмоциональнопсихического состояния у дошкольников в условиях образовательного учреждения. В период летней оздоровительной компании для здоровьесбережения дошкольников используется «тропа здоровья» с фитонцидными зонами.

Ключевые слова: эмоциональнопсихическое состояние, фитонцидные зоны, закаливание, здоровьесбережение, «тропа здоровья».

Приоритетными направлениями деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского – сада №282 городского округа Самара (далее – МБДОУ) являются улучшение эмоциональнопсихического состояния и укрепление здоровья дошкольников, приобщение их к ценностям здорового образа жизни и охрана жизни дошкольников.

Деятельность МДОУ по созданию условий для охраны здоровья строится на основе нормативно­-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней и в соответствии с локальными актами: Уставом, программой развития, годовым планом, целевыми программами и приказами.

В МБДОУ создана необходимая материально­-техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях детского сада и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, уголки здоровья, спортивная площадка.

В период летней оздоровительной кампании особое внимание уделяется эмоциональнопсихическому состоянию и здоровьесбережению дошкольников. В оздоровительную компанию вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в МБДОУ оборудована "Тропа здоровья".

Основными целями организации "Тропы здоровья " являются:

  • улучшение эмоционально­психического состояния детей;
  • приобщение детей к здоровому образу жизни;
  • улучшение функций сердечно­сосудистой и дыхательной систем;
  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;

Описание «тропы здоровья».

На территории нашего дошкольного учреждения на протяжении многих лет функционирует «Тропа здоровья» - это пешеходная дорожка с участками различных природных материалов (гравий, песок, крупные камни, древесная стружка и т.д.). Длина дорожки 400 м.

Поверхность дорожки, состоящая из участков с различными природными материалами, оказывает дозированное стимулирующее воздействие на биологически активные точки (БАТ), заложенные в коже стопы дошкольников. Раздражителями являются: мелкий и крупный песок; галька крупная и мелкая; крупные и гладкие графитные камни; скошенная трава, опилки, холм с деревянными ступеньками. Вдоль «тропы здоровья» высажены растения – фитонцидоносители: можжевельник, туя, мята, календула. Концентрация фитонцидов на отдельных участках тропы в воздухе на уровне дыхания дошкольников достигает предельных значений, что обуславливает высокий оздоровительный эффект в комплексе с закаливанием стоп при ходьбе по участкам с природными материалами. Это способствует более качественному дыханию, снятию бронхоспазмов, снижению артериального давления, кроме того улучшению настроения, снятию нервного напряжения.

Во время пребывания в детском саду, ребенок переживает множество стрессовых ситуаций. Учеными доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка, а использование «тропы здоровья» является универсальным средством снятия стрессового состояния. Хождение босиком по «тропе здоровья» – это лечебно-профилактическая и оздоровительная процедура, выполнение которой проходит под контролем инструктора по ФИЗО и старшей медицинской сестры.

Методика использования «Тропы здоровья».

Перед тем, как пойти по «тропе здоровья», следует присесть на скамеечку и провести самомассаж стоп: обхватить одной рукой стопу и уложить её на колено. Другой рукой сделать несколько разминающих движений в направлении от пятки к пальцам, обращая внимание на энергичное растирание и поколачивание свода стопы. Этим снимается неприятное ощущение, появляющееся при прохождении первых участков «тропы здоровья».

Пользоваться «тропой здоровья» следует постепенно, по определенным режимам с учетом состояния здоровья и степени закаленности дошкольников. При недомогании повышенной температуре тела пользование «тропой здоровья» не рекомендуется. Если во время закаливающей процедуры появились признаки острого недомогания, резкие боли, головокружение, тошнота, микротравмы на стопах или ушибы на других участках тела, например при падении, необходимо процедуры прекратить и обратиться за обращением к медицинской сестре в медицинский пункт.

При пользовании «тропой здоровья» не рекомендуется отвлекаться, громко разговаривать, обмениваться репликами, делать какие-либо замечания другим лицам, принимающими эту процедуру. Во время выполнения этого вида закаливания следует соблюдать темп и продолжительность ходьбы, назначенные инструктором по ФИЗО.

Ходьба по «тропе здоровья» обязательно сочетается с проведением глубоких дыхательных упражнений через каждые 75-100 метров по 5-6 вдохов и выдохов. При этом следует обращать внимание на выдох. Он должен быть достаточно глубоким. Для этого следует на выдохе сжать грудную клетку скрещиванием рук и втягиванием во внутрь брюшной стенки живота.

После завершения процедуры закаливающей ходьбы обмыть стопы в ванне проточной водой, растереть их полотенцем и надеть обувь.

Для получения прочного и длительного оздоравливающего эффекта рекомендуется использовать «тропу здоровья» не менее 3 –х раз в неделю в течении 3 –х месяцев, затем перерыв месяц. Далее курс можно повторить.

Ежедневное использование "тропы здоровья" в летний оздоровительный период позволили добиться следующих результатов:

  • улучшение эмоционально­психического состояния дошкольников (увеличение посещаемости в летний период);
  • улучшение и укрепление иммунной системы организма;
  • снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период (снижение уровня заболеваемости на 15,2%);
  • тренировка и качественное улучшение работы стопоназального рефлекса;
  • предотвращение и уменьшение развития плоскостопия у дошкольников;
  • предотвращение развитие ультрафиолетового голодания, следовательно, развития рахита у дошкольников;
  • положительная динамика росто­весовых показателей;
  • формирование правильной осанки, улучшение ее у детей с нарушением опорно­двигательного аппарата;

Заключение.

Использование «тропы здоровья» в период летней оздоровительной компании способствовало снижению психоэмоционального напряжения дошкольников: улучшению состояния вегетативной нервной системы, выходу всех негативных эмоций, формированию положительного эмоционального фона, способствующего появлению эмоций радости и ощущения общего спокойствия; стабильно повышая настроение и обеспечивая снижение уровня тревожности дошкольников.

Список литературы

  1. Вераксы, Н. Е. Комаровой, Т. С. Васильевой М. А. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, под ред. М.: Издательство: Мозаика-Синтез, 2013.
  2. Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста на основе дифференцирования подвижных игр / Н.И. Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: VII международный научный конгресс. - Москва, 2003. - Т-1. - С. 230-232.
  3. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ, 2000, С-88
  4. Концепция физического образования детей и подростков// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2003 - №1. - С. 5-10.
  5. Никонорова, Т.С. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников / Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. – Воронеж, 2007.
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  8. Чупаха, И.В. Программа «Здоровый ребёнок» в рамках реализации программы «Здоровьесберегающие технологии» / Научно – практический сборник инновационного опыта. Ставрополь: «Народное образование», 2003 г.

Разделы: Работа с дошкольниками

Охрана жизни и укрепление здоровья детей являются одной из приоритетных задач, стоящих перед коллективом МОУ Центра-десткого сада № 381 Красноармейского района г.Волгограда.

Немаловажное значение для её решения имеет создание в детском саду необходимых материально-технических условий. Именно поэтому на участке дошкольного учреждения функционирует “Тропа здоровья”, построенная совместными усилиями педагогов и родителей.

Основными целями организации "Тропы здоровья" являются:

  • приобщение детей к здоровому образу жизни;
  • повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;
  • улучшение эмоционально-психического состояния детей;
  • профилактика плоскостопия;
  • улучшение координации движения;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

На “Тропе здоровья” размещено оборудование, которое предоставляет возможность тренировать все группы мышц, все функциональные системы организма.

Концепции построения “Тропы здоровья”

Тропа здоровья предназначена:

  • для совершенствования основных движений человека: ходьбы и бега, прыжков, лазания, метания и ловли, способности сохранять равновесие;
  • для развития двигательных способностей дошкольников: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
  • для решения задачи закаливания дошкольников;
  • для развития их сенсорных способностей.

1. Требования, предъявляемые к снарядам для “Тропы здоровья”:

  • прочность;
  • устойчивость к переменам погоды;
  • большая пропускная способность.

Спортивные снаряды сделаны из оструганных бревен и металлических труб, окрашенных устойчивой к коррозии краской. Во избежание раскачивания, основания стоек шведских стенок, рукоходов, дугообразных металлических мостиков, модулей для подлезания и преодоления препятствий углублены на 0,70 м и залиты щебёночно-цементным раствором. Металлические конструкции соединены сваркой.

Около шведских стенок, рукоходов и снарядов, на которых выполняются прыжковые упражнения, оборудованы ямы, заполненные просеянным песком, перемешанным с опилками. Это предохранит детей от травм в случае падения со снаряда.

Все снаряды, установленные на “Тропе здоровья”, максимально безопасны в пользовании. Поверхность деревянных снарядов ошкурена и окрашена, металлические конструкции не имеют заостренных углов, выступающих болтов, концов труб и т.

2. Маршрут "Тропы здоровья" проложен по периметру территории дошкольного учреждения и включает в себя 12 станций (см. Приложение 1 ). Это наиболее подходящий для подобного объекта маршрут на участке детского сада, так как он пролегает в тенистой местности и одновременно хорошо освещается солнцем. Каждая станция в свою очередь включает в себя несколько объектов или модулей.

3. Существующая структура (разделение на “станции”) позволяет в случае необходимости индивидуализировать процесс развития и совершенствования тех или иных способностей (одновременно на “Тропе здоровья” могут работать несколько специалистов с разными группами детей, совершенно не мешая друг другу).

4. На прогулочных участках всех возрастных групп имеются модули для профилактики плоскостопия и коррекции осанки, используемые воспитателями в оздоровлении детей, как в рамках утренней гимнастики, так и в остальные режимные моменты пребывания детей на прогулочном участке.

Преимущество нашей концепции построения “Тропы здоровья” в том, что она позволила всем участникам здоровьесберегающего процесса и детям и взрослым по-новому воспринимать и эффективно использовать на уже имеющееся на территории дошкольного учреждения спортивное и игровое оборудование. Устройство такой тропы малозатратно, что само по себе уже немаловажно.

Технология работы на “Тропе здоровья”

Для полноценного и эффективного использования всех объектов “Тропы здоровья” разработан режим её функционирования, составлено расписание организованной оздоровительной деятельности воспитателей и всех специалистов, обеспечено медицинское сопровождение и взаимодействие с родителями воспитанников, созданы простейшие программы работы на “станциях”.

Создание программ работы на “станциях” облегчает работу воспитателей. Программа работы на каждой “станции” включает в себя:

  • перечень упражнений с подробным описанием содержания;
  • комплексы (например, для формирования правильной осанки, или развития выносливости, постановки правильного дыхания др.) составленные из упражнений, о которых говорилось выше.

Включение в маршрут “Тропы здоровья” станций, на которых занятия с детьми проводят такие специалисты дошкольного учреждения, как психолог, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования по экологии, инструктор ЛФК, существенно повышает ее эффективность. В конечном счете, она действительно является “тропинкой” к обретению дошкольниками здоровья как физического, так и психического (см. Приложение 2 ).

Рассмотрим в качестве примера несколько станций.

В Тенистом саду расположилась станция “Лесной дом сказок”, на этой станции с детьми занимается педагог-психолог. Глубинная потребность общения с природой заложена в каждом, а Тенистый сад дошкольного учреждения – прекрасное место, где можно получить удивительную целительную энергию от растений, птиц, воды, солнца, воздух. Например, упражнения с использованием ароматерапии способствуют формированию осознанного представления о необходимости заботиться о своем здоровье через механизм лечебного воздействия приятных запахов, приносящих успокоение, здоровье и внутреннюю гармонию. Влияние ароматов не ограничивается чисто химическим воздействием на человеческий организм, они обладают мощным эмоциональным воздействием, изменяют энергетику и биоритмы человека.

Упражнение “Разведчики природы” помогает развивать чувство экологической эмпатии. Дети наблюдают и прислушиваются ко всему, что происходит в природе, чтобы рассказать о своих впечатлениях от встречи с деревьями, птицами, насекомыми. Особое внимание уделяется тем признакам, на основании которых ребенок строит свой рассказ о самочувствии живых объектов природы.

Хороший оздоровительный эффект даёт водная терапия. Упражнения у фонтана и в фонтане, который расположен на территории Тенистого сада, приносят детям истинное наслаждение в жаркие летние дни.

Станция “Музыкальная полянка” находится на теневом участке с газонным покрытием; по периметру участка проложены дорожки из тротуарной плитки, границы участка оформлены цветущими растениями. Здесь с детьми занимаются музыкальные руководители дошкольного учреждения. Используя программу М. Л. Лазарева “Здравствуй” (раздел “Целебные звуки”: серия звуков “Тканевая вибрация” и “диафрагмальные толчки”), педагоги учат детей слушать свой организм и оказывать ему помощь, правильно пользоваться дыханием во время физических нагрузок, заниматься релаксацией, обучают умению жалеть свой организм.

Упражнения системы игрового стретчинга с использованием природных персонажей помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений и музыкальный слух, развивают творческие способности ребёнка. Ухоженный газон позволяет заниматься босиком. Хорошее состояние газона на “Музыкальной полянке” помогают поддерживать дети: регулярно поливают его после занятий, 1 раз в две недели после стрижки газона, вместе с воспитателями сгребают скошенную траву. Часть травы идёт на корм кроликам, остальная высушивается на сено для корма животным в зимний период.

Станция “Природа – на здоровье!” позволяет детям старшего возраста познакомиться с лекарственными растениями и их возможным применением в оздоровлении собственного организма. Занятия с детьми в форме совместной проектной деятельности проводит педагог дополнительного образования по экологии. В ходе реализации проекта дети узнают многое, например, если появилась ссадина, к ней надо приложить лист подорожника, заболела голова – приложи ко лбу лист мать-и-мачехи, устал – подыши ароматом мяты и настроение поднимется.

Обеспечение медицинского сопровождения функционирования “Тропы здоровья”

Организация здоровьесберегающего режима на “Тропе здоровья” дошкольного учреждения, создание комфортных условий для физического развития каждого ребенка не могут быть полноценными и эффективными без активного участия медицинского персонала детского сада. Старшие медицинские сёстры систематически осуществляют контроль проведения физического воспитания и закаливания детей на "Тропе здоровья" в летне-оздоровительный период, ежедневно проверяют санитарное состояние “Тропы здоровья”, делая соответствующую запись в “Журнале санитарного состояния “Тропы здоровья”. Своевременные консультации, медицинское сопровождение педагогического процесса позволяет воспитателям и специалистам дошкольного учреждения проводить оздоровительную деятельность на “Тропе здоровья” в соответствии с концепцией её построения и функционирования.

Система оздоровительной работы и её результативность

На наш взгляд в МОУ Центре-детском саду № 381 сложилась эффективнаясистема физкультурно-оздоровительных мероприятий на “Тропе здоровья” в летний период, включающая в себя следующие факторы:

  • эколого-гигиенические и закаливающие факторы
  • психологические факторы
  • средства физического и музыкального воспитания
  • лечебно-профилактический фактор

Взаимодействие всех факторов позволило добиться положительных результатов:

  • снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
  • положительной динамики росто-весовых показателей;
  • формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
  • улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

Оздоровительная деятельность на “Тропе здоровья” продолжается и в холодный период года: ежедневная гимнастика на свежем воздухе и закаливающие процедуры (обливание всего тела холодной водой).

И в заключение хочется напомнить вам одно справедливое высказывание: “Здоровье – не всё, всё без здоровья – ничто”.

Желаем здоровья вам и вашим воспитанникам!

Шунина Людмила

В этом году жаркая погода позволила детям не только много времени проводить на улице, но и выполнять оздоровительные упражнения босиком . Вот такую замечательную тропу здоровья мы совместно с родителями воспитанников организовали на прогулочном участке группы. Она использует методику хождения босиком для профилактики здоровья детей в игровой форме. Тропа здоровья помогает предупреждать возникновение плоскостопия, улучшает координацию движений, укрепляет организм физически и эмоционально и приобщает дошколят к здоровому образу жизни . Кроме того, она способствует улучшению настроения детей и является веселым видом времяпрепровождения на свежем воздухе.

Тропа здоровья очень понравилась детям, они с удовольствием проходили полосу испытаний босиком и делились впечатлениями друг с другом : кому какая зона показалась самой сложной, а какая самой интересной.

Для оформления тропы здоровья родители принесли еловые шишки, пластиковые бутылки, мелкий гравий, опилки, коврики, березовые поленца и бордюрную ленту. Папы аккуратно сняли дерн и сделали основу дорожки из песка,


а затем мамы выложили различные сегменты дорожки из принесенных материалов.

Результатом все остались довольны.


Публикации по теме:

В студии «Вундеркинд» закончились занятия, и с приходом долгожданного лета в лагере «Альтаир» началась веселая пора. Задорным праздником.

Ведущий мастер класса: Здравствуйте! – Ты скажешь человеку. - Здравствуй! - улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку И здоровым.

Мастер – класс для родителей. «Дорожка здоровья» своими руками. Что такое «дорожка здоровья»? Это самый простой, но при этом невероятно.

Цель: изготовление поделок в технике тестопластика. Материал: соленое тесто, краски, кисть, форма для лепки (сердце, стека, доска для лепки.

Проект «Экологическая тропа» Проект 1 Название проекта: «Тропа здоровья» 2 Тема проекта: экология 3 Проблемное поле проекта: К сожалению, с каждым годом здоровье.

Дорога начинается с первого шага. И наша тропа здоровья тоже начинается с первого шага. Дошкольники учатся ходить, преодолевая препятствия,.

Недавно к нам в группу принесли целую коробку с конструктором лего. Но для игры в группе он был не пригоден, многие детали были треснуты.

Тропа здоровья как средство сохранения и укрепления психического и физического здоровья дошкольников На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому.

«Тропа здоровья»

на спортивном участке детского сада

Приоритетными направлениями в оздоровительной деятельности МАДОУ № 26 "Сказка» г. Ирбита Свердловской области являются укрепление свода стопы детей - фундамента всего организма и тела, приобщение их к ценностям здорового образа жизни, развивающее обучение и воспитание.

Согласно современным представлениям на основе ФГОС ДО, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

В ДОУ создана необходимая материально - техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудованы спортивный зал, спортивные уголки в группах, бассейн, спортивная площадка.

Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2008-2009 г., в ДОУ была организована "Тропа здоровья", в 2015 - 2016 году она была усовершенствована и модернизирована. Один из современных сдоровьесберегающих методов сохранение и укрепление здоровья - стопотерапия. "Тропа здоровья" позволяет проводить профилактику по укреплению здоровья детей в игровой форме.


Основными целями организации "Тропы здоровья" являются:

Профилактика плоскостопия;

Улучшение координации движения;

Улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем;

Повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;

Улучшение эмоционально состояния детей;

Приобщение детей к здоровому образу жизни. Организация "Тропы здоровья" осуществляется поэтапно

Первый этап

Создание творческой группы и проведение информационных консультаций по реализации проекта "Тропы здоровья". В состав группы вошли: руководитель группы инструктор по физической культуре, заведующий, медицинский работник, воспитатель.

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

Методика оздоровления детей с помощью "Тропы здоровья";

Охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте;

Ландшафтный дизайн (схема "Тропы здоровья" представлена в приложении

Режим функционирования "Тропы здоровья";

Второй этап

Cсогласование обеспечения поддержки со стороны сотрудников и родителей.

Благодаря помощи и поддержке сотрудников и родителей была создана "Тропа здоровья".


Схема "Тропы здоровья"

Условия обозначения трёх дорожек:

1-я дорожка

1. «Сухой дождь или Ветер» Дуга из разноцветных атласных лент. Ленты опускаются вниз, словно струи воды или летящий ветер. Их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом, и телом. Выполняя лёгкий массаж.

2. «Барьерная дорожка» Горизонтальная лестница для перешагивания, бег с высоким подниманием колена, перепрыгивания высотой 25 - 30 см.

3. «Кенгуру» Прыжок в длину с места. С боку вертикальная разметка, ребёнок сам обозначает длину прыжка. Цифры синим цветом - хорошо, красным - отлично.

4. «Прыгун» Прыжки двумя ногами через барьеры «Бутылки» высота 25 см.

2-я дорожка

Дорожка из бросового и натурального материала для ходьбы босиком. 1-я часть в песке:

Ходьба по перевёрнутым донышкам пластиковых бутылок; брусковые спилы.

2-я часть зацементированная

Каменистая дорожка; пластмассовые бутылки, наполненные песком в вертикальном положении;

грецкий орех; деревянные гимнастические палочки; перевёрнутые стаканчики из-под мороженного.

3-я часть для ковриков - пробковый коврик; «Травка», резиновые коврики…

4-я часть из настила

Лежащая лестница для ходьбы по рейкам; мостик из берёзовых брусков; мостик из пластмассовых пробок; кладки брусковые кирпичики.

5-я часть из 3-х ячеек

Наполненная шишками, сосновой корой;

Берёзовыми палками;

Берёзовой стружкой.

3-я дорожка

1. «Узенький мостик» Узенькие дощечки закреплены к брускам, составляются для ходьбы для равновесия и перешагивания.

2. «Гимнастическое бревно» Бревно со ступеньками из брусков высотой 50 см. Для равновесия и мягкое спрыгивание.

. «Туннель» Дуги из обручей для подлезания. Сверху натягивается чехол.



Режим функционирования "Тропы здоровья" в летний период

Мероприятия

8.00-8.30 Утренняя гимнастика Дыхательная гимнастика Корригирующая гимнастика Точечный массаж

9.00-12.10 Физическое воспитание (занятия на «Тропе здоровья», физкультурные занятия, игры разной подвижности, хождение босиком, солнечные ванны, развлечения, досуг) Индивидуальная работа с детьми Игры малой подвижности Физические упражнения

15.15-15.30 Гимнастика после сна Дыхательная гимнастика

16.00-19.00 Самостоятельная деятельность Индивидуальная работа с детьми Развлечения, досуг Праздники (по плану) Встречи с родителями

ответственные :

инструктор по физической культуре, медицинский работник, воспитатели.

ИНСТРУКЦИЯ

по организации охраны жизни и здоровья детей на "Тропе здоровья"

1. Общие требования безопасности 1.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

1.1.1. Знать, что несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья детей.

1.1.2. Знать содержание инструкции по оказанию первой медицинской помощи и, при необходимости, уметь оказать такую помощь детям при ушибах, кровотечениях, отравлениях, вывихах, переломах, солнечных ударах до прибытия медицинского работника.

1.1.3. Строго соблюдать санитарные правила, утвержденные Минздравом России.

1.1.4. Находиться с детьми и не оставлять детей без присмотра.

1.2. Требования безопасности к оснащению территории:

1.2.1. Оборудование, расположенное на территории "Тропы здоровья" (малые игровые формы, физкультурные пособия и др.), должно быть в исправном состоянии: без острых выступов, углов, гвоздей, шероховатостей и выступающих болтов.

1.2.2. Лесенки и мостики должны быть устойчивы и иметь прочные рейки и перила, соответствовать санитарным требованиям.

2. Требования безопасности перед выходом на "Тропу здоровья"

2.1. Заведующий хозяйством, инструктор по физической культуре и воспитатели обязаны:

2.1.1. Ежедневно осматривать территорию "Тропы здоровья", не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.

2.1.2. Ежедневно проверять исправность и устойчивость спортивного и игрового оборудования, находящегося на "Тропе здоровья", надежность крепления оборудования.

2.1.3. Ежедневно проверять наличие препаратов в медицинской аптечке. 3. Требования безопасности во время нахождения на "Тропе здоровья"

3.1. Педагог образовательного учреждения обязан:

3.1.1. Обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на "Тропе здоровья", исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материала.

3.1.2. Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребенка во время лазания, перешагивания, спрыгивания с возвышенности, перепрыгивания оборудования, подлезании в туннель, метания предметов.

3.1.3. Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.

3.2. Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.

3.3. Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком. 3.4. Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить легкие головные уборы.

4. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

4.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

4.1.1. При возникновении чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию воспитанников с территории "Тропы здоровья" в безопасное место. Сообщить о случившемся руководителю учреждения.

4.1.2. При получении воспитанником травмы оказать ему первую медицинскую помощь до прибытия медицинского работника. 5. Требования безопасности по выходу с территории "Тропы здоровья"

5.1. Педагог дошкольного учреждения обязан:

5.1.1. Организовать гигиенические процедуры воспитанников.

5.1.2. В случае необходимости организовать очистку одежды от грязи и песка.

Большая часть поверхности "Тропы здоровья" представляет собой песчаную поверхность, наполненную различными материалами и оборудованием:

лестницы, поверхность с деревянными рейками, деревянный мостик, спилы деревьев, песок, бревно, травяной покров, песчаную поверхность, поверхность с галькой, искусственную траву, берёзовый опил, коврики массажные, берёзовые бруски, срезы пластиковых бутылок, шишки, сосновая кора, гладкие камни, ленты, туннель.

Ежедневные занятия детей на "Тропе здоровья" позволили добиться следующих результатов:

Снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;

Положительной динамики ростовесовых показателей;

Формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно

Двигательного аппарата;

Желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;

Улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников.

Вечером, когда затихает весёлый гомон детворы, родители, дедушки и бабушки вместе с детьми могут зайти на спортивную площадку и пройтись босиком по «тропе здоровья»!

На здоровье!!!