Положение "о рабочей программе". Рабочая программа по учебному предмету Кто разрабатывает рабочие программы по предметам

Структура рабочей программы

Рабочая программа включает следующие обязательные элементы:

  1. титульный лист;
  2. пояснительную записку;
  3. требования к уровню достижений обучающихся;
  4. учебно-тематический план;
  5. содержание тем учебного курса;
  6. контроль уровня обученности
  7. приложения (календарно-тематический план, технологическая карта контроля).

Титульный лист должен содержать:

  • наименование Учредителя образовательного учреждения (согласно Уставу);
  • наименование образовательного учреждения (согласно Уставу);
  • наименование учебного предмета (курса);
  • указание параллели, на которой изучается предмет;
  • сведения об учителе-составителе рабочей программы;
  • гриф рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы;
  • год разработки рабочей программы Пояснительная записка должна быть лаконичной и отражать следующие основные моменты:
  • название учебной программы (примерной или авторской) с указанием наименования, автора и года издания, на основе которой разработана рабочая программа;
  • количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий;
  • используемый учебно-методический комплект;
  • цели и задачи данного учебного предмета в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии со стандартом);
  • новизна данной рабочей программы, ее отличие от примерной или ранее действовавшей; обоснование внесенных изменений;
  • межпредметные связи: на какие учебные предметы опирается данный предмет, для каких предметов он является базой; если эти связи сильны, то целесообразно отметить, как они могут быть реализованы;
  • особенности организации учебного процесса по предмету; предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания;
  • формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового) (согласно Уставу и/или локального акта образовательного учреждения).

В пояснительной записке могут быть даны пояснения к каждому из разделов программы и краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных работ и практических занятий, а также пояснения, обусловленные требованиями реализации регионального компонента, специфики образовательного учреждения.

В учебно-тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам из расчета максимальной учебной нагрузки. Учебно–тематический план составляется на весь срок обучения.

Требования к уровню достижения обучающихся формулируются в соответствии с ФГОС и с учетом примерной или авторской программы. В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом; конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.

Раздел «Содержание учебного предмета» - основанная часть программы. Он строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическом планом рабочей программы. При разработке следует опираться на обязательный минимум содержания государственного образовательного стандарта, примерную программу с учетом выбранной авторской. Все дидактические единицы должны быть отражены и конкретизированы в содержании учебного материала. Формулируются обобщенные требования к знаниям и умениям обучающихся по теме. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу необходимо включить практические и лабораторные работы, предусмотренные примерной программой.

Контроль уровня обученности обучающихся фиксируется в основных разделах и приложениях к рабочей программе: пояснительной записке, учебно-тематическом плане, технологической карте контроля, календарно-тематическом планировании. Материалы контроля включает систему контролирующих измерителей, позволяющих оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем и итоговом этапах изучения предмета. Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

В разделе «Литература и средства обучения» указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, электронные средства обучения, Интернет-ресурсы, перечень рекомендуемых средств обучения. В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для учителя.

Календарно-тематическое планирование рабочей программы включает

титульный лист, составляется в табличном варианте и включает следующие позиции:

сквозную нумерацию уроков с указанием планируемой и фактической даты их проведения;

Разделы и темы содержания образования с указанием количества часов (название разделов указываются согласно формулировкам рабочей программы);

темы уроков формулируется в соответствии с рабочей программой, наряду с темой урока указывается тип урока и форма его проведения;

элементы содержания раскрываются через основные дидактические единицы соответствующие ФГОС по учебному предмету. Элементы содержания при отсутствии государственного образовательного стандарта по предмету (элективный курс, элективный учебный предмет, факультатив, спецкурс) определяются в соответствии с авторской программой. Формулировки элементов содержания берутся из рабочей программы без изменений и дополнений. Один и тот же элемент содержания может быть включен в один и более уроков, если это обусловлено системностью формирования понятия или операции;

общеучебные умения и навыки способы деятельности выделяются по видам деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная) в соответствии с ФГОС и ступенью обучения;

требования к уровню подготовки обучающихся соответствующего года (ступени) обучения (формулируется в деятельностной форме в соответствии со стандартом) необходимо выделить из общих требований, определенных стандартом на конец периода обучения (например, основная, средняя школа). В связи с этим необходимо, отражая этап освоения содержания, уточнять требования, обеспечивая их конкретность, диагностичность, достижимость результата за указанный промежуток времени, однозначность в понимании формулировок;

Вид, форма контроля и контрольно- измерительные материалы должны соответствовать структуре рабочей программы (по разделам, темам), быть адекватны требованиям уровня подготовки обучающихся (тесты, задания (вопросы) с кратким или развернутым ответом, схемы, рисунки, таблицы, рефераты и др.).

Одно из приоритетных направлений - достижение качества современного образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества и государства. В значительной степени условия эффективной реализации образовательной политики формируются на уровне деятельности образовательного учреждения и излагаются в его образовательной программе.

Цели и задачи образовательной программы, требования государственного стандарта в той или иной образовательной области реализуются посредством программ по учебным предметам. Программа по учебному предмету - результат большой кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков . В каждой программе аккумулирован опыт изучения той или иной науки, отражены ее достижения. Однако разнообразие образовательных потребностей людей, которое приводит к необходимости обеспечения вариативности содержания образования, нередко требуют модифицирования типовых или разработки рабочих программ. Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора, составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:

  • не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;
  • недостаточно обосновывается необходимость их разработки;
  • отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;
  • не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
  • не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области.

Общие положения

Закон РФ «Об образовании» (статья 9) определяет систему образования как совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Набор образовательных программ определяет облик школы и является основой различных образовательных маршрутов для учащихся в условиях конкретного образовательного учреждения. На различных ступенях образования возможны варианты образовательных программ по одному и тому же учебному предмету, которые отличаются своим предназначением:

  • базовая (типовая учебная программа) образовательная программа;
  • образовательная программа углубленного изучения отдельных предметов;
  • образовательная программа повышенного уровня (гимназическая, лицейская и т.д.).

Таким образом, в образовательном учреждении возможно обучение по нескольким вариантам учебной программы.

Существует несколько определений учебной программы. Приведем некоторые из них :

1. Учебная программа - это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Она включает перечень тем изучаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. Полнота усвоения программных требований учащимися есть основной критерий успешности и эффективности процесса обучения.

2. Учебная программа - документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по соответствующему учебному предмету, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения, методов контроля достигнутого уровня образования.

3. Учебная программа есть краткое системное описание совокупности информации, определяющее полностью и однозначно состав процесса обучения таким образом, чтобы он осуществлялся в соответствии с заданными целями и выполнял функции образования, воспитания, развития.

Традиционно в системе образования используются типовые учебные программы, утвержденные Министерством образования РФ, содержащие обобщенный перечень знаний, умений, навыков. В этих программах также приводятся методические рекомендации наиболее общего характера, в которых указываются необходимые формы и средства обучения. Взяв за основу типовые учебные программы, учителя могут разработать авторские и рабочие программы. Рабочие программы - это программы, разработанные на основе примерных учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.

«Рабочая программа учебного курса – документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося по конкретному предмету учебного плана образовательного учреждения».

Авторские программы - программы обучения, которые не имеют аналогов. Они основаны на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету. Включение авторской программы в образовательный процесс школы предполагает проведение следующих процедур:

1. Рецензирование. Рецензии выдаются как научными или методическими учреждениями, так и отдельными специалистами по профилю программы. В практике образовательных учреждений иногда используются внутренние и внешние формы экспертизы. Обсуждение авторской программы на заседании методического совета образовательного учреждения или на заседании методического объединения является формой внутренней экспертизы. Рецензирование научными или методическими учреждениями, специалистами, работающими в данной предметной области, является формой внешней экспертизы. Возможно получение нескольких рецензий, особенно в том случае, когда предлагаемый учебный курс носит интегрированный характер.

2. Апробация. Включению авторской программы в образовательный процесс школы должно предшествовать ее экспериментальное изучение, то есть апробация. В ходе апробации могут вноситься рекомендации по совершенствованию программы. По итогам апробации оценивается эффективность программы, определяется целесообразность ее дальнейшего использования. Апробацию авторской программы желательно проводить с сентября по март, поскольку необходимо предусмотреть ситуацию, когда планируемый в ней результат не будет достигнут. Тогда у педагога останется время для коррекции уровня обученности учащихся.

3. Утверждение. Утверждение программ осуществляется после получения положительных экспертных заключений (рецензий) и положительного результата апробации. Учебная программа утверждается руководителем образовательного учреждения. Если рецензии содержат замечания или при апробации программы выявлены недостатки, то она утверждается после устранения замечаний.

Функции рабочей программы и требования к ней, способы построения рабочей программы

Любая рабочая программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и к какой ступени общего образования она относится, выполняет следующие функции:

  • нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
  • процессуальную, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • оценочную, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы).

2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.

3. Наличие признаков нормативного документа.

4. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

5. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).

6. Конкретность представления элементов содержания образования.

Структура рабочей программы

Программа учебного курса включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист (Приложение №1).

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

1. Титульный лист

Титульный лист содержит:

1. Полное наименование образовательного учреждения.

2. Гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты).

3. Название учебного курса, для изучения которого написана программа.

4. Указание параллели, на которой изучается программа.

5. Фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких)

6. Название города, в котором подготовлена программа.

7. Год составления программы.

Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Это не исключает возможности предоставления внешних рецензий на учебную программу. Рабочие программы могут обсуждаться на методических советах школ и районных методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения рабочей программы руководителем образовательного учреждения.

2. Пояснительная записка

Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

Кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;

Дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

В пояснительной записке указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет, и кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения. Пояснительная записка к авторской программе (например, регионального компонента) должна содержать обоснование актуальности разработанной программы, описание концепции и основных идей изучаемого курса. В ней указываются причины, в силу которых существующие программы не удовлетворяют образовательные запросы и познавательные потребности обучающихся. В модифицированной программе уточняется суть изменений, которые внесены в содержание типовой программы. В тексте пояснительной записки также содержатся:

1. Обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых).

2. Общая характеристика учебного процесса: методы, формы и средства обучения.

4. Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного плана, ресурсное обеспечение курса. Кроме того, в пояснительной записке приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Формулирование целей, понимаемых как «нормативное представление о результате деятельности» , и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.

Цели и задачи обучения поставлены диагностично если:

  • дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;
  • описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;
  • возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;
  • существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.

Не допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например, «познакомить...», «рассказать...», «сообщить...» и тому подобные).

Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.

При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса. В этих требованиях, как правило, отражаются:

  • основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;
  • конечная система или комплекс знаний;
  • перечень умений и навыков (способов деятельности);
  • перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.

Прописываются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными требованиями. Требования к уровню освоения дисциплины формулируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений. Здесь же отражается организация итогового контроля по данному курсу.

3. Учебно-тематический план. В учебно-тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план может быть представлен в виде таблицы (см. таблицу 1 или 2 или 3). Приведенные в таблице организационные формы обучения и контроля носят примерный характер. Он определяется особенностями класса, в котором преподается предмет, спецификой самого учебного курса (например, необходимостью проведения практических и лабораторных работ для предметов естественно-научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах, можно планировать семинары. Кроме того, в учебно-тематический план могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.

Таблица 1.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

уроки

лабораторно-практические работы

Контроль-ные работы

Итого:

Таблица 2.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

В нижней части таблицы часы суммируются

Итого:

Таблица 3.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В нижней части таблицы часы суммируются

Итого:

4. Содержание тем учебного курса Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:

  • единства содержания обучения на разных его уровнях;
  • отражения в содержании обучения задач развития личности;
  • научности и практической значимости содержания обучения;
  • доступности обучения.

При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

1. Название темы.

2. Необходимое количество часов для ее изучения.

основные изучаемые вопросы;

практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

требования к знаниям и умениям обучающихся;

формы и вопросы контроля;

возможные виды самостоятельной работы учащихся.

Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и других). Основная цель практического раздела программы - формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся. При подготовке авторской или рабочей программы нередко возникает потребность в переработке, отборе или самостоятельной разработке проверочных материалов.

В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.

5. Список литературы. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.

В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Пример библиографического описания:

  • книга одного или более авторов :

Ситаров, В.А. Дидактика. / В.А. Ситаров - М.: ACADEMIA, 2002. - 365 с.

  • статья из сборника или периодического издания :

Синцева, Г.В. Построение методической работы на диагностической основе / Г.В. Синцева //Методист. - 2003. - №1. - С.19-21.

  • сборники документов :

Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1.84. - Введ.01.01.86. - М., 1984. - 75 с. - (Система стандартов по информ., библ. и изд. делу).

В последнее время выбор программ и учебников значительно расширился. Альтернативная учебная литература имеется практически по всем предметам федерального компонента Базисного учебного плана. Поэтому при выборе учебника необходимо учитывать как содержательные, так и дидактические критерии. Основными требованиями к учебнику являются:

  • его соответствие требованиям образовательного стандарта и учебной программы, полное и детальное отображение всех ее основных тем;
  • отражение логики и требований программы в структуре и содержании учебника;
  • полнота выполнения дидактических функций (информационной, развивающе-воспитательной, координирующей, самоконтроля);
  • информативность основных текстов, оптимальность системы заданий;
  • целесообразность внетекстовых компонентов, полиграфическое качество учебника.

Большое количество учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей и других составляющих учебно-методического комплекта необходимо внимательно изучать при составлении рабочей программы. Разработчик программы определяет, насколько данный комплект способен обеспечить достижение целей и задач, поставленных в авторской или модифицированной учебной программе. Необходимость этого обуславливается тем, что даже самая лучшая программа, не обеспеченная учебно-методическим комплектом, вызывает трудности для обучающихся и не может в полной мере способствовать достижению поставленных в ней целей. В случае невозможности использования существующих учебно-методических комплектов перед автором учебной программы возникает задача разработки соответствующего программе комплекта.

Для реализации авторской или рабочей программы уже имеющийся учебно-методический комплекс может быть использован не полностью, а частично. В этом случае очень важно, чтобы необходимые учебники и учебные пособия имелись в нужном количестве в фонде школьной библиотеки. Недостаточная информированность учителей о состоянии школьного библиотечного фонда часто влечет необоснованные требования по закупке необходимых учебников и пособий к родителям учащихся. Также учителю недопустимо в течение учебного года заменять на новые уже используемые учебники и пособия. Подобная непродуманность не только приводит к дополнительным материальным затратам, но и часто становится причиной несоответствия требований программы возможностям учебника. Таким образом учебно-методический комплект, являясь неотъемлемой частью образовательной программы школы и учебной программы по предмету, должен быть объектом регулярного контроля со стороны администрации образовательного учреждения. В то же время, его изменение и уточнение - вполне допустимое явление. Однако нельзя забывать, что все проводимые корректировки нуждаются в тщательной и продуманной процедуре.

Алгоритм построения рабочей программы

Разработка рабочих программ и планирование учебной деятельности, безусловно, является одной из наиболее сложных задач, стоящих перед учителями. Педагоги должны уметь не только анализировать различные факты и ситуации, но и предвидеть, планировать их развитие, что предполагает наличие у учителей достаточно высокого уровня профессионального мастерства.

Вследствие этого, особенно у начинающего педагога, может возникнуть убеждение, что подобных сложностей лучше вообще избегать и использовать уже существующие программы (типовые или разработанные другими авторами). Однако подобная позиция, исключающая личность педагога из процесса проектирования и программирования курса, существенно ограничивает его возможности в профессиональном росте и отрицательно сказывается на качестве образования. Если педагог использует уже существующие программы, не перерабатывая и не адаптируя их к особенностям учебного процесса, то он выступает в роли исполнителя чужого проекта, который механически репродуцирует готовые положения. Как правило, в результате этого у обучающихся, да и у самого педагога, не формируется целостного представления об изучаемом курсе, теме. В результате дальнейшей работы учителя осознание целостности курса если и приходит, то только после нескольких обучающих циклов, то есть формируется эмпирически, «методом проб и ошибок».

Ниже предлагается алгоритм, позволяющий учителю самостоятельно разрабатывать учебные программы и включающий несколько последовательных и взаимосвязанных этапов.

Первый этап

Первый этап заключается в создании плана курса на весь период его изучения. Авторские или рабочие типовые программы должны основываться на сквозном принципе построения, то есть предусматривать определенное распределение элементов содержания курса не на один год, а поступательно, с начала и до его завершения. Этот этап включает несколько подэтапов:

1. Создание программы учебного курса начинается с формулирования ее целей. При этом должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей.

2. Определение задач, решение которых предполагается при изучении всего курса. Они разбиваются на две группы - задачи, связанные с содержанием предмета, и задачи, ориентированные на развитие способов деятельности обучающихся. Первая группа задач отражает требования к тому, что должны знать обучающиеся в результате изучения курса; вторая группа задач соотносится с требованиями к формированию общеучебных и специальных умений и навыков.

3. Прогнозирование результатов, которые должны быть достигнуты по завершении изучения курса. Как и задачи, результаты деятельности распределяются на группы по содержанию и по способу работы.

4. Распределение содержания учебного материала по годам обучения. На данном этапе важно продумать и соотнести объем изучаемого материала, последовательность его изложения и время на его изучение. В процессе этой работы необходимо определить результаты обучения по итогам каждого учебного года.

5. Определение методик или технологий обучения, которые предлагается использовать при проведении курса. При этом важно учитывать возрастные особенности учащихся, а также положения образовательной программы школы.

6. Разработка содержания и формы проведения итогового и рубежного контроля, определение его периодичности.

Второй этап

На втором этапе планирования составляется годичный план обучения. Эта работа выполняется на основе тех же принципов, что и составление плана всего курса. Однако предметом планирования на втором этапе является не весь курс, а объем материала, изучаемый в течение одного учебного года.

Третий этап

После завершения работы по планированию учебного курса на год необходимо провести календарно-тематическое планирование. Можно предложить к использованию следующие варианты такого планирования (см. таблицу 4 или 5).

Таблица 4. Схема календарно-тематического планирования учебного предмета на учебный год

№ занятий

Наименование разделов и тем

Количество часов

Календарные сроки

Вид занятия

Наглядные пособия и технические средства

Задания для учащихся

Повторение

Самостоятельная учебная деятельность

Виды контроля

Сложности, возникающие при создании авторских и рабочих программ и тематического планирования к ним, могут быть преодолены при изменении работы методических объединений. Одним из главных направлений их деятельности может стать разработка содержания таких программ, их методического обеспечения, а также их апробация. При фокусировании работы методического объединения на эти цели достигается значимый для всех педагогов результат, основанный на опыте разработчиков, а вся система методической работы приобретает системный характер, ориентированный на обеспечение качества образования.

ПОЯСНЕНИЕ

к заполнению календарно-тематического плана

  1. Формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать и расписаны по 1 часу занятий.
  2. Задания и содержание материала для самостоятельной работы учащихся : чтение текста, учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; работа с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; составление таблиц для систематизации учебного материала; анализ текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.); подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, кроссвордов, тестирование; решение вариативных задач и упражнений; расчетно-графические работы; подготовка к проектам; др.
  3. Способы контроля : устный опрос; контрольная работа; контрольный диктант; комбинированный опрос; проверка самостоятельной работы студентов; тестовый опрос; практикум по решению педагогический ситуаций; проверка домашнего задания.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Семёновская ООш

ПРИНЯТО

педагогическим советом школы

№______ от ______________

ИЛИ

школьным объединением педагогов

Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

Аншшюв, О.С. Энциклопедия управленческих знаний: Методический словарь для управленцев. / О.С. Аншшюв - М., 2002.


Образовательного учреждения

Порядок разработки содержания и утверждения учебного плана образовательного учреждения регламентируется статьей 14 и 32 закона РФ «Об образовании».

В статье 14, посвященной вопросу общих требований к содержанию образования отмечается, что «содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно ». Между тем, там же подчеркивается, что «основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами».

Порядок разработки и утверждения образовательных программ и учебных планов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) определяется компетенцией образовательного учреждения (ст.32).

Та же статья указывает на ответственность образовательного учреждения за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников.


По определению учебный план это план организации образовательной деятельности в рамках основных образовательных программ, определяющий перечень образовательных областей, видов деятельности учащихся в различных формах и содержащий объемные показатели минимально необходимых и максимально возможных временных затрат (часов) для достижения образовательным учреждением запланированных образовательных результатов.

Существует определенный порядок разработки и утверждения учебных планов:

1. Учебный план утверждается ежегодно до начала нового учебного года.

Разработка плана осуществляется на основании Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для ОУ РФ, БУП Алтайского края. Процедура утверждения плана включает в себя следующие обязательные этапы:

а/ Проект учебного плана должен пройти обсуждение в педагогическом коллективе , среди родительской общественности, в органе государственно-общественного управления ;

б/ Утверждение на педагогическом совете оформляется протоколом, учебный план обязательно к протоколу прилагается;

в/ Прошедший обсуждение проект учебного плана утверждается приказом директора;

г/ На утвержденном учебном плане обязательно делается отметка об утверждении (номер, дата приказа).

Следующим этапом является организация работы с рабочими учебными программами.

Рабочая программа учебного предмета разрабатывается на основании базисного учебного плана, учебного плана ОУ, примерных программ учебных курсов.

Рабочая программа учебного предмета рассматривается как совокупность учебно-методической документации:


· Пояснительная записка;

· Календарно-тематический план (разделы, темы программы);

· Планируемые результаты образования;

· Способы достижения и формы оценки этих результатов;

· Формы занятий (теоретические занятия, практические занятия);

· Приемы и методы преподавания;

· Виды деятельности учащихся;

· Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса)

Существует порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ непосредственно каждым учителем.

1. Оформляется титульный лист, имеющий следующую структуру:

· Полное наименование учредителя и ОУ в соответствии с уставом;

· Гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);

· Наименование учебного предмета (курса);

· Указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;

· Срок реализации данной программы;

· Ф. И.О. учителя, составившего данную рабочую учебную программу.

ПОЛОЖЕНИЕ
о разработке рабочих программ учебных предметов (элективных курсов, факультативов) и курсов внеурочной деятельности

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», Законом СО № 78-ОЗ от 15.07.2013 «Об образовании в СО», Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.05.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785), Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644), Приказом МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов НОО, ООО и СОО», Приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НО, ОО и СОО» (с изменениями), письмом Департамента государственной политики в образовании от 04.03.2010 №03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов», Уставом МКОУ Ядрышниковской ООШ № 22 (далее - Школа).

1.2. Настоящее положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения рабочей программы по учебному предмету (элективному курсу, факультативу) и курсу внеурочной деятельности.

1.3. Рабочая программа (далее – РП) – это нормативный документ образовательного учреждения, определяющий объем, порядок и содержание изучения учебного предмета (элективного курса, факультатива) курса внеурочной деятельности, требования к уровню подготовки обучающихся в с соответствии с Федеральными государственными стандартами в условиях конкретного образовательного учреждения.

Рабочая программа является составной частью образовательной программы ОУ.

1.4. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области).

1.5. Задачи РП:

    дать представление о практической реализации компонентов ФГОС при изучении учебного предмета (элективных курсов, факультатива), курса внеурочной деятельности;

    конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета (элективного курса, факультатива), курса внеурочной деятельности с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса ОУ и контингента обучающихся.

1.6. Рабочая программа разрабатывается в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых (личностных, предметных, метапредметных) результатов обучения в соответствии с требованиями Стандарта.

1.7. Функции рабочей программы:

    нормативная, так как является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

    целеполагания, то есть определяет ценности и цели, для достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

    определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;

    процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания (планирование), организационные формы и методы, средства и условия обучения;

    контрольно-оценочная, то есть выявляет уровни освоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

1.8. Учитель не имеет права приступить к работе без утвержденной РП

2. Разработка рабочей программы

2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции образовательной организации и реализуется ей самостоятельно.

2.2. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, школьным методическим объединением).

2.3. Рабочие программы разрабатываются по уровням образования и/или на один класс, параллель.

2.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

    • Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта;

      Федеральному государственному образовательному стандарту;

      УМК, примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);

      федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

      учебному плану Школы;

      требованиям к оснащению образовательного процесса.

2.5. Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.

2.6. Рабочая программа является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.

2.7. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

3. Структура, оформление и составляющие рабочей программы

3.1. Рабочая программа учебного предмета должна быть оформлена аккуратно, без исправлений. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 1-2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word , листы формата А4. Рабочая программа должна быть сшита в книгу.

Тематическое планирование представляется в виде таблицы.

3.2. В зависимости от степени корректировки примерной программы РП может полностью соответствовать примерной или иметь отличия, обоснованные в пояснительной записке:

    по количеству часов в учебном плане Школы и примерной программе;

    возможно изменение числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем; распределение резервного времени;

    возможно использование двух и более примерных программ;

    РП факультативов могут быть составлены на основе учебной литературы.

3.3. Составитель рабочей программы может самостоятельно:

    • раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС НОО, ООО и примерной программе;

      конкретизировать и детализировать темы;

      устанавливать последовательность изучения учебного материала;

      распределять учебный материал по годам обучения;

      распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов школы;

      конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы учащихся;

      включать краеведческий материал;

      выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

3.4. Структура и структурные элементы рабочей программы

3.4.1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта

Структура РП является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

    Титульный лист (см. Приложение № 1);

    Пояснительная записка: нормативные основания; характеристика предмета (его цели, задачи, требования к результату обучения); место предмета в учебном плане Школы; цели, задачи, планируемый результат РП; используемые технологии; название УМК; формы контроля, использование банка КИМов по предмету, оказание содействия учащимся по подготовке к итоговой аттестации.

    Тематическое планирование в табличном выражении: раздел и тема/ часы/ /требования к результатам обучения по темам/основные виды деятельности учащихся/форма контроля и вид урока/корректировка.

    Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса: требования к МТО; демонстрационные пособия; приборы и инструменты демонстрационные; печатные пособия; технические средства обучения, ИКТ-оборудование, интернет-ресурсы).

    Список литературы (основной и дополнительный).

    Приложения к программе (при необходимости).

3.4.2. ФГОС 2 поколения

О титульном листе см. п.3.4.1.

1) Пояснительная записка: нормативные основания; общие цели НОО и ООО с учетом специфики предмета; цели, задачи, планируемый результат РП; отличительные особенности РП от примерной; используемые технологии; формы контроля.

2) Общая характеристика учебного предмета, образовательная область.

3) Место учебного предмета в учебном плане Школы.

4) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

5) Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.

7) Тематическое планирование в табличном выражении:

№ п/п

Тема урока
(тип урока)

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

Форма контроля

Личностные

Метапредметные

Наименование раздела

Предметные результаты

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

9) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644).

10) Планируемые результаты изучения учебного предмета.

11) Система оценивания.

12) Список литературы (основной и дополнительной).

13) Приложения.

4. Рассмотрение и утверждение рабочей программы

4.1. Рабочие программы рассматриваются на заседании Школьного методического объединения и на заседании Объединения учителей предметников, согласуются у заместителя директора по УВР, утверждаются ежегодно в начале учебного года приказом директора школы.

4.2. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

4.3. Все изменения, дополнения, вносимые учителем в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР и утверждены директором школы.

5. Компетенция и ответственность учителя

5.1. К компетенции учителя относятся:

    разработка рабочих программ;

    использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий;

    организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего трудового распорядка школы, иными локальными актами школы;

    осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с федеральными нормами и федеральными требованиями государственного стандарта, Уставом школы;

    отчетность о выполнении учащимися практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом школы на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий).

5.2. Учитель несет ответственность за:

    невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

    реализацию учащимися не в полном объеме практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом образовательной организации на текущий учебный год и графиком учебного процесса (расписанием занятий);

    качество знаний, умений и способов деятельности обучающихся у него учащихся;

    нарушение прав и свобод учащихся во время реализации рабочих программ.

5.3. Индивидуальная подготовка учителя к уроку осуществляется на основании тематического планирования в виде конспекта (конструкта) урока.

6. Контроль реализации рабочей программы

6.1. Администрация ОУ осуществляет систематический контроль в соответствии с планом ВШК за выполнением рабочих программ, их практической части, соответствием записей в классном журнале содержанию рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четверти, полугодия, года).

Приложение 1

Примерный формат титульного листа

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Ядрышниковская основная общеобразовательная школа № 22

РАССМОТРЕНО:
протокол ШМО (ОУП) № _____
от ____________
Руководитель ШМО (ОУП)
______________/_______________/

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
______________/_______________/
«____»_______________________

УТВЕРЖДЕНО:
Директор школы
______________/________________/
«____»________________________

Рабочая программа

по учебному предмету (курсу и другое)

«НАИМЕНОВАНИЕ ПРЕДМЕТА (КУРСА И ДРУГОЕ)»

уровень образования

класс

срок реализации

Составители РП

РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ

Лесникова М.Ю.,

учитель биологии

МАОУ «СОШ № 55»г.Перми

В ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» в ст2 п9. сказано ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - комплекс основных характеристик образования (объем, содержания, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов , курсов, модулей, иных компонентов…

Рабочая программа - это

нормативный документ;

индивидуальный инструмент педагогического работника;

средство фиксации содержания образования на уровне учебных предметов.

Рабочая программа разрабатывается каждым педагогом самостоятельно для каждого класса составляется на учебный год или ступень обучения.

Какие возможности дает программа (Основная цель рабочей программы)

внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);

расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);

углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ);

изменения логики освоения содержания материала;

уменьшения количества часов на изучение материала по предмету.

Разрабатывая Рабочую программу учитель должен решить такие задачи как

Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся.

Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в учебном году.

Функция рабочей программы

Нормативная функция

Информационно-методическая функция

Организационно-планирующая функция

Функции программы определяют следующие требования к ней:

Наличие признаков нормативного документа.

Учет основных положений образовательной программы школы.

Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.

Системность и целостность содержания образования.

Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования

Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе:

Примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

Примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ;

Примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).

в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.

Исходные документы для составления рабочих программ
учебных курсов:

Закон «Об образовании в РФ»;

Федеральный государственный образовательный стандарт;

Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений;

Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

8 основных структурных элементов для составления рабочих программ

Титульный лист.

Пояснительная записка.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, видов контроля.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Критерии и нормы оценки знаний, умений обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.

Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса, включая ЭОР.

Приложения к программе (тексты контрольных работ и др.).

На т итульном листе

указывается:

наименование образовательного учреждения (полностью);

поля для согласования/утверждения программы;

название Программы (предмет, курс);

адресность (класс или ступень обучения);

уровень обучения (базовый или профильный)

название населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа;

год разработки рабочей программы

Пояснительная записка.

В тексте пояснительной записки следует указать:

соответствие рабочей программы федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования;

на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа;

уровень изучения учебного материала (в соответствии с лицензией);

цели изучения предмета на конкретной ступени образования (извлечения из стандарта);

используемый учебно-методический комплект (в соответствии с Образовательной программой учреждения);

количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, количество часов в неделю, количество резервных часов

При разработке раздела Основное содержание необходимо руководствоваться следующим:

Номера разделов и тем, их наименование должны соответствовать тематическому плану;

В тексте должны использоваться только понятия и термины, относящиеся к конкретной области науки. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям государственных стандартов; иностранные слова (фамилии, названия, различные термины) должны приводиться в русской транскрипции.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к уровню подготовки обучающихся следует отразить по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Эти требования формулируются в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление). Формулировка выносится из Примерной или авторской программы и полностью соответствует элементам содержания. Классы, которые работают по ФГОС прописываются через РЕЗУЛЬТАТЫ.

Методические и учебные пособия, медиаресурсы указываются в алфавитном порядке по разделам в соответствии с требованиями к библиографическому описанию.

Этапы составления рабочей программы

Шаг 1. Изучение нормативной базы (см. http://www.standart.edu.ru)

Шаг 2. Выбор программы по учебному курсу, предмету и соответствующий ей учебник из федерального перечня, рекомендованного Министерством образования РФ.

Шаг 3. Сравнить цели изучения учебного предмета в выбранной Авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы . Убедиться, что выбранная Авторская программа способствует реализации целей и задач образовательной программы и учебного плана ШКОЛЫ.

Шаг4. Анализ учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям к условиям реализации основной образовательной программы ступени общего образования (http://www.standart.edu.ru, ООП ООО )

Шаг5. Изучение возрастных особенностей и данных психолого-педагогической диагностики обучающихся

Шаг 6. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной Авторской программе с таковыми же требованиями, прописанными в ООП ООО по предмету. Определить знания, умения, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в ООП ООО школы по предмету.

Шаг 7. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения

Шаг 8. Сопоставить содержание выбранной Авторской программы с содержанием ООП ООО . Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в программе по учебному курсу, но не включенных в Авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы Авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана школы.

Шаг 9. Включить (или исключить) в(из) содержание(я) Рабочей программы разделы, темы, вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ

Шаг 10 . Структурировать содержание учебного материала предмета, курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой

Шаг 11. Определить дополнительную справочную и учебную литературу , необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы

Шаг 12. Создать контролирующие материалы : выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса

Шаг 13. Составить Рабочую программу : оформить материалы согласно структуре

Шаг 14. Экспертиза Рабочей программы:

Рассмотрение рабочей программы на заседании методического объединения;

Согласование рабочей программы на МС школы;

Утверждение рабочей программы директором школы.

Положение о разработке и утверждении рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности

УТВЕРЖДЕНО

приказом начальника

управления образования

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о разработке и утверждении рабочих программ по обязательным

учебным предметам, элективным и факультативным курсам,

программам по организации внеурочной деятельности.

I. Общие положения.

1.1. Положение о составлении рабочей программы разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 (с изменениями и дополнениями) и регламентирует порядок разработки и утверждении рабочих программ.

1.2. Рабочая программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебной дисциплины (курса дополнительного образования); документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.

1.3. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (курса дополнительного образования), систематизация и упорядочение написания тематического планирования, реализации учебного плана и требований государственного стандарта образования.

1.4. Рабочая программа выполняет следующие функции:

Является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме;

Определяет содержание образования по учебному предмету на базовом и повышенном уровнях;

Обеспечивает преемственность содержания образования по учебному предмету;

Реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;

Включает модули регионального предметного содержания;

Создает условия для реализации системно-деятельностного подхода;

Обеспечивает достижение планируемых результатов каждым обучающимся.

1.5. Рабочая программа является обязательным документом для административного контроля полного освоения содержания учебного предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях.

1.6. В соответствии с п. 2.7 ст. 32. Закона РФ «Об образовании» разработка и утверждение рабочих программ по обязательным учебным предметам, элективным и факультативным курсам, программам по организации внеурочной деятельности относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.

1.7. Рабочая программа разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету) и составляется на ступень обучения (начальное общее образование и т.д.), рассчитана на учебный год.

1.8. В зависимости от степени корректировки примерной или авторской программы рабочая программа может быть двух видов:

1 вид:

– если рабочая программа в полном объеме соответствует примерной или авторской программе по предмету;

если в примерной учебной (или авторской, составленной на основе примерной) программе не указано распределение часов по темам или годам изучения учебного курса, а имеется только количество часов по разделам на несколько лет изучения. В этом случае учитель распределяет часы каждого раздела по учебным годам и темам самостоятельно.

2 вид :

если количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной (авторской) программе (более чем на 6 часов в год);

если производится корректировка авторской программы в плане изменения числа тем, последовательности их изложения, перераспределения часов, отводимых на изучение тем; распределение резервного времени производится учителем самостоятельно и не является корректировкой программы;

есть необходимость разработать интегрированный курс, включающий два и более предметов; рабочую программу по интегрированному курсу разрабатывают с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных предметов, входящих в интегрированный курс;

если рабочие программы по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам составлены на основе учебной литературы при отсутствии авторской программы и учебно-методического комплекта.

2. Структура рабочей программы

2.1.

1) Титульный лист.

2) Пояснительная записка.

3) Общая характеристика учебного предмета, курса.

4) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

5) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

6) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

7) Содержание учебного предмета, курса.

8) Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся.

9) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

10) Приложения к программе.

2.2. Структурные элементы рабочей программы педагога

Титульный лист

Полное наименование образовательного учреждения;

Грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы с указанием номера протокола и даты рассмотрения на заседании методического объединения учителей, должности, ФИО руководителя методического объединения учителей, заместителя директора по УВР, директора образовательного учреждения.

Название учебного курса, для изучения которого написана программа;

Указание параллели, класса, где реализуется программа;

Фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), квалификационная категория;

Название города, населенного пункта;

Год разработки программы

Пояснительная

Записка

Кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;

Нормативные документы, на основе которых разработана рабочая программа;

Указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;

Кратко формулируются общие цели учебного предмета для ступени обучения;

Сроки реализации программы;

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);

Предполагаемые результаты;

Кратко излагается система оценки достижений учащихся;

Указывается основной инструментарий для оценивания результатов;

Приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Указывается примерная или авторская программа, на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания); конкретизируются общие цели и задачи начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса

Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий;

Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы конкретизируются для каждого класса; могут быть дифференцированы по уровням.

Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса).

Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. 1. Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал. Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся и содержать полные выходные данные литературы.

2. Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы: базовый учебник; дополнительная литература для учителя и учащихся.

3. Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе

2.3. Содержание тем учебного курса. Таблица тематического распределения часов на ступень обучения:

2.4. Календарно-тематическое планирование

Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на … класс

3. Утверждение рабочей программы

3.1. Рабочие программы на следующий учебный год рассматриваются на школьных методических объединениях в конце учебного года, согласуются на методическом совете с заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В протоколе заседания методического объединения учителей-предметников указывается факт соответствия рабочей программы установленным требованиям.

3.2. Рабочие программы утверждаются директором школы на основании решения педагогического совета до 01 сентября учебного года.

3.3. Рабочие программы утверждаются приказом директора школы. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, директор школы накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

3.4. Учителя обязаны сдавать в учебную часть второй экземпляр рабочей программы с проставленными датами до конца учебного года, с целью использования их учителями – предметниками на момент замещения уроков.

3.5. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией образовательного учреждения.

3.6. Утвержденные рабочие программы предметов учебного плана являются составной частью основной образовательной программы школы, входят в обязательную нормативную локальную документацию образовательного учреждения и представляются органам управления образованием регионального и муниципального уровней, органам контроля и надзора в сфере образования, педагогическому коллективу, родительской общественности.

3.7. Администрация образовательного учреждения осуществляет контроль реализации рабочих программ в соответствии с планом внутришкольного контроля.

3.8. Образовательное учреждение несет ответственность на основании п. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса.

4. Компетенция и ответственность учителя.

4.1. К компетенции учителя относятся:

разработка Рабочих программ;

использование и совершенствование методик учебной деятельности и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредствованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и учителя;

организация своей деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком на текущий учебный год и правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения, иными локальными актами общеобразовательного учреждения;

осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

отчетность о выполнении обучающимися практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом на текущий учебный год и расписанием занятий.

4.2 . Учитель несет ответственность за:

невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

реализацию обучающимися не в полном объеме практической части рабочих программ в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения на текущий учебный год и расписанием занятий;

качество знаний, умений и способов деятельности обучающихся по учебному курсу, предмету;

нарушение прав и свобод обучающихся во время реализации рабочих программ.