Обучение старших дошкольников грамоте. Сказка «Гласные и согласные звуки. Речевые игры на гласные звуки для детей дошкольников Гласные и согласные буквы задания для дошкольников

Цели : формировать понятие гласный звук, познакомить детей со звуками [а], [у], закрепить графические образы букв, умение четко артикулировать гласные звуки, продолжать определять место положения звука в слове, закрепить деление слов на слоги, развивать фонематический слух и речевое дыхание.

Оборудование : «осенний ковер» — ватман с листьями; мяч; слова, разделенные на слоги; набор картинок, «звуковая мозаика» (поле 3х3, квадраты желтого и зеленого цвета) на каждого ребенка.

Ход занятия

Организационный момент (в кругу).

Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Беседа про осень.

  • Какое сейчас время года? (Осень).
  • Какая погода бывает осенью? (Теплая, холодная, дождливая, пасмурная, солнечная…).
  • Какой бывает осень? (Ранней и поздней).
  • Сейчас какая осень? (Поздняя). Назовите приметы поздней осени.
  • Раннюю осень как можно назвать по – другому? (Золотой). Почему ее так называют?

Динамическое упражнение «Осенние листочки».

— Давайте сейчас с вами превратимся в красивые разноцветные листочки и покружимся под музыку. (Звучит музыка, дети кружатся, появляется осенний ковер).
— Ребята, посмотрите, какой прекрасный осенний ковер. Какие листья вы видите? (Березовые, кленовые, дубовые ).
— Давайте сейчас все вместе подуем на наши листочки, устроим листопад.

Сюрпризный момент.

— Молодцы! А теперь мне помогите все листочки соберите. Ребята, посмотрите, а листочки то не простые, на них что – то есть. Это осень нам послание оставила. Давайте прочитаем его.

В одном сказочном королевстве жили – дружили звуки и буквы, но однажды случилась беда, налетел сильный, северный ветер разбросал, и расколол на части все буквы. Стало грустно и печально звукам. Фея сказочного королевства попросила, вас ребята, помочь ей. Но для этого необходимо выполнить все задания, за каждый правильный ответ вы получите осколок буквы.

— Ребята вы же знаете, что у каждого звука есть своя буква? А для чего нам нужны буквы, звуки?

— Итак, вы готовы помочь сказочной фее? Вот и осень нам подсказки оставила. Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять первым? (Под цифрой 1 ). Первый листочек «загадочный» (На ковре, на стульчиках ). Слушайте внимательно, вам нужно отгадать загадки.

Работа со звуком [а].

Круглый, полосатый,
С огорода взятый,
Алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).

— На какой звук начинается слово «арбуз»? [а]. Звук [а] какой? (Гласный) . Ребята, почему звуки называют гласными? (Их можно петь, когда мы произносим эти звуки, воздух свободно выходит изо рта, ему не мешают ни губы, ни зубы).

— Назовите слова, которые начинаются на звук [а]. Молодцы.

Работа со звуком [у].

— Следующая загадка.

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке.
Ниточка в реке.
Обменяет ей река
Окунька на червяка. (удочка)

— На какой звук начинается слово удочка? [у]. Звук [у] какой? (Гласный ). Назовите слова, которые начинаются на звук [у].

Артикуляционная гимнастика с зеркалами.

— Ребята, давайте сейчас произнесем наши звуки (а, у, ау, уа). Молодцы, ребята, справились с заданием, вот и первый осколок буквы. Следующий листочек.

Игра с мячом «Большой – маленький» (на большом ковре в кругу).

Арбуз, утюг, ананас, утка, альбом, улитка, апельсин, узел, улыбка.

— Молодцы, еще один осколок. Следующий листочек.

Работа в парах.

— Сейчас мы с вами будем работать в парах, а разделимся на пары необычным образом, у меня в руках слова, но они рассыпались на слоги. Друг на друга посмотрите свое слово соберите. За правильно выполненное задание вы получаете осколок буквы.

Игра «Пирамида» (за столами, стоя).

— Необходимо составить пирамидку из картинок. Внизу пирамиды слово, которое состоит из трех слогов, выше из двух и наверху пирамиды, слово из одного слога.

— Молодцы! Все справились с заданием, осколок ваш.

Физминутка.

— Следующий листочек «Звуковой» (на стульчиках, на маленьком коврике)

Игра «Поймай звук»

— Я буду называть слова, если вы услышите звук [у] в начале слова, необходимо хлопнуть в ладоши. (Утка, буква, уши, уха, звук, пруд, укроп, рука).
А теперь будем ловить звук [а], вы будете хлопать в ладоши, если услышите его на конце слова. (Знак, игра, алфавит, азбука, ваза, книга, автомобиль, кукла). Молодцы! Еще один осколок у нас.

— Ребята, в начале занятия золотая осень подарила нам красивый осенний ковер, давайте и мы подарим осени ковер, но ковер не простой, а звуковой. Проходите за столы.

Пальчиковая гимнастика «Листья».

Игра «Звуковая мозаика».

— Если я называю слова на звук [а], вы кладете желтый квадрат, если слово начинается на звук [ у], зеленый квадрат.

Слова: астра, ухо, автобус, утенок, азбука, угол, Антарктида, уголь, аист.

— А теперь проверьте себя, если вы правильно выполнили задание, возьмите красный кружок, если допустили ошибку – синий. Молодцы! Вот и последний осколок. Давайте соберем наши буквы. Какие буквы получились (А, У). Букве А, какой звук соответствует, а букве У? Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим, а буквы видим). Правильно. А сейчас давайте отправим в сказочное королевство наши буквы.

Статья размещена в авторской редакции.

Ход урока

I Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности .

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать, чтобы хорошее настроение было на протяжении всего урока.

II . Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Повторение изученного

На урок к нам сегодня пришли гости. Вы узнали их? Они тоже хотят принять участие в нашей работе. Слайд 2.

Давайте с вами вспомним и расскажем Маше и Мише какие виды речи вы знаете? А чем устная речь отличается от письменной? (Речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной . Устная речь - это любая звучащая речь . Устная речь передается звуками, письменная речь - графическими знаками .) Слайд 3

Приведите примеры устной и письменной речи.

Из чего состоит наша речь? (из предложений)

Послушайте мою речь и определите, что я скажу:

Листья тополя пожелтели .

Что я сказала? (предложение)

А теперь кто-либо из вас произнесёт это предложение чётко и громко, а остальные должны хлопать всякий раз, когда будет названо очередное слово. Приготовили ладошки, считаем.

Сколько слов в этом предложении? (3)

Чем отделяются друг от друга слова в устной речи? А в письменной речи?

Кто может составить схему этого предложения?

\______ _____ _____ .

Проверяем Слайд 4

Что вы услышали, когда произносили слова?

Из чего же они состоят?

Какие бывают звуки? (не знаем)

III. Постановка учебной задачи

Звуковой анализ слова

Сегодня будем решать эту задачу, узнаем, на какие группы можно разделить все звуки нашей речи и почему..

Хотите это узнать? Расскажем об это Маше с Мишей.

Хорошо. Но сначала сами отгадайте слово, в котором мы будем слушать звуки. Этим словом названа птица.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый

Он летает на охоту.

За лягушками к болоту.

Слайд 5.

Произнесите еще раз это слово - АИСТ. Запишем звуковой состав. На прошлом занятии я вам говорила, что звук обозначаем квадратиком. Но прежде, чем записать схему, посчитаем кол-во звуков. Приготовили пальчики и произносим четко каждый звук.: (схема)

Сколько звуков в слове АИСТ? (4), обведем четыре клеточки.


Какие звуки мы слышим?

Физкульминутка Слайд 6

Прежде чем мы про это узнаем, нам надо немножко отдохнуть и набраться сил. Повторяем движения.

IV. «Открытие» нового знания

1. Знакомство с разновидностью звуков. Гласный звук.

Звуковой анализ. (групповая работа). Слайд 7

1.Итак, отдохнули, продолжаем. Вернемся к нашему слову АИСТ. Хором назовите первый звук в этом слове,

а теперь – последний.

Как вам кажется, мы одинаково или по-разному произносим эти звуки? (по-разному)

Давайте понаблюдаем - еще раз скажите первый звук, но совсем тихо…

Теперь громче, еще громче.

Что происходит со ртом? (открывается)

Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…

Получилось?

Почему?

- Нам помогает произносить звуки воздух и голос.

2. - Когда мы говорим звук , воздух проходит свободно, не встречая преград.

А закрыли рот, образовали преграду – и звук не получился.

Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, не встречая преград, как через пустую трубочку, ученые назвали гласными.

Гласными назвали потому, что они всегда говорятся с голосом.

    Знакомство с согласными звуками.

1 – А теперь произнесите последний звук в слове АИСТ.

Посмотрите ротик в зеркало.

Воздух тоже проходит свободно или есть преграда?

Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!

Звуки при произнесении которых встречается преграда, ученые назвали согласными.

Согласные звуки в русской речи всегда идут вместе с гласными – вот поэтому они согласные.

Физкульминутка

Встаньте. Покажите. Слайд 8

Как ходит курица? А как она кричит? (ко-ко)

Как ходит петух? А как он кричит? (ку-ка-ре-ку)

Как ходит утка? А как она кричит? (Кря! Кря)

Как прыгает лягушка? А как она кричит (ква-ква)

Какая картинка лишняя? Почему? (лягушка не птица)

Какой звук одинаковый вы услышали?

Произнесите его! (К)

Воздух проходит свободно? Но пробуйте произнести этот звук, чтобы язык ни к чему не прикасался. Получилось?!А как называется этот звук?

V. Первичное закрепление

А, представляете, пока мы с вами разбирали новую тему,Маша провертелась, проиграла, а сейчас не может выполнить задание. Поможете Маше выполнить задание?

1. Игра «Доскажи словечко»

Слайд 9

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Звук получается…

Отгадай

Слайд 10

А какие звуки согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс… - змеиный слышен свист.

Шшш… - шуршит опавший лист.

Жжж… - шмели в саду жужжат.

Ррр… - моторы тарахтят.

Так, как отличить гласный звук от согласного? Слайд 11

- Сайд 12 Когда я готовилась к нашему занятию, нашла такую интересную иллюстрацию. Посмотрите. Звуки бегут на перегонки. Какие звуки приходят к финишу первыми?

VI. Включение в систему знаний и повторение.

1.-Устали, отдохнем??? Тогда, встаем.

Игра «Поймай звук» (стоя) Слайд 13

Я сейчас буду называть разные слова. Если слово начинается на гласный звук, прыгаете и хлопаете в ладоши. Если на согласный, не хлопаете.

(утка, тигр, ослик, волк, индюк, лиса, удав, мышка ). Миша вас проверяет.

2. -Рассмотрите рисунки и схемы к ним. Какие звуки произносятся на месте красных квадратов? Слайд 14

На какие группы можно разделить схемы слов?

Какая схема лишняя?

Маша не поняла. Почему?

Проверяем.

III. Рефлкесия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

О чем вы узнали сегодня на занятии?

Возникали у вас затруднения?

Вы смогли их преодолеть?

3.Самооценка

Если вам было интересно, все понятно, все получалось, поднимите зеленый кружок.

Если у вас иногда возникали сомнения – делали ошибки, поднимите жёлтый кружок.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно, поднимите красный кружок.

Так, кому было интересно на занятии, все понятно, Кто выбирает зеленый кружок – поднимите руку. И т.д.

Мы сегодня хорошо поработали. И Маша с медведем, думаю, ещё обязательно придут к нам в гости.

Цель занятия: изучаем букву И, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой И, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву И по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Ива Индюки Игрушки Изюм

  1. Скажи, как звали ослика в сказке про Винни-Пуха? — ИА
  2. ИА — какой тут первый звук?
  3. Какой звук есть и в слове ива, и в слове индюк?
  4. В начале, в конце или в середине слова находится звук [И] в слове Ива? — Индюк? — Стоит? — Пирог?

Когда мы произносим звук [И], ни губы, ни язык не мешают воздуху свободно выходить изо рта. Произнеси: ИИИ

Гласный или согласный звук [И]?

Какие ещё гласные звуки ты знаешь?

Задание: печатная буква И для дошкольников

Напиши букву И в воздухе. Нарисуй вертикальную палочку, добавь еще одну и проведи между ними диагональную палочку.

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Из упрямства ни на шаг
Не продвинется… (ишак).

Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю… (игрушки).

Никак не согласится
Она лежать без толку.
Кто знает мастерицу
Усердную… (иголку)?

В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко.
А называют кораблик… (иголка).

Не колючий.
Светло-синий,
По кустам развешан… (иней).

Как это скучно -
Сто лет без движенья
В воду глядеть
На свое отраженье.
Свесила ветки с обрыва
Такая грустная… (ива).

Сказка про букву И

Индеец Изумрудный Глаз

В июле Игорек приехал к бабушке в деревню. Утром он вышел из избы с красивым игрушечным луком и увидел игравшую во дворе девочку.

Тебя как зовут? - спросил Игорь.
- Ириной. А тебя?
- Индеец Изумрудный Глаз! - гордо сказал Игорь.
- Хочешь быть индейкой?
- Надо говорить не индейкой, а индианкой.
- Нет, индейкой!
- Тогда ты будешь индюком!

Игорек подумал и сказал:

Ну ладно. Ты прячься, а я тебя буду искать.

Идет Игорек, ищет, а Иринки нигде нет. Как будто исчезла! Подошел к изгороди, раздвинул руками траву да как закричит:

Ой-ей-ей-ей! - и бежать. А Ирина ему вслед:
- Эх ты, индеец! Крапивы испугался! А еще Изумрудный Глаз!

Загадки для детей на букву И

Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу.
За собою хвост тащу.
(Иголка с ниткой)

Жаркий, знойный, душный день.
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его - вершина лета.
Что, скажи, за месяц это?
(Июль)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
(Ива)

Всех на свете обшивает,
Что сошьет - не надевает.
(Иголка)

И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)

Пословицы и поговорки на букву И

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Июль - макушка лета.

В июле на дворе пусто, а в поле густо.

Испокон века книга растит человека.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

Сиди у моря, жди погоды.

Нет друга - ищи, а найдешь - береги.

Веселые стихи про букву И для детей

Индюку
И лучший друг
Честно скажет:
- Ты - индюк!
(Б. Заходер)

Индюки сошлись у ивы:
«Ишь, как мы с тобой красивы!»
(Б. Тимофеев)

Ива, ивушка моя!
Кто, скажи, твои друзья?
- Солнышко меня ласкает,
Ветер косы заплетает.
(Г. Виеру)

Иголка и нитка -
Большие дружки.
Смотри, получились
Какие стежки!
Диво!
(Е. Благинина)

Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая -
Индюшка расписная.
(Г. Сатир)

Берегите игрушки!
Грузовик без колес!
У ежика отклеен нос!
Стали черными цыплята!
А из куклы лезет вата!
Были новыми игрушки,
А теперь они старушки.
Берем же скорей иголки и клей,
Нитки, катушки
И чиним игрушки.
И нам за это от души
Спасибо скажут малыши.
(Э. Успенский)

Индюк надутый всем знаком.
Но дружат с ним едва ли.
Не важничай, чтоб индюком
Тебя не называли.
(Я. Аким)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Евгения Акопова
Конспект занятия по обучению грамоте «Гласные звуки»

Цели занятия :

Закрепить понятие о гласных звуках и буквах ; продолжать развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами; формировать фонематический анализ и синтез; формирование правильного речевого дыхания. Развивать слуховую память и внимание. Упражнять в соотнесении звука с буквой , развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать орфографическую зоркость и орфографическую память. Продолжать работу над развитием связной речи у учащихся. Развивать мелкую моторику у детей.

Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение) . Развивать мышление школьников через анализ, обобщение

Воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи, уважения к мнению других;

Ход занятия:

1. Организационный момент

Учащиеся готовятся к уроку.

Логопед задает вопросы : Какое сегодня число? Какой день недели? Какое время года? Какие осенние месяцы вы знаете? Какой месяц будет после ноября? И т. д.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Физминутка :

Встали, вышли из-за парт, поднимая руки, вверх делаем глубокий вдох носом, опуская руки в низ,выдыхаем, воздух через рот. Руки не напряжены (4-5 раз) . Хорошо. А теперь немного потанцуем.

Руку правую в перед,

А потом ее назад,

И опять ее в перед,

И немного потрясем.

Мы танцуем буги-вуги.

Поворачиваем круги

и в ладоши хлопаем вот так.

Публикации по теме:

Домашние задания по обучению детей грамоте «Гласные звуки и буквы» Карточка 1. Звук и буква А, а 1. Звук «А» - гласный (он образуется с помощью голоса, его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает.

Конспект занятия «Гласные и согласные звуки» Гласные и согласные звуки Тема: Обобщающее занятие: «Гласные звуки[а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Образовательная область: «Коммуникация».

Игра: «Гласные – прекрасные» Игра для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи. Цель: закрепить знаний о шести гласных звуках.

Конспект занятия в подготовительной группе «Гласные звуки» План-конспект к занятию «Гласные звуки» в подготовительной группе по формированию речи (Развитие звуковой культуры речи) Задачи:.

Тема: "Гласные и согласные звуки". Игра в слова. Сказка "Куроч ка-Ряба". цель: закрепление знаний о звуках гласных и согласных, заучивание.

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные и согласные звуки» ; "Гласные и согласные звуки". Цель; упражнения в различении гласных и согласных звуков» обозначение их фишкой. Ход занятия:I Повторение.

Конспект занятия по обучению чтению и развитию речи детей дошкольного возраста «Гласные звуки. Звуковое письмо» Тема: "Гласные звуки. Звуковое письмо. Сказка "Курочка - Ряба". цель; научить различать на слух гласные звуки, правильно их произносить,.

, Коррекционная педагогика

  • Закрепить знания детей - о гласных и согласных звуках, их условное обозначение, продолжать учить детей определять и выделять ударную гласную позицию в начале слова и позицию твердых согласных звуков в конце слова, учить детей проводить звуковой анализ односложных слов, учить заменять звуки в слове "ком" буквами, находить буквы на листе бумаги, продолжать учить выслушивать высказывания взрослого и своих товарищей, не перебивая их, учить отвечать полными предложениями.
  • Развивать произвольное внимание, память, речевое (фонематическое) восприятие, мелкую моторику пальцев рук, словесно-логическое мышление.
  • Воспитывать усидчивость, интерес к занятию, желание оказать помощь другим.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра: "Перекличка" (с мячом). Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук. (Дети называют свои имена и садятся).

2. Сообщение темы занятия.

Незнайка просит помощи у детей. Дети вспоминают гласные и согласные звуки.

Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.

3. Повторение гласных звуков (их символы).

Гласные тянутся песенкой звонкой

И - и - и - и.

А - Могут заплакать и застонать:

О - о - о - у - у - у.

Могут качать в колыбели Аленку:

А - а - а - а.

Могут, как эхо, в лесу закричать:

Ау! Ау! Ау!

Могут летать высоко в синеву:

А, о, у, и, э, ы.

Не желают свистеть и ворчать.

4. Анализ и синтез прямых слогов.

Встреча гласных и согласных звуков.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Пальчиковая игра: "Дружат в нашей группе девочки и мальчики, мы с тобой подружим наши пальчики". Согласные и гласные звуки тоже подружились. Ма, мо, му, мы, ми, мэ; на, но, ну, ны, нэ; ва, во, ву, вы, ви, вэ, ка, ку, кы, ки, кэ.

5. Выделение гласных звуков в начале слова и твердых согласных звуков в конце слова.

Аист, ослик, ива, утка.

Сок, дом, слон.

Игра "Прятки". Работа по звуковой линейке.

6. Физминутка. Дети встали, закрыли глаза.

Открываем мы глаза,
Вдох - и долго тянем: "А - а - а - а..."
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем: " О - о - о - о"
Днем по горкам ездим мы: " Ы - ы - ы - ы".
Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - у - у - у".

7. Звуковой анализ и синтез слова "ком "

Игра "Цветная фотография". Схема слова "ком". Замена звуков буквами, работа по кассе букв.

8. Игра: "Буквы рассыпались"

Обведи буквы.

Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем.
Пишем их старательно.

Язычок наш отдохнул,
Много нового узнал.
Он немного притомился,
К себе в домик возвратился.

Спать ложись-ка, Язычок!
Рот закроем на замок.
Отдыхать тебе пора.
Отдохнем и мы, друзья!

9. Итог занятия. Оценка деятельности ответов детей.

Занятие заканчивается сюрпризным моментом.