Подросток и закон. методическая разработка (8 класс) на тему. Несовершеннолетние и закон Эссе на тему подросток и закон

"Подросток и закон"

Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Задача: воспитание правового сознания воспитанников; обсудить с воспитанниками проблему преступности среди несовершеннолетних;

объяснить воспитанникам особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;

Эпиграф: «Незнание закона не освобождает от ответственности».

Ход проведения:

Психолог: Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? (примерные ответы воспитанников: резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне). К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). Давайте с вами вспомним некоторые понятия.

-Кто же считается подростком?

Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток. Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека - совершенное преступление.

-Что называется преступлением?

Преступление - запрещенное Уголовным Кодексом РК деяние (действие или бездействие), которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом. Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповые преступления - совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него. Соучастие -групповое преступление, совершенное умышленно.

-Что такое правонарушение?

Правонарушение - нарушение права, действующих законов, преступление.

Как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?

(кража чужого имущества, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, разбой, грабеж, вымогательство, угон автомобиля, повреждение чужого имущества, повлекшие тяжкие последствия, хищение, изготовление взрывчатых веществ и наркотических веществ)

Так вот за все эти правонарушения дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение. В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет

-Что такое ответственность?

Ответственность- необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

- Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1 .Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А – административная ответственность.

Г – гражданско–правовая.

У – уголовная.

Д – дисциплинарная

Виды нарушений:

1. Порвал учебник(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Испортили мебель в учебном заведении. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления.

Мы должны соблюдать законы нашей страны. И, прежде всего, это надо вам, ребята. Надо быть патриотами. И тогда наш страна будет еще крепче, потому что будущее ее - сегодняшняя молодежь. А это – залог признания могущества нашей республики всеми странами мира.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего воспитательного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Я надеюсь, что сегодня вы не только попутешествовали по миру права, но и получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми. Желаю успехов! Удачи вам!

Благодарю за внимание!

Бабушкина Олеся Сергеевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБ ПОУ Республики Хакасия "Техникум коммунального хозяйства и сервиса"
Населённый пункт: Республика Хакасия, г. Абакан
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: "Подросток и закон"
Дата публикации: 29.09.2016
Раздел: среднее профессиональное

Пояснительная записка к методической разработке мероприятия по профилактике правонарушений «Подросток и закон» Материалы «Подросток и закон» разработаны для проведения классных часов в группах нового набора по правовому просвещению и профилактике противоправного поведения среди несовершеннолетних обучающихся. В данных материалах отражены вопросы административного и уголовного законодательства, виды юридической ответственности, а так же вопросы духовности и бездуховности современной молодежи. Методическую разработку по профилактике правонарушений «Подросток и закон» могут использовать в своей работе социальные педагоги, руководители учебных групп.
Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
« Подросток и закон»

Цель:
профил актика правонарушений и преступл ений с р ед и несовершеннолетних;
Задачи:
*пропаганда правовых знаний (уголовный и административный кодексы РФ, виды ответственности) *формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения; * формирование навыков критического анализа сложных ситуаций; * формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям; * развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.
Материалы,

оборудование
: мультимедийная установка, карточки с ситуациями, памятки для учащихся.
Ход классного часа

1
. Социальный педагог: Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа «Подросток и закон» Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают». Тема «Подросток и закон» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс.
преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?
ПРАВОНАРУШЕНИЕ
– это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.
ЗАКОН
- это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.
2
.Социальный педагог: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, социальный педагог поправляет и дополняет примеры) 1. плохо учатся, а потом бросают школу; 2. курят и выпивают; 3. грубят и сверстникам и взрослым; 4. унижают маленьких и слабых; 5. лгут даже без причины; 6. стараются выяснить отношения только с помощью силы; 7. играют в карты; 8. разрисовывают стены; 9. портят школьное имущество и многое другое. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры.
Почему такое происходит? Сегодня на нашем классном часе мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос. Одна из задач такого классного часа предупредить вас об опасностях в игре с законом.
3
.Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся) 1
. Уголовная

ответственность
– ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Пре ступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет 2.
Административная

ответственность
применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3.

Дисциплинарная

ответственность
– это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
4. Г р а ж д а н с к о – п р а в о в а я

о т в е т с т в е н н о с т ь
регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. 4.Социальный педагог: Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений (по мере называния отображаются на слайдах)
 «Хулиганство» Ст. 213 УК РФ  «Мошенничество» Ст. 159 УК РФ;  «Вымогательство» Ст. 163 УК РФ;  «Распитие спиртных напитков» Ст. 20.20. КоАП РФ; 1) «Хулиганство В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девушек. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбил их. Кто-то из зрителей позвонил в полицию. Наряд прибыл мгновенно. Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части милиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре полицейских упоминается административное правонарушение. (Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод) «Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается: - а р е с т о м н а с р о к д о 2 - х л е т; - до 5 лет; С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия: - тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет». А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».
2.«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается:  штрафом,  обязательными работами,  и с п р а в и т е л ь н ы м и р а б о т а м и » . Ответственность уголовная наступает с 16 лет. 2) «Мошенничество» инсценировка: На скамейке сидят две девочки. 1-я девочка: Ой, Ленка, откуда у тебя столько денег? Неужели предки дали? 2-я девочка: Скажешь тоже, предки! Откуда у них деньги? Они уже 3 месяца зарплату не получают, я им сама деньжат подбрасываю, а они радуются, что в старом пальто деньги забыли. 1-я девочка: А где же ты их взяла? 2-я девочка: Тебе скажи, завтра вся школа знать будет. 1-я девочка: Лен, ну я же твоя лучшая подруга, скажи, мне ведь тоже деньги нужны... Лена оценивающе смотрит на Катю. 2-я девочка: Вообще-то мне нужна помощница... Ну, смотри, если проболтаешься, нам не поздоровится! 1-я девочка: Клянусь, я никому не скажу! Девочки шепчутся. 1-я девочка: Слушая, а если они пожалуются? 2-я девочка: Что, уже струсила? Никто еще не жаловался... И потом, мы же в другой район поедем, а там нас никто не знает. 1-я девочка: Ну, хорошо, я согласна. Девочки уходят. На скамейке сидит девочка, играет в электронную игру, к ней подходят Катя и Лена, разговаривают преувеличенно громко, садятся на скамью. 1-я девочка: Да ты что? Украли? 2-я девочка: Я тебе говорю, чуть уши не оторвали...
1-я девочка: Ужас! А ты в милицию обращалась? 2-я девочка: Да ты что? Кто ж их теперь найдет? Да и не будет милиция из-за одной сережки шум поднимать.(Обращается к 3-й девочке) Ведь правда же милиция не поможет. 3-я девочка: А что случилось? 1-я девочка: У нее вчера сережки украли. 3-я девочка: Дорогие? 2-я девочка: А то? Знаешь, такой цветочек с камушком, мне мама подарила. Ой, вот точно как у тебя. 3-я девочка: Мне тоже мама подарила. 1-я девочка: Ладно, рассказывай, мама... А может ты и украла... 3-я девочка: Да вы что, девочки! 2-я девочка: Подожди, может мы зря человека обвиняем, а сережки-то и не похожи, покажи-ка их поближе... Девочка снимает сережку 1-я девочка: Похожа? 2-я девочка: Вроде похожа. 1-я девочка: Надо маме показать, давай у нее спросим? 2-я девочка: Ты что, с ума сошла, ты мою мать не знаешь? Она же грозилась отлупить того, кого в таких сережках увидит, а она сначала делает, а потом спрашивает. 3-я девочка: Девочки, это мои сережки, хотите – пойдемте к моей маме. 2-я девочка: Ага, ненормальных нашла. 1-я девочка: А давайте вот что сделаем, Лена, ты отдай ей в залог свое кольцо, только учти, оно жутко дорогое, а мы сбегаем, покажем твоей маме сережки, да не волнуйся, мы вон в том доме живем. 2-я девочка: Только учти, если попытаешься с кольцом удрать – мы тебя из под земли достанем… 3-я девочка: Хорошо, хорошо, я вас здесь буду ждать. Девочки уходят.
Девочка на скамейке смотрит на часы, волнуется, затем начинает плакать и уходит. На сцене Катя и Лена. 2-я девочка: Вот видишь, как просто. 1-я девочка: Да, а эта дурра и не знает, что подъезд сквозной. 2-я девочка: теперь в скупку, рублей 200 дадут за сережки. 1-я девочка: Точно, сережка-то дорогая. 2-я девочка: И никто ничего не узнает… (Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь в этой сценке, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод) «Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается:  штрафом,  обязательными работами,  и с п р а в и т е л ь н ы м и р а б о т а м и » . Ответственность уголовная наступает с 16 лет. 3) «Вымогательство» инсценировка 3 мальчика сидят на скамейке. 1-й мальчик: Стремно как-то, пойти некуда... 2-й мальчик: Бабки были бы, веселее было? 3-й мальчик: А то?! Взяли бы бутылочку... 1-й мальчик: Может занять у кого-нибудь? 2-й мальчик: А отдавать чем будем? 1-й мальчик: Нет, занимать надо так, чтобы не отдавать. 3-й мальчик: как это? ... 1-й мальчик: А вот смотри… видишь, пацан идет, сейчас у него займем... Входит мальчик. 1-й мальчик: Эй, шкет, стой! Деньги есть?
4-й мальчик: Нету. 2-й мальчик: А не врешь? 4-й мальчик: Честно, нету денег. 1-й мальчик: Сейчас проверим твою честность, выворачивай карманы. 4-й мальчик: Не буду, не имеете права. 2-й мальчик: А по репе?.. Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном - несколько монет. 1-й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нету денег». 4-й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь? 2-й мальчик: Это не важно, ты нас обманул (возвращает деньги)! На, забирай свою мелочевку, а завтра принесешь нам 10 рублей, понял? 4-й мальчик: Почему я вам должен деньги приносить? 3-й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обманывать? Вот за обман денежку и принесешь. Понял? 4-й мальчик: Не принесу! 1-й мальчик: Не принесешь - в репу, мы ведь знаем, где ты живешь. 2-й мальчик: А если кому пожалуешься, мы тебя так отделаем, что и мамочка не узнает. Уходят, насвистывая. (Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)
«Вымогательство

РФ
), т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество... под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества... наказывается:  ограничением свободы;  арестом;  лишением свободы». 4. «Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (Ст. 20.20. КоАП РФ)
1)Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих». Бывают такие ситуации, когда употребление алкоголя является преступлением. Рассмотрим, как алкоголь изменяет жизнь. У вас карточки с изображением позитивных ситуаций (лыжная прогулка, дружная семья дома, человек сидит в библиотеке с книгами, человек работает за компьютером, посещение театра) и ситуаций с поведением пьяного человека Сравните их, что нет в жизни пьяного человека, к каким правонарушениям это приводит? 2)В жизни многих людей бывают ситуации, когда вам предложили выпить какой-нибудь алкогольный напиток и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях. То есть нужно уметь отказаться. Попробуйте сформулировать причины отказа (объяснение причины отказа, предложить замену, сделать вид, что не слышал, просто сказать» нет» и уйти) Когда вам предлагают выпить, обычно в качестве повода для выпивки приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом «ЗА», а затем отказаться от предложенного напитка. О последствиях пьянства и алкоголизма можно говорить много. Нет оправдания пьяницам! Эти люди вредят и самим себе, и семье, и государству. 5.Задания для учащихся в группах - разбор ситуаций №1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? №2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? №3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил
подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? №4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать? 6.»Мозговой штурм». Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям)  пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.  стремление к примитивному времяпровождению.  зависть  преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей.  жадность.  резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность;  неуверенность в завтрашнем дне.  стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции.  Низкий материальный уровень жизни населения.  Низкий уровень правовой культуры граждан. Алкоголизм и наркомания  Ответственное отношение к учебе, знаниям.  Обладание внутренним миром  Общение и искусством, природой  доброта Делается вывод: Что приводит к правонарушениям? Все ли делают так? Большинство людей обладает духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение ее слушать, обладание внутренним миром. Бездуховность – одна из причин, которая приводит детей к правонарушениям. Как же формируется бездуховность?
Первый источник – пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Пустое сознание может давать телу только самые примитивные команды – пей, ешь, получи удовольствие. Сведения по различным наукам, общение с искусством, природой – основа духовности. Второй источник – стремление к примитивному времяпровождению. Третий источник – преобладание материальных потребностей, т.е. приобретение различных вещей и других материальных ценностей. Общеизвестным признаком бездуховности являются зависть и жадность. У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая полиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут. Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – животное. Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый от радости.
Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы

будем совершать только хорошие поступки, так как совершая проступок,

вы не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и

другим людям.

Административная ответственность

Несовершеннолетние — это особая группа молодых людей, которые еще не адаптировались к жизни, их психика неустойчива к окружающему миру, они лишены возможности правильно оценивать сложившуюся обстановку и ситуацию, в которой оказались.

У подростка нет образования и профессии. На его поведение влияют особенности подростковой психики. Поэтому закон, учитывая физическую и умственную незрелость подростка, предполагает, что несовершеннолетний нуждается в специальной охране и заботе, включая особую правовую защиту.

Административная ответственность наступает, когда подростку исполняется 16 лет. Особенности делопроизводства по делам несовершеннолетних начинаются уже на стадии возбуждения уголовного дела. Подростка, совершившего административное правонарушение, доставляют в специальное помещение. О доставлении несовершеннолетнего составляется протокол, или делается запись в протоколе об административном правонарушении, при условии:

несовершеннолетний имеет при себе документы, удостоверяющие личность;

совершенное деяние не требует дополнительного выяснения обстоятельств;

несовершеннолетний находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

После составления протокола об административном нарушении, он должен быть сразу освобожден.

Административное задержание по закону может быть применено в исключительных случаях: когда это необходимо для обеспечения своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении. Подросток может быть задержан на срок не более 3 часов. Его родители обязательно уведомляются о задержании.

Несовершеннолетний, подвергнутый задержанию, имеет право обратиться за помощью к защитнику с момента административного задержания. Это может быть адвокат или родственник. Для этого подросток осуществляет свое право — позвонить родителям или законным представителям.

В соответствии с законом, задержанные несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых. Подросток должен быть осмотрен в целях выявления у него инфекционных, психических или угрожающих жизни заболеваний. Перед отправлением подростка в специальное помещение организуется личный досмотр задержанного. Данные сведения заносятся в протокол. При осуществлении медицинской помощи заполняется «Карта вызова».

Для рассмотрения дела об административных правонарушениях создана Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматривается только Комиссией по делам несовершеннолетних, которая имеет право принять решение об удалении несовершеннолетнего на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которого может повредить психике ребенка.

Присутствие родителя или иного представителя несовершеннолетнего при рассмотрении дела обязательно только в случае, если это требование Комиссии. В остальных случаях это право представителя несовершеннолетнего. Родитель, пришедший на заседание Комиссии должен иметь при себе удостоверение личности, он должен быть не лишен родительских прав. Важно, что к несовершеннолетнему правонарушителю не может применяться административный арест.

Уголовная ответственность

Наряду с административной ответственностью для несовершеннолетних предусмотрена и уголовная ответственность за отдельные правонарушения. По Уголовному кодексу РФ возможно привлечь несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, но до исполнения 18 лет.

Подростки в этом возрасте психологически неустойчивы, не могут правильно оценить обстановку или ситуацию, в которой оказались. Поэтому необходимо оценивать особенности психики несовершеннолетних. Но, несмотря на юный возраст преступника, общество не имеет права не рассматривать в суде такие дела, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, угон автотранспорта и другое.

В этих случаях уголовная ответственность наступает с 14 лет. К этому возрасту у подростка есть некоторый жизненный опыт, и он должен осознавать характер совершаемых действий. Но если есть данные о наличии причин, свидетельствующих об умственной отсталости подростка, то назначается судебно-психиатрическая экспертиза, которая дает заключение о признании несовершеннолетнего неподлежащим уголовной ответственности. Также экспертиза может установить возраст подростка, если у него нет документов.

По статьям 61 и 89 Уголовного кодекса РФ несовершеннолетие является смягчающим обстоятельством для вынесения приговора.

К маленьким правонарушителям применяются только следующие виды наказаний:

арест
лишение свободы на определенный срок
штраф
лишение права заниматься определенной деятельностью
обязательные работы
исправительные работы

Сроки и размеры наказаний для несовершеннолетних также особые и не могут превышать определенной продолжительности. Для несовершеннолетних преступников до 16 лет наказание не может превышать 6 лет лишения свободы, а для особо тяжелых преступлений срок наказания не может превышать 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания только в воспитательных колониях. Для несовершеннолетних до 16 лет, осужденных впервые за преступление небольшой тяжести, назначается наказание, не связанное с лишением свободы.

Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием или в связи истечением срока давности. Также для несовершеннолетних существуют особые виды освобождения от уголовной ответственности. Подросток, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если его исправление может быть достигнуто применением принудительных мер воспитательного воздействия. Вопрос о применении к несовершеннолетнему воспитательных мер может быть поставлен на стадии предварительного следствия или на стадии судебного разбирательства.

Закон предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

  • ограничение досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего;
  • возложение обязанностей загладить причиненный вред;
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или специализированного государственного органа;
  • предупреждение.

К несовершеннолетним подросткам до достижения ими 14 летнего или 16 летнего возраста применяются принудительные меры воспитательного характера. Кроме перечисленных мер — может применяться помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение.

Закон требует соблюдения специальных правил и процедур при задержании несовершеннолетнего и в случае применения к нему такой меры как заключение под стражу.

Под стражу подросток может быть заключен только, если он обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. О задержании несовершеннолетнего в течение 24 часов уведомляются его родители или другие родственники.

Несовершеннолетний подозреваемый, не находящийся под стражей, может быть вызван к прокурору, следователю, дознавателю, или в суд через его законных представителей. А допрос подростка не может продолжаться без перерыва более 2 часов и всего не более 4 часов в день.

Важное место при допросе несовершеннолетнего обвиняемого занимает защитник, который вправе задавать ему вопросы. По окончании допроса, защитник знакомится с протоколом, делает замечания о правильности записей, а также следит за соблюдением закона.

Классный час "Подросток и закон"

Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся;

обсудить с учащимися проблему преступности среди несовершеннолетних;

объяснить учащимся особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;

формировать навыки критического анализа сложных ситуаций;

«Незнание закона не освобождает от ответственности».

Ход проведения классного часа:

Ведущий: Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? (примерные ответы учащихся: резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне.) К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). Давайте с вами вспомним некоторые понятия.

-Кто же считается подростком?

Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток. Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека - совершенное преступление.

-Что называется преступлением?

Преступление –это запрещенное Уголовным Кодексом РК деяние (действие или бездействие), которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом. Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповые преступления - совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него. Соучастие -групповое преступление, совершенное умышленно.

-Что такое правонарушение?

Правонарушение-нарушение права, действующих законов, преступление.

-Как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?

(кража чужого имущества, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, разбой, грабеж, вымогательство, угон автомобиля, повреждение чужого имущества, повлекшие тяжкие последствия, хищение, изготовление взрывчатых веществ и наркотических веществ)

Так вот за все эти правонарушения дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение. В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет

-Что такое ответственность?

Ответственность- необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

- Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые совершаются подростками, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

Задания для учащихся.

1 Разбор ситуации:

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№2.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

№3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№4.Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А – административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У – уголовная.

Д – дисциплинарная

Виды нарушений:

1. Порвал учебник(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Испортили мебель в учебном заведении. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).

Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.

А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).

Во-первых , отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…

Во-вторых , вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.

-А за какие правонарушения вас могут доставить в полицию?

Правильно:

1.Нарушение правил дорожного движения

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

4.Незаконная продажа.

5.Злостное неповиновение.

А теперь поговорим о ваших правах.

1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия? (ребята отвечают) .Вы правы. Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.

2. Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают).Да. В этом случае вы можете пойти в отделение полиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

3. А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете? (ребята отвечают).

Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.

Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

Предположим, вас привели в отделение полиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).

Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!

Вас могут заключить под стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.

Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников полиции вы можете обжаловать!

А теперь еще раз ознакомимся списком преступлений, за которые осуждаются подростки 14-16 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу.

Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:

совершение убийства;

умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;

разбой, грабеж, кража, вымогательство;

угон и приведение в негодность транспорта;

вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;

умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;

хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;

терроризм, захват заложника.

Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РК (статьи 78 и 79):

обязательные работы;

лишение свободы на определенный срок;

исправительные работы;

лишение права заниматься определенной деятельностью.

К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред.

Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!

Мы должны соблюдать законы нашей страны. И, прежде всего, это надо вам, ребята. Надо быть патриотами. И тогда наш страна будет еще крепче, потому что будущее ее - сегодняшняя молодежь. А это – залог признания могущества нашей республики всеми странами мира.