Как списывать бензин на предприятии. Бухгалтерский учет гсм. Пример списания ГСМ – бензина по путевому листу

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, согласно статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичный бухгалтерский документ - письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации.

Хозяйственные операции, не оформленные первичным учетным документом, не принимаются к учету и не подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета.

Первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Разработанные и утвержденные унифицированные формы первичной учетной документации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года №835 «О первичных учетных документах» должны применяться всеми организациями, независимо от их организационно-правовой формы.

В соответствии с Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 24 марта 1999 года №20 «Об утверждении порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации» в унифицированные формы первичной учетной документации, кроме форм по учету кассовых операций, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения, включая код, номер формы, наименование документа. Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.

Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно - распорядительным документом организации.

Форматы бланков, указанных в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, являются рекомендуемыми и могут изменяться в части расширения и сужения граф и строк с учетом значности показателей, включения дополнительных строк и вкладных листов для удобства размещения и обработки необходимой информации.

Документами, подтверждающими расходование ГСМ, являются путевые листы. В настоящее время используются формы путевых листов, разработанные отдельно для организаций и индивидуальных предпринимателей.

Первичная учетная документация для организаций

В частности, Постановлением №78 утверждены следующие формы путевых листов, которые должны применяться юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

Номер формы

Наименование формы

Путевой лист легкового автомобиля

Путевой лист специального автомобиля

Путевой лист легкового такси

Путевой лист грузового автомобиля

Путевой лист автобуса

Путевой лист автобуса не общего пользования

Журнал учета движения путевых листов

Товарно-транспортная накладная

Первичным документом по учету работы легкового автотранспорта является (форма №3), который выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом.

Путевой лист действителен только на один день или смену, в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены), путевой лист выдается на более длительный срок.

В путевом листе обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль. На это обращено внимание в Письме УМНС Российской Федерации по городу Москве от 30 апреля 2004 года №26-12/31459. В названном письме также отмечено, что поскольку путевой лист форма №3 является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта, каждая организация, использующая в своей деятельности легковой автомобильный транспорт, обязана правильно и своевременно оформлять путевые листы, содержащие, в частности, информацию о расходе ГСМ.

Неправильное или неполное заполнение всех реквизитов формы №3 может привести к искажению информации об основных показателях работы автомобильного транспорта, в том числе о расходовании ГСМ, необходимой для правильного учета этих расходов в целях налогообложения прибыли.

По поводу самостоятельной разработки организациями путевых листов существуют разные мнения. Считаем необходимым обратить Ваше внимание на Письмо Минфина Российской Федерации от 15 июля 2005 года №03-03-04/1/75, которое касается, в частности, вопросов заполнения путевых листов. В нем специалисты финансового ведомства отметили, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной документации. Организация наделяется правом самостоятельно разработать форму тех первичных документов, форма которых не предусмотрена в данных альбомах.

Первичным документом, подтверждающим произведенные расходы на ГСМ, является путевой лист, унифицированная форма которого утверждена Постановлением №78. Поскольку унифицированная форма путевого листа утверждена Постановлением, организация не вправе самостоятельно разработать и утвердить форму данного первичного учетного документа.

Несколько иное мнение содержится в Письме Минфина Российской Федерации от 16 марта 2006 года №03-03-04/2/77. В нем, в частности, сказано, что форма №3 путевого листа распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и носит обязательный характер для автотранспортных организаций. Что касается остальных организаций, то они могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы в виде ГСМ, в котором должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Если организация принимает решение самостоятельно разработать форму путевого листа, эта форма и порядок ее заполнения и составления должны быть утверждены как приложение к учетной политике организации.

(форма №3-спец.) является основным первичным документом учета работы специального автомобиля и рассчитан на выполнение задания у двух заказчиков в течение только одного дня (смены).

Данная форма выписывается в одном экземпляре диспетчером или иным уполномоченным лицом и выдается водителю под расписку при условии сдачи предыдущего путевого листа.

Раздел «Результаты работы автомобиля» заполняется лицами, отвечающими за работу, в раздел «Задание водителю» вписывается задание водителю на рабочий день (смену), раздел «Особые отметки» должен содержать данные об изменении задания, если такие изменения производились, а также сведения о сопровождающих лицах и тому подобное.

Основанием для предъявления счета заказчику служат отрывные талоны путевого листа, заполняемые организацией, которой принадлежит автомобиль.

Для учета работы легкового такси применяется (форма №4), выписываемый диспетчером организации в одном экземпляре. Ежедневно перед началом рабочего дня водитель получает путевой лист, а по окончании смены сдает его в диспетчерскую.

(форма №4-с) и (форма №4-п) являются основным документом, определяющим совместно с при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для осуществления расчетов за перевозки грузов. До выдачи водителю путевой лист заполняется диспетчером организации или лицом, на это уполномоченным, соответствующие графы и строки заполняются заказчиком и работниками организации – владельца автотранспорта.

Заказчик заполняет отрывной талон путевого листа, который служит основанием для предъявления счета владельцем автотранспорта заказчику.

Путевой лист остается у владельца автотранспорта, а отрывной талон вместе со счетом на оплату передается заказчику.

Данные формы отличаются тем, что форма №4-с применяется при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам, а форма №4-п применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок до двух заказчиков в течение одного рабочего дня или смены водителя.

В случае, когда при повременной оплате за работу автомобиля будут перевозиться товарно-материальные ценности, в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов и прилагается один экземпляр этих документов, по итогу которых указывается количество перевезенных тонн груза и другие показатели, отражающие работу автомобиля и водителя.

Путевые листы выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы.

Путевые листы хранятся в организации совместно с товарно-транспортными документами, дающими возможность их одновременной проверки.

Основным документом по учету работы автобуса является (форма №6). Данная форма применяется для учета работы автобуса на городских и пригородных маршрутах. Все сведения об автобусе, расходе топлива и задании водителям записываются в путевой лист диспетчером или механиком.

Для учета работы автобуса не общего пользования по перевозке пассажиров применяется (форма №6 спец.), выписываемый в одном экземпляре и выдаваемый водителю под расписку при условии сдачи предыдущего путевого листа. Путевой лист действителен только на один день или на одну смену и оформляется только для выполнения заказа одной организации.

Первичные документы для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте.

Для индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих автотранспортные средства на правах собственности, аренды (или других законных основаниях) при осуществлении ими перевозочной деятельности на коммерческой основе, а также за собственный счет для производственных целей, также разработаны формы путевых листов. Приказом Минтранса Российской Федерации от 30 июня 2000 года №68 «О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте» утверждены следующие формы путевых листов:

  • путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя (форма №ПГ-1);
  • путевой лист автобуса индивидуального предпринимателя (форма №ПА-1);
  • путевой лист легкового автомобиля индивидуального предпринимателя (форма №ПЛ-1).

Этим же Приказом Минтранса Российской Федерации утвержден Порядок ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями.

Если предприниматель использует наемный труд работников, то путевой лист оформляется каждому водителю самим предпринимателем или назначенным им лицом. Если же транспортным средством управляет предприниматель, то путевой лист оформляет непосредственно он сам.

Путевой лист действителен в течение одного дня, однако, в том случае, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены) вне места постоянной стоянки транспортного средства, путевой лист действителен в течение этого срока.

Путевой лист должен находиться у водителя в течение всего рабочего времени и предъявляться по требованиям сотрудников милиции и работников Российской транспортной инспекции.

Заполнение реквизитов путевого листа производится в следующем порядке.

В строке «Путевой лист» указывается его учетный номер. Под названием документа проставляется дата, в течение которой он действителен, например, 12 марта 2006 года.

В разделе «Предприниматель» следует указать фамилию, имя, отчество, домашний адрес и номер телефона предпринимателя.

В строках «Водитель» и «Номер водительского удостоверения» записываются фамилия и инициалы водителей, работающих по данному путевому листу, и номера их водительских удостоверений на право управления автотранспортным средством.

Вид лицензионной карточки и ее регистрационный номер указываются в отведенной для этого строке «Лицензионная карточка».

В соответствующих сроках следует указать марку автотранспортного средства и прицепа, их регистрационные номера.

Для проведения предрейсового медицинского осмотра привлекаются работники органов здравоохранения. В строке «Водитель по состоянию здоровья к управлению допущен» проставляется подпись такого работника, удостоверяющая состояние здоровья водителя и допуск его к управлению автотранспортным средством.

Помимо предрейсового медицинского осмотра водителей проводится и предрейсовый технический осмотр автотранспортного средства. Осмотр проводится лицом, отвечающим соответствующим квалификационным требованиям. Данное лицо в строке «Автомобиль технически исправен. Выезд разрешен» при выезде водителя на линию должно поставить свою подпись.

В строках «Выезд» и «Возврат» указываются дата (число, месяц, год), фактическое время (в часах и минутах) и показания спидометра при выезде и возврате автотранспортного средства.

Раздел I путевого листа предназначен для отражения выполнения транспортных услуг в течение рабочей смены при осуществлении предпринимательской деятельности.

Раздел II заполняется предпринимателем на основании результатов транспортной работы за весь период действия путевого листа.

В путевых листах №ПГ-1, №ПА-1 и №ПЛ-1 в разделах «Результаты использования грузового автомобиля», «Результаты использования автобуса», «Результаты использования легкового автомобиля» проставляются следующие данные:

  • общий пробег автотранспортного средства, определяемый как разность показаний спидометра при выезде и возврате к месту постоянной стоянки автотранспортного средства;
  • время в работе, определяемое как разность между временем выезда и временем возврата к месту постоянной стоянки автотранспортного средства за вычетом времени обеда и отдыха водителя;
  • объем перевезенного груза (количество перевезенных пассажиров автобусом), который определяется как суммарное количество груза (пассажиров), перевезенного за все время работы по данному путевому листу.

Путевой лист при окончании работы должен быть заверен личной подписью предпринимателя.

Путевой лист содержит раздел «Особые отметки», который предназначен для фиксации проведенных проверок сотрудниками милиции и работниками Российской транспортной инспекции.

Предприниматели и лица, специально ими назначенные, при оформлении путевой документации обязаны обеспечивать достоверность и полноту заполнения реквизитов путевых листов.

Бланки путевых листов могут изготавливаться типографским способом, с помощью принтера, множительной техники или иным способом, обеспечивающим аккуратное оформление документов.

Срок действия путевого листа.

В предыдущих разделах мы не раз отмечали, что путевой лист действителен только на один день или смену. И лишь в том случае, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены), путевой лист выдается на более длительный срок.

Многие организации выдают путевые листы на неделю, десять дней или месяц. Налоговые органы, устанавливая при проверке такие факты, считают, что данные организации относят суммы ГСМ на расходы неправомерно, поскольку путевые листы должны выписываться ежедневно. Если в вашей организации возникнет такая ситуация, для аргументации споров с налоговыми органами приведем пример из судебной практики.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 5 апреля 2004 года по делу №А56-22408/03 рассмотрел ситуацию типичную для многих фирм, использующих автомобили исключительно для нужд организации: для перевозки руководства, доставки документов и так далее. Налоговая инспекция обратилось с жалобой на то, что Общество неправомерно отнесло на себестоимость продукции затраты по приобретению бензина, ссылаясь на то, что путевые листы легковых автомобилей, представленные Обществом, оформлены не на каждый день, а по итогам месяца и не содержат всех необходимых реквизитов.

Суд признал нерациональным ежедневную выписку путевых листов на такие поездки. Свое решение суд обосновал тем, что путевые листы оформлены в соответствии с законодательством, их форма предназначена в первую очередь для учета операций по перевозке грузов автотранспортными предприятиями и оформления хозяйственных операций с третьими лицами. Основанием для списания бензина, как правило, являются путевые листы, а также кассовые чеки АЗС, другие документы, позволяющие установить стоимость приобретенных ГСМ.

В Письме Минфина Российской Федерации от 16 марта 2006 года №03-03-04/2/77 сказано, что первичные учетные документы, подтверждающие расход ГСМ, должны составляться таким образом и с такой периодичностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенного расхода. Далее в письме сказано следующее:

«В том случае, если еженедельное (ежемесячное, ежеквартальное) составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода горюче-смазочных материалов, считаем, что путевой лист, составленный с такой периодичностью с приложением к нему кассовых чеков, отражающих приобретение указанных материалов, может подтверждать вышеназванные расходы налогоплательщика».

Аналогичное мнение содержится и в Письме Минфина Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №03-03-04/1/129. Специалисты Минфина считают, что если ежемесячное составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода ГСМ, то путевой лист, составленный с такой периодичностью, может подтверждать вышеназванные расходы налогоплательщика.

Определение расхода ГСМ по данным путевых листов

Во всех путевых листах, перечисленных нами в двух предыдущих разделах, помимо реквизитов, предусмотренных для каждой формы, указываются следующие данные, общие для всех форм:

  • показания спидометра;
  • пробег автотранспортного средства;
  • марка и количество выданного топлива;
  • остаток топлива при выезде;
  • остаток топлива по возвращении;
  • расход топлива по норме;
  • расход топлива фактический;
  • экономия топлива;
  • перерасход топлива.

Рассмотрим заполнение путевого листа на примере формы №3 «Путевой лист для легкового автомобиля». Но перед этим обратим внимание читателей на Письмо Росстата от 3 февраля 2005 года №ИУ-09-22/257 «О путевых листах», касающееся порядка применения путевых листов легкового автомобиля. В письме, в частности, сказано следующее:

«Что касается описания маршрута следования в путевом листе, связанного с выполнением перевозок или служебного задания, то он записывается по всем пунктам следования автомобиля.

Заполнение раздела «Движение горючего» производится в полном объеме по всем реквизитам, исходя из фактических затрат и показателей приборов. Соответственно и расходы на бензин списываются по кассовым чекам, талонам или другим документам на основании путевых листов, подтверждающих обоснованность пробега.

Обращаем внимание, что не допускается наличие в унифицированных формах незаполненных реквизитов».

Также хотелось бы обратить внимание на Письмо УФНС по городу Москве от 25 июля 2005 года №20-12/53147, в котором сказано следующее:

«Неправильное или неполное заполнение всех реквизитов (расход горючего исходя из марки горючего, нормы расходования и фактический расход) утвержденной в установленном порядке формы первичной учетной документации (в данном случае - путевого листа легкового автомобиля) может привести к искажению необходимой для бухгалтерского и налогового учета информации об основных показателях работы автомобильного транспорта, который используется организацией при осуществлении деятельности, в том числе о расходовании топлива и ГСМ в производственных целях.

Основными показателями для определения количества израсходованного топлива (ГСМ), затраты на приобретение которого подлежат учету в целях налогообложения прибыли, являются:

  • - реальная протяженность маршрута за рабочий день или смену водителя;
  • - фактический пробег автомобиля согласно данным спидометра за рабочий день или смену;
  • - фактический расход топлива (бензина) на 100 км за рабочий день или смену;
  • - нормы потребления топлива (бензина) на 100 км исходя из утвержденных норм Минтранса или технических характеристик конкретного автомобиля (в соответствии с технической документацией автомобиля).

Следовательно, расходы могут быть учтены на основе документов, содержащих данные о фактическом пробеге, фактическом расходе ГСМ, а также подтверждающих производственный характер маршрута следования автотранспорта. Таким документом, наиболее полно отражающим указанные данные, является путевой лист автомобиля».

Нередко организации задают вопрос о том, можно ли не отражать в самостоятельно разработанной форме путевого листа информацию о месте следования автомобиля. Ответ на этот вопрос дан в Письме Минфина Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №03-03-04/1/129. В ответе сказано, что целью составления путевого листа является подтверждение обоснованности расхода ГСМ. Отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в служебных целях. Подобные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции. По мнению специалистов Минфина путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о месте следования автомобиля, не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение ГСМ.

Любое предприятие, имеющее в своем распоряжении автотранспорт и использующее его в производственных целях, должно позаботиться о надежном механизме учета ГСМ (горюче-смазочные материалы). В статье мы на примерах разберемся в специфике отражения операции с горюче-смазочные материалами и рассмотрим .

ГСМ в учете отражают на счете 10. В зависимости от местонахождения горюче-смазочных материалов используют такие группы аналитического учета:

  • ГСМ на складе;
  • оплаченные талоны;
  • топливо в баках.

Приобретение ГСМ по талонам

ООО «Автолюбитель» в марте 2016 приобрело талон на бензин стоимостью 1020 руб., НДС 156 руб. Талон был выдан водителю Кондратьеву А.К., который приобрел по талону 60 л бензина (17 руб./литр), НДС 9,15 руб. По итогам марта 2016 бензин в количестве 60 л был израсходован.

Дт Кт Описание Сумма Документ
60 Перечислены средства в счет оплаты талона на бензин 1020 руб. Платежное поручение
10 Талоны полученные 60 Оприходование талона на бензин (60 л) 864 руб. Расходная накладная
19 60 Отражение НДС по приобретенному талону 156 руб. Расходная накладная
10 Талоны выданные 10 Талоны полученные Талон выдан водителю Кондратьеву А.К. 864 руб. Книга учета движения талонов
10 Бензин в бензобаках 10 Талоны выданные Бензин, заправленный в банк, оприходован в учете 864 руб. Чек АЗС, отрывной купон к талону
68 НДС 19 НДС к вычету 156 руб. Счет-фактура

Использование и списание ГСМ

В декабре 2015 ООО «Юпитер» был приобретен бензин в количестве 115 литров по цене 41 руб./л без НДС. На начало месяца в учете ООО «Юпитер» числилось 35 литров бензина той же марки по средней себестоимости руб./л. Для заправки автомобиля было выдано 45 л бензина.

Средняя себестоимость списания за декабрь 2015 — 42 руб. (115 л * 41 руб. + 35 л * руб.) / (115 л + 35 л).

Списание ГСМ на ООО «Юпитер» осуществляется по установленным нормам. Норма расхода для данного автомобиля составляет 8 км., поправочный коэффициент — 10%. Согласно путевому листу, в декабре 2015 было пройдено 110 км.

Расход бензина в декабре — 9,68 л (0,01 * 110 * 8 * (1 + 0,01 * 10).

Сумма к списанию 407 руб. (9,68 л * 42 руб.)

Недостача ГСМ

По итогам проведения инвентаризации на ООО «Гарант 1» была выявлена недостача ГСМ. Учетная стоимость ГСМ составила 1030 руб., рыночная стоимость — 1075 руб. Лицо, виновное в , было установлено — водитель Кондратьев А.К., который признал свою вину и дал согласие на погашение суммы недостачи за счет собственных средств. 01 сентября 2015 Кондратьев внес в кассу 750 руб. в счет погашения долга.

В учете ООО «Гарант 1» данные операции были отражены таким образом:

Дт Кт Описание Сумма Документ
10 Отражение стоимости недостачи ГСМ, выявленной при 1030 руб. Инвентаризационная ведомость
73 Отнесение стоимости недостачи на виновное лицо Кондратьева А.К. (балансовая стоимость) 1030 руб. Акт установления виновного лица
73 98 Отражение разницы между балансовой и рыночной стоимости ГСМ (1075 руб. — 1030 руб.) 45 руб. Сличительная ведомость
50 73 Кондратьев А.К. погасил недостачу ГСМ через кассу 750 руб. Приходный кассовый ордер
98 91/1 Включение в состав доходов разницы между рыночной и балансовой стоимостью недостающих ГСМ (45 руб. * (750 руб. / 1075 руб.) 31 руб. Сличительная ведомость

Перерасход ГСМ

По итогам октября 2015 на ООО «Заря 1» был установлен перерасход потребления топлива на служебном автомобиле сверх установленных норм. Комиссией было установлено, что ГСМ были израсходованы сверх нормы по вине водителя Кондратенко П.К., в связи с чем было принято решение о взыскании суммы перерасхода в размере 2143 руб., НДС 327 руб. с виновного лица. Кондратенко внес сумму перерасхода в кассу.

В учете ООО «Заря 1» были отражены такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
68 НДС 19/3 Восстановление вычета НДС 327 руб. Акт комиссии
10/3 Отражение стоимости ГСМ, которые были израсходованы сверх нормы 1816 руб. Акт комиссии
19/3 Отражение НДС от стоимости ГСМ, которые были израсходованы сверх нормы 327 руб. Акт комиссии
73/2 Отнесение стоимости ГСМ на расчеты с водителем 2143 руб. Акт комиссии
50 73/2 Стоимость ГСМ, израсходованных сверх нормы, внесена водителем Кондратенко П.К. в кассу 2143 руб. Приходный кассовый ордер

Перед руководством любой организации, которая использует в своей деятельности транспорт, встает вопрос, как вести учет ГСМ на предприятии в 2017 году. Стоит отметить, что сейчас НК РФ не требует от налогоплательщика нормировать расходы на ГСМ. Если же было принято решение об использовании учета, то информация, данная в нашей статье, будет вам полезна.

В состав горюче-смазочных материалов (ГСМ) входят все виды топлива (бензин, дизельное топливо, сжиженный газ), все типы жидкостей, необходимые для работы автомобиля: тормозная и охлаждающая жидкости, масла и смазки.

Учет ГСМ

Важно правильно вести расход, т.к. при невыполнении этого затраты на ГСМ нельзя будет зачесть в счет налогов.

Как списывается ГСМ

Списание ГСМ происходит путем внесения их в затраты. Осуществляется это на основании нормативов, которые были разработаны Министерством транспорта РФ. Однако согласно НК РФ предприятие имеет право разработать собственные нормативные документы для списания.

При работе по установленным нормам используют следующие документы:

  • Распоряжение Минтранса № АМ-23-р .
  • Распоряжение Минтранса № НА-90-р .
  • Распоряжение Минтранса № .

В последнем документе указаны все нововведения, которые актуальны на сегодняшний день. Также были внесены новые виды автомобилей, ранее отсутствовавшие. Поэтому рекомендуем компаниям, которые уже несколько лет ведут учет ГСМ по установленным нормам, ознакомиться с документом. Вероятно, там появился ваш транспорт, если его там не было ранее.

Стоит учесть, что любая автотранспортная организация обязана использовать документацию Минтранса РФ для учета расходов ГСМ. Собственный регламент разрабатывается, когда предприятию невыгодно использовать стандартные нормы, т.е. расходы значительно превышают установленные Минтрансом лимиты.

При разных типах налогообложения есть свои особенности списания:

  • При УСН: списание в графу «Расходы» происходит в день покупки.
  • При ОСНО: последним числом месяца за весь месяц.

Нормирование расходования ГСМ при собственной разработке

Расчет расходов на топливо можно произвести 2-мя способами:

  • Применением документов, разработанных производителем транспорта.
  • Вычислением фактического расхода ГСМ на транспорт.

Ведение учета по 2-му способу применяется чаще, чем по 1-го.

Порядок замера расхода ГСМ, в частности бензина, дизельного топлива и газа, следующий:

  1. Создание комиссии.
  2. Несколько замеров при различных условиях эксплуатации (теплое и холодное время года, интенсивность движения, наличие пробок, простой с работающим двигателем). Замер происходит при полном баке с фиксацией пробега на момент заправки до полного опустошения бака.
  3. Полученные результаты оформляются в несколько нормативных документов, которые в дальнейшем используются в ходе списания ГСМ.

Можно пойти и другим путем: после формирования комиссии происходит замер при обычных условиях эксплуатации. После этого рассчитываются коэффициенты для поправок при отклонениях от нормы.

Инструкция, разработанная локально, должна соответствовать действительности, т.к. при завышении норм налоговая инспекция может запросить у вас обоснование таких показателей.

При разработке локального норматива использования топлива не запрещено за основу брать распоряжения Минтранса.

Коэффициенты при расчете ГСМ

При расчетах разрешено применять различные повышающие коэффициенты в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. Документы Министерства транспорта РФ содержат подробную информацию о них.

Например, повышающий множитель в зимнее время года колеблется в диапазоне от 10 до 20% в зависимости от регионального расположения. Также влияние на расход топлива оказывает количество жителей города, в котором транспорт числится (от 5 до 35%), и возраст авто (5-10%).

Если налоговая инспекция запросит основание множителей при расчете, то вы сможете сослаться на рекомендации Министерства транспорта (выше по тексту).

Формула для вычисления расхода ГСМ

Для легкового транспорта существует типовая формула расхода топлива:

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D), где Qн – нормативная трата топлива, Hs – базовая трата топлива на 100 км, S – пробег транспорта, D – коэффициент в процентах.

Примеры расчета друг от друга практически не отличаются, т.к. почти все применяют общую формулу. Отличия могут быть в том случае, если на предприятии были введены собственные правила.

Пошаговая инструкция по расчету нормы (на основе документации Минтранса):

На балансе компании находится автомобиль, который зарегистрирован в области с 2-миллионным населением. За зимний период машина прошла 300 км. Базовая трата на 100 км – 8,5 литра, коэффициент D (работа в зимнее время) – 15%, коэффициент D (город с 2-миллионным населением) – 25%, пробег S – 250 км.

Применив формулу, получим:

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 8,5 х 250 х (1 + 0,01 х (0,25 + 0,15)) = 21,34 л.

Учет ГСМ в налоговом и бухгалтерском учетах

Ниже представлены ответы на наиболее распространенные вопросы при бухгалтерском учете ГСМ:

Разрешено ли списать ГСМ полностью без нормирования? Разрешено. Никаких особых требований налоговое и бухгалтерское законодательство не выдвигает. Но если нормы не применяются, то в налоговой инспекции вы должны будете объяснить объем отраженного в отчетах топлива. Также рекомендуем учитывать ГСМ одинаково при обоих типах учета: либо использовать нормирование там и там, либо не использовать
Как нормировать топливо? При УСН есть 3 варианта:
  • Использовать документацию Минтранса.
  • Использовать информацию изготовителя транспортного средства.
  • Собственные нормы, подтвержденные актами ответственной комиссии
Можно ли пересмотреть нормирование топлива в течение года? Разрешено, если будет причина для этого. К примеру, расход ГСМ новым авто превышает первоначальные лимиты. Основание для пересмотра нормы необходимо зафиксировать в приказе, изданном главой организации
Возможно ли применение различных норм расходования ГСМ на зимний и летний периоды? Законодательно запретов нет. Приказом главы компании утверждаются периоды, которые делятся на зимний и летний, фиксируются нормы расходования для каждого периода
Разрешено ли удерживать превышение нормы из зарплаты водителя? При доказательстве вины водителя – да. Для этого создается комиссия, согласно

Наиболее востребованный и практикуемый метод списания ГСМ в бухгалтерском учете - по средней себестоимости

ГСМ - немаловажная статья трат в любой компании, где есть собственный транспорт. Такие расходы предполагают потребность в их правильном учете и грамотном обосновании. Именно путевые листы являются одним из наиболее достоверных и практичных способов подсчета количества израсходованного топлива, фиксации пройденного автомобилем расстояния, а также подтверждения необходимости расходования ГСМ.

На сайте Бухсофт вы можете скачать бланк путевого листа легкового автомобиля .

Основные моменты бухгалтерского учета топлива

ГСМ следует относить к части материально-производственных запасов, а значит, их учет производится по фактической стоимости (раздел II ПБУ 5/01).

Основанием принятия к учету израсходованного топлива служат чеки с заправки, если бензин водитель покупал за наличные деньги на АЗС или корешки талонов, в случае покупки ГСМ по талонам. Кроме того, топливо может быть приобретено по топливной карте. В таком случае, основанием его учета выступает отчет организации, выпустившей данную топливную карту.

В разделе III ПБУ 5/01 приведены два метода списания ГСМ:

  • по средней рассчитанной себестоимости;
  • по себестоимости первых купленных запасов, исходя из времени из приобретения.

Наиболее востребованный и практикуемый метод списания горючего - по средней себестоимости.

При таком способе стоимость остатка запасов нужно суммировать со стоимостью их поступления и разделить на сумму остатка и поступления материально-производственного запаса в натуральных величинах.

Списание топлива по путевым листам в бухгалтерском учете

Для учета бензина бухгалтеру компании следует использовать счет 10 и субсчет 10-3. По счету 10 дебет - это приход топлива, кредит - его списание.

По вышеприведенной формуле следует произвести расчет израсходованного объема топлива (фактическая либо нормативная величина). Полученное количество нужно умножить на стоимость единицы запаса. Сумма, получившаяся в итоге, списывается.

Для списания используется проводка: Дебет - 20, 23, 25, 26, 44 Кредит - 10-3.

Списание топлива по путевым листам в налоговом учете

С бухучетом списания бензина все довольно просто, а вот налоговый учет этой процедуры вызывает некоторые вопросы. Разберем наиболее актуальные из них.

В составе каких затрат учесть топливо?

В данном случае может быть два варианта: учет в материальных либо прочих расходах. Так, подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ гласит, что горючее следует относить к материальным издержкам, если применяются они для обеспечения технологических потребностей. К прочим расходам, исходя из подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, топливо относится при его использовании в целях содержания транспортных средств компании.

Здесь нет ничего сложного. Так, если основной деятельностью компании является перевозка пассажиров или грузов, то используемое топливо является материальным расходом, если автомобили или иной транспорт эксплуатируется в служебных целях, то ГСМ включаются в прочие затраты.

Нужно ли нормировать затраты на списание топлива в налоговом учете?

Еще один распространенный вопрос, ответ на который можно найти в законодательных положениях и реквизитах самого путевого листа.

В путевом листе расчет производится по фактическому использованию топлива. В Налоговом кодексе РФ нет прямых положений о том, что затраты на горючее принимаются исключительно по фактическому расходованию.

В путевом листе отражены сведения только о пробеге автомобиля по факту. Тем не менее, расчет топливных затрат может производиться, исходя также из положений Распоряжения Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В пункте 3 данного документа, говорится, что определенные этим пунктом нормы могут быть учтены, в том числе, и для расчетов по налогообложению.

Таким образом, налоговый учет предполагает принятие топливных затрат как по фактическому их расходованию, так и по рассчитанному на основании нормативов.

Практика же знает такие ситуации, при которых компания эксплуатирует транспорт, для которого в Распоряжении №АМ-23-р нет норм расхода ГСМ . В таком случае, обращаясь к пункту 6 этого документа, можно разработать и утвердить данные нормы самостоятельно.

Стоит отметить, что в Налоговом кодексе РФ нет пояснений о том, как правильно поступить в такой ситуации. Например, при установке норм списания горючего самостоятельно и при превышении этих норм, компания наверняка учтет в своем налоговом учете сумму сверхнормативного расходования ГСМ. Однако налоговые инспекторы вправе не признать эти суммы расходом, а значит, произвести доначисление по налогу на прибыль. Так, например, в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 по делу № А53-24671/2014, судьи согласились с такой позицией налоговиков.

Приобретение ГСМ может производиться предприятием сферы ЖКХ за наличный расчет, а также в безналичной форме.

Приобретение ГСМ за наличный расчет.
В первом случае ГСМ приобретаются подотчетными лицами, которыми обычно являются водители предприятия.

В этом случае предприятию следует учитывать, что:
список водителей, имеющих право на получение наличных денег под отчет на приобретение ГСМ, а также срок составления авансовых отчетов должен быть утвержден приказом руководителя предприятия;
приобретая ГСМ на АЗС, водители должны представить чеки контрольно-кассовых машин с указанием в них необходимых реквизитов.
Затраты, связанные с приобретением бензина по кассовым чекам АЗС, в которых отражены наименование бензина, цена, стоимость, литраж, могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения; выдача наличных денег водителям под отчет на приобретение ГСМ должна осуществляться в размере, обусловленном производственной необходимостью предприятия.

Выдачу наличных денег водителям под отчет можно производить только при условии полного отчета по ранее выданному авансу. Поэтому малым предприятиям сферы ЖКХ, особенно имеющим небольшой парк автомашин, целесообразно заранее определить необходимую для приобретения ГСМ сумму наличных денег на месяц и издать соответствующий приказ с указанием периодичности ее выплаты. Примерное содержание приказа приведено ниже.

г. Москва

Утверждаю

Директор ООО «Астра»

А.В. Морозов

Приказ

Приказываю установить с 3 января 2004 г. следующий размер наличных денежных средств, выдаваемых под отчет на приобретение горюче-смазочных материалов:

Захарову И.В. - 5000 руб.;

Уварову Н.П. - 7000 руб.

Выдачу денег под отчет производить два раза в месяц 1-го и 15-го числа равными долями.

Авансовые отчеты по израсходованным подотчетным средствам представлять не позднее 1-го числа следующего месяца.

Запрещается выдача наличных денег под отчет при несоблюдении условия полного отчета по ранее выданному авансу.


При получении авансового отчета от подотчетного лица бухгалтер предприятия должен проверить правильность его заполнения, подсчета израсходованных сумм и отражения приобретенного ГСМ в количественном выражении, в разрезе конкретных марок ГСМ.

Возможной ошибкой при учете ГСМ может быть списание стоимости приобретенного за наличный расчет топлива на расходы предприятия, минуя счета учета материальных ценностей. Это может привести к завышению суммы расходов, принимаемых в уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Основным документом, на основании которого осуществляется списание стоимости топлива на производственные нужды, является путевой лист. Данный документ является унифицированным документом, в котором отражаются данные о пробеге автомобиля, количество топлива в баке и др. необходимые сведения. Если автомобиль перевозит груз, то к путевым листам должны быть приложены товарно-транспортные накладные, оформленные надлежащим образом. Сведения о пробеге автомобиля и о массе перевозимого груза, указанные в путевом листе и товарно-транспортной накладной, служат расчетной базой для определения нормируемого расхода топлива по конкретному автомобилю.

В целях исключения необоснованного списания ГСМ на расходы предприятия в путевых листах водителей следует в обязательном порядке заполнять реквизиты о движении горючего, к которым относятся сведения о количестве выданного топлива, его остатке при выезде и при возвращении.

Пример
По данным путевых листов было выявлено, что легковой автомобиль ГАЗ-3110 за месяц израсходовал 380 литров бензина марки Аи-92. Пробег составил 3250 км, из них 150 километров – использование автомобиля в нерабочий день. Среднемесячная стоимость бензина составила 10 руб. 20 коп.

Стоимость бензина, относимого на себестоимость продукции, услуг:
3100 км. х 380 л. : 3250 км. = 362 руб. 47 коп.
Стоимость бензина, относимого на счета внереализационных расходов:
150 км. х 380 л. : 3250 км. = 17 руб. 53 коп.

Тогда в бухгалтерском учете будут сделаны проводки:
Дт сч.20 – Кт сч.60 = 362, 47 руб.
Дт сч.91-2 – Кт сч.60 = 17, 53 руб.

Основанием для списания бензина и дизельного топлива на расходы являются накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе топлива за отчетный период.

Приобретение ГСМ по безналичному расчету.

Предприятия сферы ЖКХ могут осуществлять расчеты с поставщиками посредством применения пластиковых карт, которые являются одной из наиболее перспективных форм расчетов.
Для получения пластиковых карт предприятие перечисляет специализированной организации авансом денежные средства и получает от них необходимое количество пластиковых карт. По истечении определенного договором срока специализированная организация представляет предприятию отчет о количестве отпущенного топлива с указанием всех необходимых реквизитов: количества, марки и стоимости отпущенного топлива.

Кроме того, еще одна из распространенных форм приобретения ГСМ - по талонам. Получать и хранить талоны должно материально-ответственное лицо, назначенное приказом руководителя предприятия.

Основные требования к бухгалтерскому учету ГСМ.

Для отражения в бухгалтерском учете стоимости поступивших ГСМ используется счет 10 «Материалы», субсчет 10-3 «Топливо».
Основанием для записей по дебету счета 10-3 являются первичные документы, по которым производится оприходование поступивших ГСМ материально-ответственными лицами. По кредиту счета 10-3 производится списание ГСМ с подотчета материально-ответственных лиц на основании ведомостей учета выдачи нефтепродуктов, требований, лимитно-заборных карт, накладных и т.д.

Предприятию следует вести бухгалтерский учет ГСМ по видам и маркам ГСМ, местам хранения и материально-ответственным лицам в разрезе соответствующих субсчетов. Аналитический учет ведется по отдельным материально-ответственным лицам, по видам и маркам нефтепродуктов.

Поступившие в организацию ГСМ могут учитываться на субсчете 10-3 либо по фактической себестоимости их приобретения (заготовления), либо по учетным ценам. Выбор одного из указанных методов учета ГСМ должен в обязательном порядке отражаться в учетной политике организации.

Учет ГСМ, полученных по пластиковым картам.
Договором заправки ГСМ могут быть предусмотрены два варианта:

1) право собственности на топливо переходит к покупателю в момент заправки автотранспорта по пластиковым картам;

2) право собственности на топливо переходит к покупателю в момент передачи ему пластиковых карт.

Специализированная организация, осуществляющая отпуск ГСМ по пластиковым картам, должна составлять ежемесячный отчет о расходе ГСМ для организации, получившей топливо. Кроме того, при отпуске ГСМ по пластиковым картам работники АЗС, отпускающие бензин, обязаны выдать водителю документ, подтверждающий оплату топлива.
Отчет, полученный от водителей, необходимо сверить с отчетом специализированной организации, в котором должны быть указаны номер пластиковой карты, количество, марка и стоимость реализованных ГСМ.

В случае если договором заправки ГСМ предусмотрено, что право собственности на топливо переходит к покупателю в момент заправки автотранспорта по пластиковым картам, то, суммы, перечисленные специализированной организации за пластиковые карты, должны учитываться следующим образом: Дт сч. 50 «Денежные документы» - Кт сч. 60 «Расчеты с поставщиками и заказчиками» субсчет «Авансы». Закрытие этого аванса возможно только после фактического отпуска бензина с АЗС.

В случае если договором заправки ГСМ предусмотрено, что право собственности переходит к покупателю в момент перечисления им платы за топливо и получения пластиковых карт, то расходы на ГСМ следует отражать на субсчете 10-3 «Топливо» в момент передачи пластиковых карт покупателям. В данном случае в договоре поставки ГСМ должно быть в обязательном порядке указано количество топлива, которое поставщик обязуется отпустить по пластиковым картам. То есть цены на ГСМ в данном случае являются фиксированными и не изменяются по истечении времени.

Учет ГСМ, полученных по талонам.

Для учета талонов приказом руководителя предприятия назначается материально-ответственное лицо. Получение талонов обычно осуществляется самим материально-ответственным лицом. В случае если талоны на заправку топлива получают другие лица, то они обязаны в день получения этих талонов сдать их материально-ответственному лицу для их оприходования и хранения.
Материально-ответственное лицо, получившее на хранение талоны, по требованию, подписанному руководителем и главным бухгалтером, выдает талоны специально назначенному работнику для выдачи водителям транспортных средств.

Повторная выдача талонов может производиться только после полного отчета за ранее выданные талоны.

Талоны на право получения топлива выдаются водителям только по предъявлении ими путевого листа, на котором диспетчером или уполномоченным на то руководителем предприятия лицом в строке «выдать горючее» записано прописью количество разрешенного к выдаче топлива по талонам согласно заданию и с учетом количества бензина в баках при выезде на линию.

Основанием для оприходования талонов на предприятии является накладная на отпуск топлива, получаемая с АЗС. Выдача талонов отражается в ведомости учета выдачи талонов, в которой за полученные талоны расписывается водитель, а на каждую марку топлива ведется отдельная ведомость.

При сменной организации работы материально-ответственных лиц на предприятии для учета движения ГСМ целесообразно использовать книгу учета талонов по следующей примерной форме (за основу взяты данные из вышеприведенного примера).

Книга учета талонов на топливо должна быть пронумерована, прошнурована, подписана руководителем и главным бухгалтером предприятия и скреплена печатью. Записи в книге производятся ежедневно по документам, которые послужили основанием для оприходования и списания в расход талонов на ГСМ. При этом на каждый вид талонов и марки бензина следует открывать отдельный раздел книги.

ООО «Астра»

ООО «Астра»

Книга учета талонов за январь 2004 г.

Раздел книги - по бензину марки Аи-92

Вид талонов - количественно-стоимостные

Номинал 1 талона – 10 л (100 руб.)

№ доку-ментта

От кого получены или кому выданы

Серия и номер талонов

Остаток на начало смены, шт.

Количество талонов, шт.

Остаток на конец смены, шт.

При-нял

Зубов В.И.

Павин А.В.

Итого за смену


Если водители транспортных средств не использовали полученные талоны, то по окончании работы они обязаны их сдать материально-ответственному лицу. Материально-ответственное лицо производит соответствующие записи в ведомости возврата талонов. Далее в установленные руководством предприятия сроки (на практике обычно ежемесячно) материально-ответственное лицо на основании приходных и расходных документов составляет отчет о движении талонов и передает его в бухгалтерию. При этом в отчете должны открываться отдельные разделы по каждой марке ГСМ и по каждому виду талонов. На основании указанного отчета и соответствующих первичных документов талоны списываются с подотчета материально-ответственного лица в подотчет водителям.

Установление норм расхода ГСМ.

Понятие «норма расхода топлива или смазочного материала» применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.

Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. При установлении норм расхода топлива на автотранспорт предприятия в основном пользуются нормативно-методическими материалами, приведенными в Нормах расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (№АМ-23), утвержденных Минтрансом России 14.03.2008 г.

При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы (по действующей методике определения базовых норм расхода топлива), и расчетное нормативное значение расхода топлива, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.

Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля и его агрегатов, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемого топлива и учитывает снаряженное состояние автомобиля, типизированный маршрут и режим движения в эксплуатации.

Норма на транспортную работу включает базовую норму и зависит от грузоподъемности или от нормируемой загрузки, или от конкретной массы перевозимого груза, с учетом условий эксплуатации АТС.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются распоряжениями руководителей предприятий, эксплуатирующих АТС или руководителями местных администраций).нормы расхода топлива, установленные предприятием, в обязательном порядке должны быть закреплены приказом руководителя предприятия.

Принимая во внимание возможные изменения и многообразие условий эксплуатации автомобильной техники, изменения техногенного и природного характера, состояние дорог, особенности перевозок грузов и пассажиров и т.п., в случае производственной необходимости возможно уточнение или введение отдельных поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива по распоряжению руководителей местных администраций регионов страны, министерств и ведомств – при соответствующем обосновании и по согласованию с Минтрансом России (ФГУП НИИАТ).

Утверждаю

Для автомобиля (марка )

Комиссия в составе: инженера по транспорту (Ф.И.О.), водителя (Ф.И.О.) и экономиста (Ф.И.О.), составила настоящий акт о том, что был произведен контрольный замер расхода топлива на автомобиль (марка) ____, городской номер ____, пробегом на расстоянии 100 км.

По маршруту:

Питание топлива производилось из мерного бачка №____________.

На начало контрольного замера в баке было __________________.

На конец контрольного замера в баке осталось _______________.

Показание счетчика спидометра в начале замера ______________.

Показание счетчика спидометра в конце замера _______________.

Расход топлива ____________________л .

В результате контрольного замера выявилось:

расход топлива на 100 км пробега составил ________________ л.

Подписи членов комиссии:


Виды путевых листов.

В настоящее время существуют следующие виды путевых листов, формы которых утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»:
- № 3 «Путевой лист легкового автомобиля»,
- № 3 спец. «Путевой лист специального автомобиля»,
- № 4-с «Путевой лист грузового автомобиля»,
- № 4-п «Путевой лист грузового автомобиля».

Для учета движения путевых листов предназначен «Журнал учета движения путевых листов» (форма № 8).

Путевой лист специального автомобиля (форма № 3 спец.) является основным первичным документом учета работы специального автомобиля и основанием для начисления заработной платы водителю.

Одним из основных показателей, по которому определяется нормируемое количество топлива, является пробег автомобиля. Пробег определяется на основании показаний спидометра, которые в обязательном порядке отражаются в путевом листе. Поэтому материально-ответственное лицо - диспетчер или механик КПП - должно ежедневно снимать показания спидометра при выезде автотранспорта из гаража и возвращении в гараж и заносить эти сведения в путевой лист. Кроме того, материально-ответственному лицу в целях учета этих данных целесообразно вести журнал снятия показаний спидометра. В этом журнале на каждую конкретную автомашину открывается отдельный раздел журнала, то есть отводится несколько страниц, что позволяет заносить записи в журнал в течение всего года. В конце года журнал закрывается, а сведения о показаниях спидометра на 31 декабря переносятся в новый журнал.

Если на предприятии имеется автотранспорт, при определении нормируемого расхода топлива на который используются только базовые нормы, то материально-ответственному лицу достаточно составить справку о пробеге автотранспортных средств по следующей форме и передать ее в установленные сроки в бухгалтерию предприятия.

Для новых моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которые Минтрансом России не утверждены базовые нормы расхода топлива (отсутствующие в данном Руководящем документе), руководители местных администраций регионов и предприятий вправе вводить в действие разрабатываемые ФГУП НИИАТ в установленном порядке временные нормы, действующие до их утверждения Минтрансом России при переутверждении или дополнении данного Руководящего документа.
Для этого предприятию следует произвести контрольный замер нормы расхода топлива, результаты которого оформить актом, примерная форма которого приведена ниже, и на основании приказа руководителя предприятия ввести в действие временную норму.

На основании справки бухгалтер определяет нормируемый расход топлива по каждому автомобилю и сравнивает полученные результаты с фактическим расходом топлива по данным путевых листов с целью избежания необоснованного списания топлива.

Наряду с карточкой учета расхода топлива автомобилем ведутся накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе топлива за отчетный месяц. Указанные ведомости принимаются работниками бухгалтерии после сверки записей в них с путевыми листами, о чем на ведомости работника предприятия, ведущего оперативный учет топлива, делается соответствующая отметка.

На основании итоговых данных справки об учете расхода топлива за соответствующий месяц фактическая стоимость израсходованных ГСМ списывается на затраты производства.

В бухгалтерском учете производится запись:
Дт сч.20 – Кт сч.10-3 - стоимость ГСМ списана на затраты производства.