Развивающая среда при обучении детей татарскому языку. Языковая среда в обучении детей татарскому языку. Иностранные языки для детей и средства обучения в ДОУ

Измаилова Голсиня Шафиулловна
Должность: учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: МКОО "СРЕДНЕТЕРЕШАНСКАЯ СШ"
Населённый пункт: село Средняя Терешка Старокулаткинский район Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение татарского языка в рамках ФГОС в условиях русскоязычной языковой среды"
Дата публикации: 02.03.2018
Раздел: среднее образование

Изучение родного татарского языка в рамках ФГОС

в условиях русскоязычной языковой среды

Проблема

изучения

татарского

Федерального

Государственного

Образовательного

Стандарта

является сегодня очень актуальной.

Образовательная программа школы, наряду с обязательным

выполнением требований ФГОС, ориентирована на выполнение

социального заказа родителей, включающего в себя обучение детей

татарскому языку, культуре

и национальным традициям татарского народа.

Главной задачей школы с этнокультурным татарским компонентом

образования является воспитание поликультурной личности,

способной ориентироваться в современном мире; воспитание гордости

за родной язык, за свой народ, готовности служить своей Родине.

Школа должна с первых дней приобщать ребенка к национальной

культуре,

к народному промыслу, к народным идеалам и искусству,

системе нравственных ценностей и запретов.

В соответствии с Образовательной программой школы с

этнокультурным татарским компонентом образования учебным планом

предусмотрено изучение татарского языка с 1 по 11 классы. Помимо

этого этнокультурный компонент реализуется в системе

дополнительного образования и в системе воспитательной работы в

целом.

Учителя татарского языка и литературы работают по Программе

обучения татарскому языку для учащихся-татар, проживающих в

регионах Российской Федерации, утвержденной Министерством

образования и науки Республики Татарстан.

Преподавание предусматривает работу с учебно-методическим

комплектом, включающим в себя учебник, рабочую тетрадь и

методические пособия для учителей.

Также учебный комплект снабжен аудиозаписями отдельных

тем и упражнений, которые способствуют быстрому усвоению

материла.

В нашей школе обучаются дети более тридцати национальностей.

Для большинства из них татарский язык является одним из трудных

предметов школьного обучения, поэтому эффективность во многом

зависит от организации учебного процесса.

В связи с этим, чтобы поддержать интерес обучающихся к татарскому

языку, используются все возможности для поднятия учебного процесса

на качественно новый уровень. В целях активизации деятельности

учащихся на уроках, учителями татарского языка реализуется

деятельностный подход в обучении, применяются новые педагогические

технологии: информационно-коммуникативная, личностно-

ориентированная, развивающее обучение, проблемно-поисковый метод

обучения и т.д.

Имеется 1 кабинет татарского языка. Кабинет оснащен по

современным требованиям.

Все классы в соответствии с уровнем владения языком делятся на

подгруппы. Благодаря деятельности администрации школы,

созданы все условия для плодотворной работы.

В школе есть методическое объединение учителей татарского

языка и литературы, оно функционирует с открытия школы.

Методическая тема объединения: «Совершенствование

профессиональной компетентности учителей татарского

языка и литературы в условиях внедрения инновационных

технологий в современный образовательный процесс».

Основными направлениями работы являются:

обучение детей всех национальностей татарскому языку в

рамках Федеральной программы;

организация индивидуальных консультаций со

слабоуспевающими учащимися;

подготовка, организация и проведение общешкольных

мероприятий по татарскому языку (это неделя татарского языка;

юбилейные вечера, посвященные творчеству татарских писателей,

поэтов и деятелей искусства);

рецензирование проектно-исследовательских работ при

подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.;

подготовка учащихся к школьным и Всероссийским олимпиадам

татарскому языку и литературе.

МО ставит себе целью формирование коммуникативных

компетенций учащихся и базовых речевых навыков. В этих условиях

важнейшее значение при изучении имеет формирование языковой среды

на татарском языке. Оно осуществляется и в творческих объединениях,

и на факультативных занятиях.

Все учителя, являющиеся носителями татарского языка, стремятся

общаться с детьми на родном языке. Все вывески, названия кабинетов

дублируются на татарском языке.

Традиционно проводим творческие вечера, посвященные

юбилейным датам классиков татарской литературы, поэзии и музыки.

Все мероприятия ведутся на двух языках (на татарском и русском).

Посещаем гастроли татарских театров и выставки музеев. Педагоги

школы стремятся максимально погрузить учащихся в татарскую среду.

Основным

методическим

принципом

является

реализация

личностно-ориентированного

обучении.

Педагоги

учитывают

владения

материалом

дифференцированные

разноуровневые

задания),

учитывают

возрастные и индивидуальные особенности учащихся для создания

ситуации успеха.

Наши дети, участвуя в окружных, городских, межрегиональных и

международных конкурсах и олимпиадах, добиваются хороших

результатов.

Эти успехи стимулируют детей на новые победы и помогают

преподавателям воспитывать в них чувство гордости за свою школу, за

свой народ и за свою Родину.

Фания Вахитова
Использование УМК для воспитателей «Создание языковой среды в русскоязычных группах»

МАДОУ «Детский сад № 401 комбинированного вида»

Выступление

для воспитателей русскоязычных групп «Использование УМК в работе с детьми» по теме :

«Создание языковой среды в русскоязычных группах »

Вахитова Ф. Г. -

воспитатель по обучению детей

татарскому языку

г. Казань, 2016 год

В Республике Татарстан татарский язык и русский язык являются равноправными государственными языками . Статус татарского языка как государственного рассматривает татарский язык как средство общения , а также как способ духовно- нравственного развития, развития коммуникативной культуры обучающихся.

Как утверждал У. Вайнрах, билингвизм - это владение двумя языками и свободное их использование в зависимости от круга общения. Мы знаем, что билингвизм – это способность употребления для общения две языковые системы .

Ученые выяснили : только сосуществование довольно длительного времени двух языковых сред , нужных ребенку (естественных или созданных искусственно , приводит к двуязычию и позволяет сохранить его.

В обучении добиться успеха позволяет, с одной стороны, использование личностного подхода к ребёнку, где можно провести индивидуальную работу, примененить систему поощрений, привлечь детей к успехам в их деятельности; с другой стороны, создание татарской языковой развивающей среды .

Цели, которые мы ставим перед ребёнком, являются для него абстрактными, поэтому процесс обучения мы должны строить с целью удовлетворения познавательных, игровых, личностных потребностей ребёнка.

Рассмотрим способы условия создания татарской языковой развивающей среды подробнее .

Исходя из целей обучения русскоязычных детей татарскому языку , необходимо учитывать, что языковая среда должна иметь прежде всего развивающий характер, т. е. нужно создавать развивающую языковую среду . Все методические приёмы, средства обучения , наглядный и раздаточный материал, используемые пособия и оборудование должны создавать и поддерживать развивающий и обучающий характер иноязычной среды .

Языковая развивающая среда включает в себя как языковую среду , так и предметную. Предметная среда привлекает ребёнка , вызывает его интерес к языку . Роль предметной среды в ДОУ очень велика , т. к. ребёнок находится с ней в постоянном контакте. Ребёнок знает, что он может подойти, посмотреть, взять в руки в то, что ему нужно, вызывает его интерес. В связи с этим стимулируется реальное общение на татарском языке в рамках предметной среды . Такое общение становится значимым как для обучаемых, так и для обучающего. Эта среда носит интерактивный характер. В нашем ДОУ создан специализированный кабинет для занятий татарским языком , богатый музей «Говорящих вещей» .

В этом кабинете находятся настольные игры, лото, домино, тематические таблицы, игрушки, игрушки-герои татарских литературных произведений, фотографии, видовые открытки с изображением главных достопримечательностей городов Татарстана, библиотека произведений на татарском языке и многое другое .

Роль воспитателя по обучению татарскому языку , ка и его коллег, выступает в качестве основного средства создания языковой среды . Она является образцом для подражания и моделью речевого поведения детей и взрослых.

В целях реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 – 2015 годы «Килчк» - «Будущее» в соответствии с приказом Министерства образования и науки РТ № 527/12 от 31.01.2012 года на базе МАДОУ «Центр развития – ребёнка № 83 «Фея» создана республиканская экспериментальная площадка по апробации УМК «Говорим по-татарски» проекта «Минем ем» для русскоязычных детей 4-5 лет .

Именно он и стал основой создания и развития татарской языковой развивающей среды в нашем Центре развития ребенка.

Учебно - методический комплект включает в себя неразрывную систему, состоящую из методического пособия воспитателей , аудио-видео материалов, наглядно- демонстрационного материала, диагностических карт, тетрадей для индивидуальной работы.

Работа с родителями предшествовала и сопутствовала развитию двуязычной языковой среды нашего ДОУ . На собраниях, семейных клубах, в консультациях педагоги и воспитатель по обучению татарскому языку помогали родителям лояльно воспринимать обучение татарскому языку как второму языку общения . Педагоги нашего ДОУ рекомендовали родителям «УРОКИ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА ОН ЛАЙН "С НУЛЯ" на сайте http://anatele.ef.com ; советовали посетить официальный сайт МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ http://mon.tatarstan.ru/ в разделе «Дошкольное образование» , где были размещены для ознакомления новые учебно-методические комплекты по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях и другая необходимая информация.

С 2012 года мы получаем учебно - методические комплекты, аудио-видео материалы. Была проведена презентация УМК по обучению двум государственным языкам с целью вовлечения педагогов, родителей в процесс обучения, был рекомендован просмотр телепередачи по воскресеньям в 9.30 по каналу ТНВ “кият иленд” – “В стране сказок”, где происходит закрепление пройденного в детском саду материала, так как сюжет каждой передачи создан с опорой на УМК . Родители каждой группы информированы о дне и времени транслируемой детской передачи. Взрослые имеют возможность наблюдать и радоваться успехам своих детей не только на открытых занятиях, в повседневной жизни, но и при просмотре телепередачи, при чтении статей в газетах.

Организует усилия взрослых в группе уголок по УМК «Говорим по-татарски» . В каждой группе внедряется и осуществляется своевременная замена информации в уголке, выдача печатных, аудио, видео-материалов для закрепления знаний по татарскому языку для родителей наших воспитанников .

Существенным недостатком прежней системы обучения русскоязычных детей татарскому языку было применение принципа «один кабинет – один язык » . Организацию дошкольников татарскому мы определили в качестве основного условия эффективного пути реализации новой технологии обучения детей второму языку . Психологи отмечают, что от мотива как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности зависит качество речи и в конечном счете мера успешности общения и обучения ребенка. Поэтому формирование и обогащение мотивов речевой деятельности в процессе обучения имеют особое значение (Л. С. Выготский, А. М. Леушина, Н. Д. Арутюнова и др.) . Педагоги ДОУ целенаправленно и последовательно создают положительную мотивацию удовольствия от общения и сотворчества со взрослыми и детьми для каждого ребенка в течение всего воспитательно - образовательного процесса, организуют ситуации, вызывающие потребность в общении, учитывая возраст детей и их речевой опыт, используя разнообразные и привлекательные для ребенка методы и приемы (игровые, сюрпризные, проблемно-поисковые, творческие задания, стимулирующие речевую активность и способствующие развитию инициативной речи, творческих речевых умений. Педагоги используют татарский язык во время различных режимных моментов (одевании на улицу, прогулок, приемов пищи, в сюжетно - ролевых играх, дидактических играх, на детских праздниках. Отдельные речевые действия совершаются в сенсомоторных, предметно-практических, соревновательных, воображаемых, занимательных, сказочных и т. п. игровых обстоятельствах. Татарский язык выступает как своеобразное «правило игры» , «шифр» к достижению результатов общения и совместной деятельности. Отметим богатый дидактический материал для закрепления изученного детьми во время НОД по татарскому языку .

Работа организуется в соответствии с календарно-событийным циклом ДОУ. В этом случае дети получают возможность почувствовать другой язык в максимальном объеме, погрузиться в него как в целостную систему. Это подразумевает усвоение разнообразной лексики, многих грамматических конструкций.

Закрепление изученного во время НОД материала в группе происходит в различных видах детской деятельности : учебной, игровой, творческой. Происходит объединение мыслительной, эмоциональной, двигательной деятельности детей. Задействованы различные виды памяти детей : моторная, ассоциативная, визуальная, аудиальная. Включение различных видов деятельности (лепки, аппликации, рисования, пения и др.) и, соответственно, различных анализаторов, способствует более прочному усвоению материала.

Обучение детей татарскому языку производится применительно к конкретным ситуациям, в которых оказываются дети в детском саду (например, пожелание приятного аппетита перед приемом пищи) . Действия педагогов направлены на закрепление у русскоязычных детей потребности обращаться к педагогам и другим детям с различными просьбами и высказываниями на татарском языке . Таким образом, знания, полученные в процессе обучения татарскому языку , дети постоянно реализуют на практике.

Педагоги в течение дня закрепляют знания дошкольников по татарскому языку в различных видах деятельности исходя из интересов детей. Таким образом, педагоги ориентируются на личность каждого ребенка и способствуют реализации его творческого потенциала.

С целью формирования профессиональной компетентности педагогов педагоги ДОУ прошли обучение и проверку знаний, успешно применяют их на практике.

Следует подчеркнуть, что научиться говорить на другом языке означает не только выучить слова и фразы, но и воспитывать в себе толерантное отношение к другой культуре; познакомиться с иноязычной культурой, т. е. с обычаями, устоями другого народа, их праздниками, фольклором, литературными произведениями, сказками, детскими играми. Это значит, что необходимо создавать культурную языковую среду , которая будет способствовать приобщению детей к другой культуре. Грамотно выстроить такую педагогам ДОУ помогает использование НРК в работе с детьми, но это предмет совсем другого разговора.

Созданные в нашем детском саду условия способствуют более легкому и интересному овладению татарским языком русскоязычными дошкольниками . Хочется отметить, что дошкольный возраст является сензитивным в овладении другим языком , поэтому создание подобных условий именно в этот возрастной период является наиболее эффективным.

Итак, основными слагаемыми успеха в создании татарской языковой среды для русскоязычных детей станут :

1. Применение новой педагогической технологии (УМК, современных методических и технических пособий, которые позволят всем педагогам объединить усилия и вести работу целенаправленно и последовательно.

2. Организация языковой среды по обучению русскоязычных дошкольников татарскому языку непосредственно в группах .

3. Формирование мотивации речевой активности. Общение должно проходить таким образом, чтобы ребенок стал его непосредственным участником . Мотивом совместной деятельности на втором языке станет радость , удовольствие от общения, от взаимодействия, сотворчества со взрослым и сверстниками. Он используется в тех ситуациях , когда второй язык выполняет свою функцию - быть средством общения .

4. Использование второго языка в любом доступном виде деятельности дошкольника, и прежде всего в игре.

5. Создание предметно-развивающей среды , соответствующим актуальным задачам развития дошкольников. Прежде всего, отметим наглядные пособия. Особую значимость имеет дидактический материал.

6. Формирование профессиональной компетентности педагогов.

7. Координация усилий педагогов и родителей.

8. Создание культурной языковой среды , которая будет способствовать приобщению детей к другой культуре с помощью НРК.

Эксперимент показал, что интеграция указанных психолого-педагогических условий создает благоприятные предпосылки для успешного освоения русскоязычными детьми татарского языка .

В целях реализации Закона Республики Татарстан от 08.07.1992 № 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» в детских садах республики организовано обучение детей двум государственным языкам: татарскому и русскому.

В «Родничок» с. Ленино-Кокушкино Пестречинского района Республики Татарстан работают шесть групп, в которых состоят дети татароязычного, русскоязычного и смешанного происхождения. Весь осуществляется на русском.

Татарский язык — второй по распространенности на территории . На нем говорят свыше 7 млн чел. в мире, в т. ч. 5,4 млн жителей РФ.

Для того чтобы решить задачу обучения дошкольников родному языку, а именно русскоязычных детей татарскому языку, мы предлагаем три направления работы:

  1. Создание речевой и предметно-развивающей среды.
  2. Проведение обучающих занятий.
  3. Взаимодействие с родителями.

Уроки по татарской лексике предусмотрены три раза в неделю, при этом продолжительность одного урока - примерно 20-30 минут (точность времени зависит от возрастного фактора). Педагог по татарскому языку проводит уроки по подгруппам: отдельно занимается с детьми, которые владеют татарским, и отдельно с теми, чей разговорный язык - русский. Воспитанники посещают занятия с энтузиазмом, поскольку там обучение дошкольников родному языку (или неродному) проходит в игровой форме, показываются мультфильмы и спектакли на татарском.

Методическая база для обучения дошкольников родному языку (или неродному)

Традиционные методики изучения татарской речи сегодня сменяются новыми, аналогов которым до сих пор в Республике Татарстан не существовало. Работники дошкольного образования г. Казани и г. Набережные Челны разработали учебно-методические комплекты по обучению государственным языкам: «Изучаем русский язык» — комплект по обучению татароязычных детей русскому языку; «Говорим по-татарски» — комплект по обучению русскоязычных детей татарскому языку.

Эти комплекты рассчитаны на детей от 4 до 7 лет. Цель разработки - формирование у дошкольников на основе коммуникативных способностей грамотной речи на двух государственных языках. И если раньше в данной области доминировали академичность и теория, то новые учебно-методические комплекты пропагандируют практико-ориентированный принцип обучения, характеризующийся применением мультимедийных технологий, игр, сказок, мультфильмов. И теперь обучение дошкольников родному языку (либо неродному) проходит в процессы игры.

Создание языковой и предметно-развивающей среды в процессе обучения дошкольников родному языку (или неродному)

Впрочем, для того чтобы создать условия для коммуникации детей на двух языках использовать исключительно методические и программные материалы недостаточно, поскольку основное время ребенок проводит в группе с воспитателями. Поэтому сегодня возникает необходимость организовать соответствующую среду по обучению русскоязычных педагогических работников татарскому языку.

Правительство Республики Татарстан провело большую работу, касающуюся изучения русскоязычных воспитателей татарской речи. Например, была сформирована онлайн-школа татарской лексики «Ана Теле» — это специальная дистанционная образовательная программа, предназначенная для тех, кто желает изучить татарский язык. Обучаться в онлайн-школе можно круглосуточно из любой точки мира. Это позволяет каждому желающему в процессе обучения дошкольников родному языку (или неродному) имеет возможность повысить разговорный уровень.

Помимо языковой среды, конечно, необходима предметно-развивающая среда, способствующая освоению детьми татарской лексики. В каждой группе нашего детского сада оформлен специальный уголок «Учим татарский язык», где подобран лексический материал с учетом возрастных особенностей детей; созданы картотеки тематического материала: серии мультфильмов на татарском языке, диски с анимационными сюжетами, музыкальные сказки, детские песни на татарском языке, аудиозаписи татарских народных танцевальных мелодий и др.

Благодаря всему перечисленному происходит погружение детей в среду татарского языка: они легко осваивают семантическую основу и быстро начинают говорить на татарском.

Обучение дошкольников родному языку (или неродному): взаимодействие с родителями

Еще одной важной задачей является вовлечение родителей воспитанников в образовательный процесс, в частности в обучение татарскому. Для решения этой задачи большое значение имеет ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогических работников с родителями, нежели проведение разового мероприятия. Следуя этому принципу, наши воспитатели общаются с родителями на различные темы, из которых билингвизм — самая актуальная.

Когда мы познакомили родителей с проектом обучения в онлайн-школе татарского языка «Ана Теле», они очень заинтересовались и активно подключились к занятиям. Кроме этого, мы предлагаем родителям просмотр татарских мультфильмов и телепередач на двуязычном телеканале ТНВ-Татарстан.

Финансовая поддержка в ходе обучения дошкольников родному языку (или неродному)

В рамках Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Килэчэк» — «Будущее», утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 № 1174, ежегодно дошкольным образовательным организациям, показавшим высокие результаты в обучении детей двум государственным языкам — русскому и татарскому, предоставляется грант в размере 1 млн руб. Муниципальный этап конкурса проводился в апреле 2013 г., в нем приняли участие все детские сады Татарстана (около двух тысяч). В республиканском этапе конкурса принимали участие 109 дошкольных образовательных организаций — победителей муниципального этапа, в т. ч. и наш детский сад.

Получатели гранта определись путем работы республиканской экспертной комиссии. Фактор отбора — хороший уровень владения дошкольников татарским и русским языками. С целью его оценки эксперты посещали детские сады в течение месяца и проводили анализ на тему того, каким образом в ДОО реализуется внедрение новых учебно-методических комплектов по обучению дошкольников родному языку (или неродному). Также экспертной комиссией было проанализировано, как хорошо дети устанавливают контакт на татарском и русском языках, ведут диалоги, используют для выражения собственных фразы и т. д.

По результатам республиканского этапа была подтверждена эффективность работы нашего детского сада в части билингвального образования. Русскоязычные воспитанники свободно изъяснялись с членами экспертной комиссии на татарском, а воспитатель татарского получила место в числе лучших среди коллег и была награждена сертификатом министерства образования и науки Республики Татарстан, дающим право на получение ноутбука. Мы полагаем, что подобных результатов удалось достичь посредством слаженной работы, в которой принял участие весь наш коллектив.

Программа развития ДОО
Концепция стратегии билингвального образования

дошкольников в ДОО

Цель и задачи Стратегии:

Повышение качества обучения дошкольников двум государственным языкам и формирования у дошкольников коммуникативных навыков на русском и татарском языках, развитие их коммуникативных, интеллектуальных способностей, формирование речевых навыков, обеспечивающих равные стартовые возможности к обучению в школе.

Задачи:

1. Повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников

2 Разработка и внедрение новых методов билингвального обучения.

3.Разработка и использование в воспитательно-образовательном процессе игровых интерактивных, мультимедийных ресурсов для детей дошкольного возраста.

3. Создание системы работы с талантливыми и одаренными детьми.

4. Создание условий для общения детей на двух государственных языках Республики Татарстан в ДОО.

5. Воспитание дошкольников в духе толерантности, уважения к традициям и обычаям своего и других народов.

6. Обеспечение условий для формирования нравственно и физически здоровой личности.

Ключевые принципы построения Стратегии

Основной принцип - Реализация права обучения и воспитания дошкольников, в том числе на родном (татарском) языке.

Принцип воспитания в условиях двуязычия.

Двуязычие- диалог языков и культур. Данный принцип реализуется через организацию жизнедеятельности детей в пространстве татарской и русской культуры, в ее региональном и территориальном проявлении.

Принцип «Усилия всех сотрудников на достижение общей цели»

Организуя работу в ДОО по билингвальному образованию дошкольников, необходимо объединить усилия всех сотрудников и педагогов на создание языковой среды, формирование коммуникативных навыков дошкольников. Только так можно достичь положительного результата. Это дело всего коллектива.

Принцип «Объективная оценка профессиональной деятельности всех участников образовательного процесса»

Критерии качества профессиональной деятельности всех участников образовательного процесса должны оцениваться по совокупности показателей качества образования применительно к основной цели настоящей Стратегии. Эти критерии должны быть понятны, прозрачны и объективны.

Принцип «Состязательность участников образовательного процесса»

Повышается необходимость бороться за воспитанника и его родителей, привлекать их в свое учреждение качеством образования и уникальностью программы. Это приведет к здоровой состязательности и, как следствие, к повышению качества образования.

Принцип «Прозрачность и открытость»

Работа по реализации настоящей Стратегии должна быть открытой и прозрачной, с широким участием социума , предполагать ряд проектов, направленных на информирование общественности, на пропаганду важности и необходимости билингвального воспитания и образования, повышение роли каждого родителя в своем развитии и развитии своих детей.

Принцип личностного подхода в воспитании

Каждый воспитанник - личность, которую уважают и принимают. В ДОО обеспечивается психологическая комфортность воспитанников, которая предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание эмоционально позитивной атмосферы, ориентацию на успех.

Принцип деятельностного подхода

Ведущий вид деятельности ребенка- дощкольника – игра. Взаимодействие с ребенком основывается на признании его предшествующего развития, учете его личного опыта, преимущественном использовании игровых приемов. Построение воспитательно-образовательного процесса на принципах партнерских взаимоотношений и сотрудничества с детьми

Признание самоценности дошкольного периода.

Сохранение и развитие психофизического здоровья дошкольников.

Обучение детей на минимально-достаточном материале, исключающем перегрузку детей.

Свобода выбора программ и технологий.

Основные понятия и термины Стратегии

Объект воздействия Стратегии: дети 4-7 лет.

Предмет: Разработка содержания и методов билингвального образования детей дошкольного возраста: методов обучения родному языку и культуре своего народа на основе современных методических и программных продуктов.

Деятельность по билингвальному развитию это социально-организованная взрослыми и возникающая по инициативе детей деятельность, которая:

Максимально методически приближена к естественным условиям,

Воссоздает реальную коммуникативную ситуацию,

Включает детей в освоение окружающей среды.

Гипотеза:

Билингвальное образование предполагает создание эффективной развивающей языковой среды при условии если:

Происходит обучение двум языкам и ознакомление с двумя культурами в социальном окружении ребенка в деятельностной форме на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду всеми педагогами ;

Обучение детей двум государственным языкам предусматривает создание социально-педагогических условий, направленных на развитие у ребенка коммуникативных компетенций;

Учитывается социально-педагогический потенциал микросоциума;

Предусматривается участие педагогов дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе детского сада.

Условия для реализации Стратегии

Главная задача коллектива детского сада – создание условий для эффективной работы по билингвальному образованию дошкольников:


  1. Применение новой педагогической технологии (УМК), современных методических и технических пособий, которые позволят всем педагогам объединить усилия и вести работу целенаправленно и последовательно.

  2. Организация языковой среды по обучению русскоязычных дошкольников татарскому языку в ДОО всеми сотрудниками детского сада. Формирование мотивации к речевому общению детей на двух государственных языках РТ в ДОО.

  3. Общение должно проходить таким образом, чтобы ребенок становится непосредственным участником общения. Мотивом совместной деятельности на втором языке станет удовольствие от общения, от взаимодействия со взрослым и сверстниками. Второй язык выполняет свою функцию – становится средством общения.

  4. Использование второго языка в любом доступном виде деятельности дошкольника, и прежде всего в игре.

  5. Создание предметно-развивающей среды, соответствующим современным задачам развития дошкольников Особое значение приобретает в обучении дошкольников наглядность, яркий дидактический материал, современные дидактические игры, разнообразные игровые пособия, рабочие тетради, информационно- коммуникативные ресурсы (наличие интерактивных досок), компьютерного кабинета.

  6. Повышение уровня педагогического мастерства педагогов ДОО, формирование компетентного стабильного коллектива единомышленников.

  7. Координация усилий педагогов и родителей.

  8. Создание культурной языковой среды, которая будет способствовать приобщению детей к другой культуре с помощью НРК.
Организация педагогического процесса

1. Организация ООД 3 раза в неделю длительностью 20-30 минут в средней, старшей и подготовительной к школе группах в первой половине дня в соответствии СанПиН -2013г.

2. Интеграция образовательного пространства. Интегрированный подход к организации обучения рассматривается как формирование совокупности способов познания и познавательной мотивации, перенос способов познания из одного вида деятельности в другие. Ведущее внимание в них уделяется развитию интегративных качеств ребенка в разных видах деятельности, которые взаимодополняют друг друга, объединяются в единый целостный педагогический процесс.

3. Изучение татарского языка в игровой форме с детьми с 3-4 лет через непосредственное общение,

4. Свободное использование по собственному выбору игр, игрушек, иллюстрированного материала, настольно-печатных игр. Прослушивание записей сказок в свободной совместной деятельности с педагогом, стихов с использованием УМК. Просмотр анимационных сюжетов и мультфильмов УМК,

5.Организация речевой среды по обучению русскоязычных дошкольников татарскому языку в группах: во время режимных моментов-завтрака, обеда, восремя сборов на прогулку.

6. Организация экскурсий с целью знакомства с культурой, историей РФ и РТ.

7. Совместное участие в инсценировках, играх-драматизациях, в ролевых играх, в элементах театральной деятельности .

9. Организация совместных мероприятий с родителями с целью мотивации дошкольников к изучению языка, демонстрации результатов работы по изучению двух государственных языков.

10 Творческие встречи с гостями, носителями национальных культурных ценностей и традиций(поэтами, писателями, творческими коллективами)


Образовательный процесс проектируется на основе постепенно усложняющихся задач речевого развития ребенка, на деятельностном подходе и принципах интеграции.

Использование на занятиях учебно-методического комплекта, введение учебно-игровой задачи способствуют развитию элементов учебной деятельности: умению принять задачу, действовать по инструкции, контролировать себя. Но при этом важно не преувеличивать роль организованного обучения. Ввиду особенностей возраста, детям гораздо ближе наблюдения за реальными событиями, действия с конкретными объектами, деятельность игрового и соревновательного характера.


Мотивация детей к изучению неродного языка

Весь процесс постижения неродного языка выстраивается:

Как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей ребенка;

Как процесс удовлетворения потребностей ребенка в интересном общении со взрослыми и детьми.

Важно построить процесс общения с учетом особенностей развития памяти. Важно построить взаимотношения в игровой форме наиболее рационально, с учетом психофизических возможностей дошкольников (память, работоспособность, утомляемость, потребность в чередовании разных видов деятельности). Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи.

Использование интегрированного подхода к проектированию воспитательно-образовательного процесса имеет явные преимущества: развивающие и образовательные задачи становятся ядром содержательно-смыслового поля, что повышает мотивированность детской деятельности, обеспечивает уменьшение психологических нагрузок на детей при усилении развивающего эффекта. Способствует усилению степени самостоятельности и активности, формированию целостных представлений об окружающем мире.

Основные компоненты реализации Стратегии

Использование УМК по изучению двух государственных языков

Реализация УМК включает в себя:

1. В русскоязычных группах используется комплект по обучению русских детей татарскому языку (учебно-методические пособия, рабочие тетради, демонстрационный, раздаточный материал к занятиям, сборник художественных произведений для чтения детям на татарском языке, анимационные сюжеты) (автор З.М. Зарипова). Проект “Говорим по-татарски”(социально-коммуникативное развитие) состоит из трех частей:

- “Минем өем” (для средней группы),

- “Уйный-уйный үсәбез” (для старшей группы),

- “Мәктәпкә илтә юллар” (для подготовительной к школе группы).

Объём словарного запаса по новому УМК составляет для детей 4-7 лет 167 слов, что соответствует возрастным оособенностям дошкольника. Объём слов доступен для усвоения детьми 4-7 лет, направлен на общение детей, а не только на увеличение словарного запаса.

Национально - региональный компонент

Важнейшим компонентом национальной культуры выступает национальный язык. Именно он позволяет сохранять нацию, ее самобытность и самоценность. Менталитет народа, уровень его национального самосознания, его самоуважения, достоинства, проявляется прежде всего в отношении к своему языку , который выступает основным определяющим фактором духовной культуры Язык - это такой символ культуры, который незаменим никаким другим символом, из чего вытекает абсолютный характер языка, как непреходящей ценности.

Национально-региональный аспект Стратегии обеспечивается реализацией Программы «Мәктәпкәчә яшьтәгеләр әлифбасы. Авазларны уйнатып: методик кулланма: мәктәпкә әзерлек төркемендә эшләүче тәрбиячеләр өчен (автор Р.К.Шаехова).

В Программе отражено содержание образования детей от 3 до 7 лет, формируемое участниками образовательного процесса с учетом климатических, национально-культурных, демографических, социально-экономических и социокультурных условий Республики Татарстан. Программа направлена на обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения, изучения татарского (русского) языка.

Языковая среда в ДОУ

Изучение татарского языка в дошкольном учреждении может быть успешно реализовано в том случае, если язык будет выступать не только в качестве предмета изучения, но, и будет регулярно, активно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности. Воспитателю следует помнить, что дети дошкольного возраста, изучающие татарский (русский) язык, осваивают его в условиях искусственно созданной языковой среды. Языковая среда должна иметь развивающий характер. Научиться говорить на татарском (русском) языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Изучение другого языка – это и знакомство с другой культурой , с праздниками и обычаями другого народа, сказками, детскими играми и фольклором. Таким образом, следует уточнить понятие языковой среды, добавив слово культурная. Такая среда не только сообщает детям новые знания, но и помогает им лучше узнать свою культуру, так как процесс обучения проходит в сравнении.

Одним из основных средств создания языковой среды выступает речевая деятельность на татарском языке взрослых в дошкольном учреждении. Обучающий характер должен проявляться не только в специальных учебных речевых ситуациях на занятиях, но и в процессе различных видов детской деятельности и в режимных моментах. Такие естественно возникающие диалоги являются моделью речевого поведения для детей и образцом для подражания.

Понятие языковой развивающей среды включает как собственно языковое окружение (языковую среду), так и предметно-развивающую среду ребенка.

Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Стратегия и тактика построения языковой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:


  1. Партнерский стиль взаимоотношений «Не рядом, не над, а вместе!»

  2. Содействие становлению ребёнка как личности

  3. Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основанные способности взрослых стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

  4. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Построение языковой среды в ДОО предполагает выполнение требований ФГОС к предметно-развивающей среде, в том числе к развивающей билингвальной среде: развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформирумой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Основные принципы построения развивающей билингвальной среды:

1.Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования

2.Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

3.Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т.д.

4.Принцип эмоциональности среды реализуется созданием в группе определённых традиций:

Достраивание определённых деталей интерьера детьми.

Включение в интерьер крупных игрушек-символов.

Места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей, братьев, сестёр.

5.Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного учреждения другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают непосредственно в детском саду.

Групповые уголки “Минем җирем Татарстан”.

Необходимо создание уголка в группе “Минем җирем Татарстан”. Одной из главных задач- ознакомление с культурой народов Поволжья, где должны быть представлены в соответствии с возрастом детей: символика РФ и РТ (герб, флаг), информационный и наглядный материал о родном городе, Республике Татарстан, столице городе Казани. Информационный материал о России, Башкортостане, Чувашии: (образцы национальных орнаментов для художественной деятельности, дидактические, подвижные игры народов РТ). Также в уголке должны быть представлены материалы по обучению детей татарской национальности родному и русскому языку и закреплению материала по УМК “Говорим по-татарски”: иллюстрации, картины к УМК; дидактические, словесные, ИКТ- игры (разработанные педагогами) по УМК.Педагогам в работе необходимо использовать дополнительный материал для обеспечения современного уровня организации обучения детей дошкольного возраста государственным языкам РТ и ознакомления с культурой народов Поволжья:

Сотрудничество с родителями

Основная цель сотрудничества: возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс

Задачи сотрудничества:


  1. устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для билингвального воспитания и образования детей;

  2. повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в области билингвального образования; поддер­живать уверенность в собственных педагогических возможностях.

  3. создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и сотрудничества, приобщать родителей к участию в жизни ДОУ;

  4. изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система работы с родителями включает:

Ознакомление родителей с содержанием работы ДОО, направленной на билингвальное воспитание и образование ребенка;

Участие в составлении планов спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета;

Активное участие родителей в педагогическом процессе ДОО через организацию и исполнение ролей персонажей в творческих, физкультурных и праздничных мероприятиях.

Обучение конкретным приемам и методам билингвального воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

Показатели результативности реализации Стратегии

Основными показателями результативности ДОО как целостной воспитательной системы будут следующие:

1. Показатели роста навыков и умений детей.

2. Наличие диагностических материалов, констатирующих динамику развития способностей детей.

3. Создание условий, обеспечивающих оптимальное билингвальное воспитание и образование детей.

4. Данные анкетирования, подтверждающих удовлетворенность всех участников учебно-воспитательного процесса проводимой работой.

5. Наличие желания детей и родителей продолжать изучение языков в начальной школе.

Реализация Стратегии позволит повысить качество и обеспечить условия получения образовательных услуг для всех категорий семей и воспитанников, независимо от социального и имущественного статуса, состояния здоровья в условиях инновационного режима развития ДОО.

При этом будет обеспечено единство многих актуальных направлений в образовательном процессе:

Овладение эффективными методами и приемами работы с детьми;

Создание развивающей языковой среды;

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Анализ работы по обучению детей татарскому языку за учебный год. Целью работы в учебном году было обучение дошкольников государственным языкам РТ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, реализуя учебно-методический комплект (УМК). Задачи: 1. Формирование связной речи дошкольников на основе овладения основными коммуникативными способностями на двух государственных языках. 2.Использовать учебно-методические комплекты по всем направлениям для улучшения качества обучения детей родному, татарскому языкам. 3. Повышение уровня владения татарским языком русскоязычных воспитателей в ходе создания языковой среды общения (режимные моменты, ООД, мероприятия и т.д.). Вся работа по обучению детей государственным языкам РТ строилась в соответсвеии с законом «О государственных языках РТ и других языках в РТ» и с темой ДОУ, с УМК. Для решения поставленных задач был составлен перспективный план работы на уч. год, в рамках которого проведены мероприятия: с детьми-оод, коррекционная и индивидуальная работа, праздники, развлечения; родителяими - дни открытых дверей, показ открытых ООД, консультации, привлечение на подписку татарских детских изданий. педагогами ДОУ - консультации, открытый просмотр ООД на основе УМК, учеба по обучению русскоязычных воспитателей.татарскому языку. Обучение языку велось не только в организационных формах обучения, но и во время прогулок, режимных моментах, в коррекционной и индивидуальной работе, при проведении праздников и развлечений, посвященных татарским традициям и обычаям, а также известным татарским писателям - Г.Тукаю, М.Джалилю, А.Алишу. При этом основное внимание уделялось не только запоминанию отдельных слов и грамматических конструкций, но и активизации словарного запаса в разговорной речи детей. с детьми: тематические ООД, представления по мотивам народных сказок,викторина по сказкам А.Алиша, инсценировка произведений А.Алиша постановка сказок на татарском языке на основе УМК, татарские стихи и песни во всех праздниках, тематические занятия, посвящённые памяти поэта; «Джалиля любим и помним...»,экскурсия к

2 памятнику Г.Тукая; Выставка детских рисунков: Сказки Г.Тукая - глазами детей; Мальчишки и девчонки, А также их родители Мультфильмов самых разных Великие любители. мульфильмы с сайта Бала; с родителями: собрания, дни открытых дверей, привлечение родителей по закреплению пройденного материала по УМК, участие родителей на праздниках, развлечениях, консультации; с сотрудниками: консультации, открытые просмотры, пополнение минимузея, тестирования «Знаешь ли ты УМК?» В начале учебного года было проведено анкетирование родителей с целью, выявить слабые звенья в ознакомлении с татарской культурой, языком. Таким образом: из результатов анкетирования видно, что родители знают, что УМК - это учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам. Положительно относятся к тому, что в детском саду ведется активное обучение детей татарскому языку. Поэтому необходимо усилить работу с родителями по изучению детьми татарского языка. На родительских собраниях выступила на темы: «Изучаем татарский язык по инновационным технологиям», «Обучение дошкольников государственным языкам РТ на основе УМК», «Использование УМК «Татарча сойлэшэбез» по обучению детей татарскому языку 4-7 лет». В каждой возрастной группе имеются родительские уголки «Говорим потатрски.-татарча сойлэшэбез». Ежемесячно обновлялись консультации для родителей. В группах имеются национальные утолки для детей. В этом году они пополнились по новым требованиям. Для более успешного знания детьми татарских произведений, воспитатели групп пополнили свои уголки с новыми произведениями татарских писателей. Родители все больше стали обращаться с вопросами по обучению второму языку, про историю Татарстана, по изучаемым темам. Результаты диагностики уровня усвоения программного материала детьми по родному, татарскому языкам в МАДОУ 15 «Кубэлэк» на конец учебного года. Подготовительная к школе группы Обследовано 35 детей Показатели Татарский язык Родной язык Высокий 13-56,5% 7-58,3% Средний % 5-41,6% Низкий - -

3 В целях повышения уровня знаний детей мной была проведена беседа с родителями этих детей, во время беседы рассказала о значении татарского языка в дальнейшей жизни ребенка (учеба в школе), продолжаю вести работу по рабочим тетрадям, веду индивидуальную работу, для активизации детей, использую мультимедийные,сюжетно-ролевые игры, в группе особое внимание уделять созданию языковой среды в режимные моменты и во время ООД. Родной язык 12 детей. Знания по родному языку на высоком уровне, высокие результаты у 7 детей. Чтобы повысить результативность стараюсь детей больше активизировать, на праздники, утренники разучиваем стихотворения. Родителям рекомендую дома, побольше общаться с детьми на родном татарском языке. Предполагаемая причина среднего качества усвоения программного материала по таким разделам как, рассказывание по картинам, составление творческого рассказа, пересказ прочитанного, с детьми дома общаются только на русском языке, нет необходимости говорения на татарском языке, родители детям не читают художественные произведения на татарском языке и не задают вопросы после чтения произведения Старший возраст Обследовано 25 детей Показатели Татарский язык Родной язык 20 5 Высокий 11/55% 3/60% Средний 9/45% 2/40% Низкий - - Средний возраст Обследовано 50 детей Показатели- Татарский язык Родной язык Высокий 12/54,5% 16/57% Средний 10/45,5% 12/43% Низкий - - В ходе анализа результатов диагностики этого года выявлено, что уровень усвоение детьми татарского и родного языка на уровне городских показателей. Результаты диагностики позволяют убедиться в том, что у детей накоплен богатый лексический материал, они умеют слушать и понимать меня, умеют применять свои знания на практике. Дети становятся более раскрепощенными, и у них происходит сознательное овладение татарским языком, как реальным средством общения. По результатам диагностики можно сделать вывод, что дети к обучению в школе готовы. Анализ результатов показал, что дети подготовительного возраста умеют составлять диалоги, выражать свои мысли в разных ситуациях, слушают и понимают монологическую речь, умеют комментировать на татарском языке свои действия, здороваются,

4 прощаются, просят, отвечают на просьбу, выражают сочувствие на татарском языке. Положительные результаты стали возможны благодаря: использованию в работе с детьми УМК; вовлечения педагогов, родителей в процесс обучения; применению дидактических и развивающих игр (как фабричного производства так и сделанными своими руками) по обучению детей государственным языкам РТ; использованию в работе с детьми дидактических игр, аудиокассет; применению метода аудирования; применением определенное количество потешек, стихотворений, загадок, танцев, песен; умениям начать и вести игру на татарском языке. Таким образом, вся работа с детьми, с педагогами и родителями была направлена на накопление определенной суммы знаний и воспитания у детей уважительного отношения и своему народу, другим народам, живущим рядом с нами. Несмотря на положительные результаты есть некоторые проблемы: нет потребности у родителей говорить с детьми на татарском языке, дети не всегда могут продуктивно работать в группе со сверстниками, недостаточно развиты коммуникативные навыки. Наиболее слабо развиты интегративные качества «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками». : нет общения дома, плохая речь, родители детям не читают художественные произведения на татарском языке и не задают вопросы после чтения произведения. Основная цель работы предстоящем учебном году - оптимизация речевой среды для обучения детей государственным языкам Республики Татарстан через организацию совместной деятельности педагогов, родителей и детей. Для увеличения динамики и для более быстрого и успешного усвоения тем в перспективе хочу подготовить речевые дидактические игры по темам УМК. Для увеличения динамики и для более быстрого и успешного усвоения тем в перспективе хочу подготовить речевые дидактические игры по темам УМК на экране. Цель: обучение дошкольников государственным языкам РТ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, реализуя учебно-методический комплект (УМК) Задачи: 1.Создание эффективных педагогических условий для реализации образовательной области «Речевое развитие» (включая обучение детей

5 государственным языкам РТ с использованием УМК) в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 2.Формирование связной речи дошкольников на основе овладения основными коммуникативными способностями на двух государственных языках. 3.Использовать учебно-методические комплекты по всем направлениям для улучшения качества обучения детей родному, татарскому языкам. 4. Повышение уровня владения татарским языком русскоязычны воспитателей в ходе создания языковой среды общения (режимные моменты, ООД, мероприятия и т.д.).

6 /. " - детский сад УТВЕРЖДАЮ >5у SJ4 Заведующий МАДОУ «Детс ж Г сад 15 «Кубэлэк» ренина Ф.И. «M» ubu/c,n(z 2017г. Г одовой план по обучению детей государственным языкам РТ на 2017/2018 учебный год. Воспитатель (по обучению детей татарскому языку) Гумерова Накия Назимовна ЦЕЛЬ: обучение дошкольников государственным языкам РТ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, реализуя учебнометодический, комплект (УМК) ЗАДАЧИ: 1. Формирование связной речи дошкольников на основе овладения основными коммуникативными способностями на двух государственных языках. 2. Совершенствование педагогического мастерства воспитателей по использованию УМК 3. Повышение уровня владения татарским языком русскоязычных воспитателей в ходе создания языковой среды общения (режимные моменты, ООД, мероприятия и т.д.) Оештыру эше Организационная работа Кт/п Наименование Дата проведения 1 Собрать списки детей по группам 1, 2, 3, 4, Август 5, 6. 2 Составить список детей по национальному составу в Август группах 3 Комплектование подгрупп. Август 4 Собрать сведения о выпускниках 2017 года Август 5 Планирование работы на год. Август 6 Оформление документации: Август - перспективное планирование по обучению детей татарскому, родному языку всех возрастных групп; - календарные планы по обучению детей татарскому, родному языку всех возрастных группах. 7 Изучение методической литературы по ФГОС в образовательном процессе ДОУ. 8 Оформление стенды в ДОУ на двух языках. 9 Посещение творческих вечеров известных татарских писателей, поэтов и композиторов. 10 Выписать периодическую литературу на татарском языке: - «Мэгариф - Фэн Ьэм мэктэп - Кемеш кыцгырау - ШэЬри Чаллы - Татарстан По полугодиям 79

7 Методик - оештыру эше Организационно методическая работа. п/п Наименование Дата проведения 1 Изучение инновационных технологий по обучению детей государственным языкам РТ - периодическое изучение материала по УМК на сайте Министерства образования и науки РТ (мон.татар.ру) 2 Посещение открытых ООД проводимые по линии управления, Апрель участие в их работе 3 Посещение творческих вечеров известных татарских писателей, Февраль поэтов и композиторов 4 Изучение методической литературы по ФГОС в образовательном Июнь процессе ДОУ 5 Участие в семинарах, совещаниях и выставках ДОУ. Балалар белэн эш Работа с детьми. JVsn/n Наименование Дата проведения 1 Использовать УМК «Татарча сейлэшэбез» в работе с детьми 4-7 лет по обучению татарскому языку 2 Продолжать проводить обучение детей родному татарскому языкам, используя в работе УМК, инновационные методики, моделирование, схемы, мнемотехнику, пиктограммы, проектирование. Проводить диагностику усвоения программного материала детьми средней, старшей, подготовительной к школе групп. J О Проводить коррекционную, индивидуальную работу с детьми по совершенствованию связной речи на татарском языке. 4 Организовать и провести праздники, развлечения и другие мероприятия по ознакомлению с традициями, культурой и бытом татарского народа и народов РТ. Праздники и развлечения: - развлечения в средних, старших и подготовительных группах. «Сомбелэ» Нэуруз - Тематические занятия о празднике - Выставка детских рисунков на тему: «Сказочный мир А.Алиша» - Тематические занятия о празднике - Выставка детских рисунков на тему: «Сказки Г.Тукая - глазами детей» - Выставка детских рисунков: «Мальчишки и девчонки, А также их родители Мультфильмов самых разных «Великие любители» мультфильмы с сайта «Бала»; - постановка сказок на татарском языке детьми ср.ст.подг.групп. - развлечения в средних, старших и подготовительных группах. «Милли бэйрэм - Сабан туе - Национальный праздник «Сабантуй» 5 Участвовать во всех городских мероприятиях, конкурсах: «Юные чтецы», «Татар малае», «Татар кызы» Сентябрь 2016 Декабрь 2016 Апрель

8 6 Дни открытых дверей для родителей: - Тематические занятия в старших и подготовительных группах. - Выставка детских рисунков по произведениям А. Алиша. - Развлечение ко Дню матери «Энием белэн бергэ «Путешествие в страну сказок Габдуллы Тукая» - Тематические ООД. - Участие на конкурсе юных чтецов. - Выставка детских рисунков по произведениям Г.Тукая «Сказки Г.Тукая - глазами детей» - Просмотр мультфильмов - Музыкально - литературная гостиная «Мы любим Тукая» 7 «Джалиля любим и помним...» - Тематические занятия, посвященные памяти поэта - Выставка детских рисунков по произведениям М.Джалиля 8 Экскурсия в школу 6 с детьми подготовительной к школе ДОУ апрель Февраль группы. 9 Гимнастика для глаз 10 Контроль за осанкой во время занятий Педагоглар белэн эш Работа с кадрами. Методическая работа. п/п Наименование Дата проведения 1 Научно методическая помощь работникам ДОУ по вопросам обучения детей татарскому, родному языкам с использованием УМК 2 Проводить индивидуальные консультации, беседы с педагогами по обучению детёй государственным языкам в кабинете татарского языка. Консультации: «Создание языковой среды для общения на татарском языке в воспитательно-образовательном процессе» «Закрепление словарного минимума, предусмотренного по УМК, воспитателями в игровой, познавательной и речевой деятельности детей. > Развитие коммуникативных способностей у русскоязычных детей на занятиях по обучению детей татарскому (родному языку) «Игровые ситуации по УМК» 3 Проведение занятий с русскоязычными воспитателями по усвоению связной речи для организации языковой среды на татарском языке. ДОУ каждую неделю во вторник 4 Тестирование русскоязычных воспитателей на знание татарского апрель языка 5 Анкетирование педагогов 6 Изучить Закон РТ «О государственных языках в Республике Татарстан, организовать консультацию по требованиям к национальному уголку с начинающими воспитателями. сентябрь 7 Предупредительный контроль состояния национальных уголков в соответствии с требованиями ФГОС и УМК 8 Использовать новые образовательные технологии, мультимедийные ресурсы нового поколения в работе с детьми 4-7 лет по обучению татарскому языку, организовать консультацию 81

9 для воспитателей средней, старших, подготовительных к школе групп. 9 Пополнение материалов педагогов, отражающих работу по УМК (диалоги для дидактических игр, словарный миниму, планирование ООД, памятки и т.д.) 10 Мастер класс с использованием УМК: «Обучаем играя» Ата-аналар белэн эш Работа с родителями п/п Наименование Дата проведения 1 Организация и проведение праздников, развлечений и других мероприятий, по ознакомлению с традициями культурой и бытом татарского народа и народов Поволжья 2 Дни открытых дверей, ООД, развлечения. 3 Анкетирование родителей Организация работы по изучению родного (татарского) языка с вновь поступившими детьми татарской национальности. по использованию УМК в воспитательно - образовательном процессе. «Родной язык в жизни ребёнка» 4 Выступление ita общем родительском собрании Взаимодействие семьи и ДОУ в обучении детей двум государственным языкам РТ. 5 Выступление на родительских собраниях «Работа ДОУ по обучению дошкольников государственным языкам Республики Татарстан с использованием УМК» 6 Консультации и беседы для родителей: > «Система обучения дошкольников государственным языкам РТ с использованием УМК и в соответствии с ФГОС ДО». 7 Информации в родительских уголках групп: Папки-передвижки «Развитие речи дошкольников на двух государственных языках РТ» Организация работы с детьми по закреплению лексического минимума по ^ М К в домашних условиях.. > «Правила обучения детей татарскому языку дома для родителей» 8 Выставки рисунков. Мэктэп белэн эш Работа со школой п/п Наименование Дата проведения 1 Посещение учителями ООД по образовательным областям октябрь «Речевое и познавательное развитие» - речевое развитие, обучение грамоте, ФЭМП и обучению детей двум государственным языкам РТ 2 Посещение учителей школ - обучение бывших выпускников ДОУ, ноябрь усвоение русскоговорящими детьми татарского языка 3 Показ открытого ООД (тат.яз) с детьми в подготовительной группе*- апрель 82


«УТВЕРЖДАЮ» Заведующая МБ ДОУ «Детский сад компенсирующего вида 67 «Надежда» А.И.Брагина 29.августа 2014г. Годовой план по обучению детей государственным языкам РТ на 2014-2015 учебный год Воспитатель

"УТВЕРЖДАЮ" "РАСЛЫЙМ" Заведущий МБДОУ ь 65 "Машенька" длалар бакчасы" медире Е.Н. Лисконог План работы воспитателей по обучению детей татарскому языку на 2016-2017 учебный год Цель: Повысить качество обучения

«Утверждаю» Заведующий МАДОУ «Детский сад 53 «Крепыш» Калашникова З.Ф. 20 г. Годовой план работы на 2015-2016 учебный год воспитателей (по обучению детей татарскому языку) Габдрахмановой Л.Х. и Галиуллиной

6. Составление плана мероприятий к «Международному Дню родного языка», «Неделе Г.Тукая» 1. Работа с детьми 1. Использовать УМК Татарча сөйләшәбез в работе с детьми 4-7 лет по обучению татарскому языку

СОГЛАСОВАНО Ст. МАДОУ «Детский сад 77 «Теремок» «29» августа_ 2014г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ «Детский сад 77 «Теремок» М.И.Анашкина «29_» августа_20_14г. Введено в действие Рассмотрено и принято Приказом

Годовой план работы на 2017-2018 учебный год воспитателя (по) Зариповой Э.Ф. Цель: повысить качество воспитательно-образовательного процесса по выполнению Государственной программы Республики Татарстан

Утверждаю Заведующий МАДОУ «Детский сад 99 «Дулкын» Борисова Л.Ю. августа 2016 Годовой план работы по образовательной области «Музыка» на 2016-2017 год музыкальных руководителей: Кобижаевой А.Г., Цыбуновой

«УТВЕРЖДЕНО» на педагогическом совете МБДОУ Д/с 76 «Ветерок» Заведующий Гаврилова Л.А. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ воспитателя (по обучению МБДОУ д/с 76 «ВЕТЕРОК» ЗАКИРОВОЙ ИНЗИЛИ ИНСАФОВНЫ на 2014 2015

Ведущие задачи Мударисовой Ф.Д. воспитателя (по обучению детей татарскому языку) на 2016-2017 учебный год 1. Систематизировать социально-коммуникативную направленность обучения за счѐт введения речевых

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 9» города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан Татарстан республикасы Әгерҗе муниципаль районы Әгерҗе шәһәре

Анализ воспитательно-образовательной работы МБДОУ «Детский сад 10 Рябинушка» по реализации УМК за 2012-2013 учебный год Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного

Принят на педагогическом совете У Протокол У от «filf» О д 2017 г Утвержден ^Заведующий МАДОУ й сад 272» Г.А.Вафина 2017 г ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСKPIX КОМПЛЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников

ПРИНЯТО на педагогическом совете МБДОУ детского сада 86 «Айболит» г.брянска Протокол 1 от «28» августа 2012г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ детским садом «Айболит» г.брянска А.А.Глушнева Приказ 47 от «28»

Тематический контроль Тема: «Речевое развитие дошкольников в условиях ДОУ» Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи; средствами всестороннего обследования

Сентябрь кадрами 1. Определение тематики самообразования 2. Консультация «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС» задачи, содержание. 3. Консультация «Задачи воспитателя в адаптационный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Речевое развитие ребенка один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника потребностей

Цель: развитие музыкальных способностей ребенка через формирование эмоциональной отзывчивости к эстетической стороне окружающей среды. Задачи: -Продолжать побуждать активный интерес и любовь к музыке;

План по самообразованию На тему: «Развитие связной речи через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО Воспитатель ГБОУ Школа 1394(корпус 1799) Караваева Наталия Львовна Москва 2015-2016г. План по

ПРИНЯТ на педагогическом совете ПРОТОКОЛ 1 от «25» 08 2016г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ д/с «Теремок» О. А. Цыганова 2016 г. ГОДОВОЙ ПЛАН работы МБДОУ детский сад «Теремок» на 2016 2017 учебный год п. Лев

Цель: Воспитание художественных способностей детей, эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности. Развитие музыкальности у детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

МБДОУ «Детский сад «Радуга» с. Лаврентия» Утверждаю: заведующий Т. В. Бушмелева 01.09.2016 г. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад «Радуга» с.лаврентия» Таранюк И.А. на 2016-2017

Пояснительная записка Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Государство берёт на себя ответственность за защиту, охрану и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Одной из

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ачаирский» План работы по самообразованию воспитателя Лихошерст Ольги Борисовны «Речевое развитие детей в условиях внедрения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребѐнка - детский сад 159 г. Владивостока» МБДОУ «Детский сад 159» Наш любимый детский сад Это домик для ребят! Наш чудесный

План по самообразованию воспитателя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 56 г. Красноярск Михайловой Юлии Михайловны с 2014 по 2019 учебный год Тема: «Развитие

Отчета по работе над темой самообразования в период реализации мероприятий практического этапа за 2018-2019 уч. год Педагог, (должность) Якунина О.В., воспитатель 1. План отчета: Тема самообразования «Устное

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 5» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан Приложение

Отчет по работе над темой самообразования в период реализации мероприятий практического этапа за 2016-2017 уч. год Педагог, (должность) Якунина О.В., воспитатель План отчета Тема самообразования «Обогащение

Муниципальная учебно-методическая площадка Планирование и организация взаимодействия ДОУ с родителями (законными представителями) Заведующий Лариса Михайловна Кузнецова Заместитель заведующего Смирнова

Пояснительная записка. Положение разработано с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также методических рекомендаций ГМЦ (Городского методического центра)

КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Фамилия, имя, отчество педагога: Асалиева Ирина Магомедовна. Название темы: «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей. Цель работы: повышение своего теоретического

Система обучения дошкольников государственным языкам Республики Татарстан с использованием УМК В рамках реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы творческой группой,

Задачи: 1. Формирование звуковой культуры речи у детей посредством использования игр и упражнений. 2. Формирование лексической стороны речи в процессе ознакомления с окружающим. 3. Формирование грамматического

Педсовет 1 ТЕМА: «Приоритетные задачи ДОУ на 2014-2015 учебный год» ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 28.08.14г. ЦЕЛЬ: принять годовой план ДОУ, рабочие программы, сетку НОД, режимы дня, наметить пути совершенствования

Муниципальное казѐнное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 10 «Ивушка» городского округа город Фролово Утверждаю Заведующий МКДОУ 10 Т.В.Шулигина Годовой план работы

План работы музыкальных руководителей МБДОУ 69 «Радуга» на 2017-2018 учебный год Направление: «Художественно-эстетическое развитие» Годовые задачи МБДОУ 69 1.Продолжать работу по охране и укреплению здоровья

Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Совместные задачи

Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного обучения, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Совместные задачи

Старший воспитатель Мошкина О.В. Условия, соблюдаемые при планировании Объективная оценка уровня своей работы Выделение целей и задач Четкое представление результатов работы Выбор оптимальных путей, средств

Планирование на сентябрь В ГБОУ Школа 185 (Бульвар Матроса Железняка, дом 32) 1. Работа с детьми (указаны мероприятия по тематической неделе; физкультурные, музыкальные досуги) Младшая группа 6 Дата Мероприятие

План методической работы ДОУ на учебный год Содержание методической работы Сентябрь. Работа с кадрами: Определение тематики самообразования воспитателей и созданию опыта; Консультация «Образное развитие

Цель: Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков адекватно действовать в чрезвычайных

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Красная шапочка» План работы самообразования на 2017-2018 учебный год воспитателя средней группы «Ёлочка» Тема «Использование

ПРИНЯТ на педагогическом совете ПРОТОКОЛ 1 от «30» 08 2017г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ д/с «Теремок» О. А. Цыганова «01» 09 2017 г. ГОДОВОЙ ПЛАН работы МБДОУ детский сад «Теремок» на 2017 2018 учебный

Речевое развитие дошкольников посредством проектного метода В течение ряда лет я работаю над поиском наиболее эффективных методов речевого развития дошкольников. Эта проблема не случайна она связана с

УТВЕРЖДАЮ Заведующая МБДОУ «Детский сад 3» И.Л.Кузенкова СОГЛАСОВАНО Начальник ГИБДД г. Вилючинска А.В.Фоменко ПЛАН СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 13 «Дельфинчик» УТВЕРЖДАЮ: заведующий: Т.В.Серова Годовой план работы музыкального руководителя Кирилиной С.В. на 2016-2017 учебный

Приложение 6 Перспективный годовой план работы учителя-логопеда Лукичевой Я.Н. на 2017-2018 учебный год МЕРОПРИЯТИЯ п/п I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК 1 Подготовка логопедического кабинета к новому учебному году.

Положение о проекте «Книжная страна» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад 179» 1. Общее положение 1.1. Положение о проекте «Книжная страна»

Приложение 1 Утверждено: заведующий МБДОУ 291 Н.А. Лазутина Приказ от Согласовано: Председатель ПС п/п 1 2 3 4 5 6 План работы МБДОУ 291 на 2016/2017 учебный год Мероприятия Срок Ответственный Проведение

Цель: Повышение педагогическим коллективом детского сада 171 качества образовательного процесса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Задачи:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 6» xy»yy,ui, у РАССМОТРЕН: на заседании педагогического совета Протокол от 25 августа 2017г 1 УТВЕРЖДЕН: приказом МБДОУ.«Детский

Приложение 9 к годовому плану работы на 2016-2017 год План работы старшего воспитателя на 2016-2017 учебный год ЦЕЛЬ: - Создание благоприятных условий для комфортного проживания детей и успешности ребѐнка

Мероприятия Сроки выполнени я Общие родительские собрания Октябрь 1 Основные направления работы на 2018-2019 учебный год Ответственные Заведующий «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 6 Г. ТАТАРСКА План по самообразованию воспитателя Зайцева Наталья Васильевна 23 г _I _ (стаж работы) (квалификационная категория)

Проект «Книжная страна» Положение о проекте «Книжная страна» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад 179» 1. Общее положение 1.1. Положение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 7 комбинированного вида» ТГО Консультация для воспитателей на тему: «Оформление плана по самообразованию педагога» Оформление

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад 1 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному

УТВЕРЖДЕНО: На педагогическом Совете 1 от 27 августа 2015 г. Заведующий МОУ детским садом 283 М.Н.Малюгина ПЛАН мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на 2015 2016 учебный

План работы ГБОУ Школа 1240/ДО и 4-Й БАТАЛЬОНА ПОЛКА ДПС УВД Г. МОСКВЫ ЦАО по профилактике дорожно-транспортного травматизма на 2016/ 2017 учебный год Основные цели и задачи: 1. Продолжить работу педагогического

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 общеразвивающего вида Истринского муниципального района Утверждено: Заведующим МДОУ д/с 5 Захаровой Л.С. Годовой план работы по образовательной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» п. Зональная Станция» Томского района Анализ работы за 2015-2016 учебный год Учитель -логопед: Домнина Ольга Анатольевна

2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА Контроль за реализацией Программы. Тематический контроль 1. Тема: «Развитие грамматического строя речи дошкольников посредством игровых методов» Сроки проведения:

Управление образования Альметьевского муниципального района Августовская конференция работников образования «Современное образование: новые ориентиры, новые требования». Секция старших воспитателей. Тема:

Утверждаю Заведующий МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад 83 «ФЕЯ» Гимадеева Н.Ю августа 2014 Годовой план работы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка»